- Преподавателю
- Русский язык и литература
- "«Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века: Н. А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором. .. » (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. С. Никитин. «Утро»; А. Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стих"
"«Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века: Н. А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором. .. » (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. С. Никитин. «Утро»; А. Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стих"
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дегтярева Ю.А. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Класс: 5
Урок №41
Тема урока: «Взаимоотношения человека и природы в стихотворениях поэтов XIX века: Н.А. Некрасов. «Зажгло грозою дерево», «Не ветер бушует над бором...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»); И.С. Никитин. «Утро»; А.Н. Майков. «Ласточки». Одушевление природы в стихотворных пейзажах».
Тип урока: Урок введения нового знания.
Цель: осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности, развитие умений адекватного использования речевых средств для отображения своих чувств и мыслей, организация деятельности учащихся по изучению темы «Изображение природы в творчестве поэтов 19 века».
Задачи:
Образовательные - способствовать изучению биографии поэтов и их произведений, научить излагать собственную точку зрения на предмет изучения, обеспечить условия для закрепления изученных ранее понятий теории литературы - художественных средств (эпитеты, олицетворения и т.д.).
Развивающие: развивать умение самостоятельно ставить и формулировать цель урока, опираясь на тему урока, развивать умение ставить учебные задачи, развивать умение работать самостоятельно, развивать умение самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников при выполнений заданий, развивать умение работать в группе, развивать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста
Воспитывающие: способствовать воспитанию уважительного отношение к природе, к ее красоте, способствовать формированию уважительного отношения к творчеству поэтов, способствовать воспитанию художественного вкуса, подвести учащихся к осознанию ценности литературы, способствовать воспитанию принятия ценности природного мира.
Ход урока
-
Орг. момент.
Добрый день, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, что дорого и близко каждому - о родной природе. Природа - это и бурлящие реки, и глубокие, спокойные озера, и весенние ручейки. Природа - это леса, степи и пустыни. Что вы можете сказать о природе родного края, о природе Казахстана?
(ответы учащихся)
-
Этап актуализации знаний.
Я хотела бы прочитать вам стихотворение Мариям Хакимжановой, посвященное нашей Родине.
О Тобол, мой Тобол,
Беспокойный, и вольный, и вечный.
Я любуюсь тобой.
Я когда-то бывала беспечной,
Я была молода,
И когда в твои волны входила,
Целовала в уста,
Будто ты не река, а мой милый.
И кивали приветливо мне
С берегов зеленые талы.
Я плыла у тебя на волне
И ни капли не уставала.
А тростник молодой,
От меня отвернувшись смущенно,
Трепетал над водой,
Пеленой укрываясь зеленой...
одинеРоРо
Стихи о природе - это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким.
Сегодня мы с вами окажемся не в обычном, а в литературном кафе, где подают не еду, а чувства, мысли и знания. Обратите внимание на название нашего литературного кафе. Как вы думаете о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(ответы учащихся)
Если в обычное кафе мы приходим для того, чтобы утолить голод, пообщаться с друзьями, то задачи посещения литературного кафе совсем другие. Давайте вместе попробуем сформулировать то, чему мы должны сегодня научиться.
(ответы учащихся)
Слово учителя: Сейчас я хочу предложить вам выбрать аперетив. Ребята, знакомо ли вам понятие «Аперетив»?
(ответы учащихся)
Слово учителя: В области ресторанного дела аперити́в - напиток, подаваемый перед едой и улучшающий аппетит. Наш аперитив не обычный, а эстетический.
В нашем меню представлены несколько аперитивов и я предлагаю вам заказать один на выбор.
(просмотр учащимися предложенного меню)
Аперетив «Зимняя сказка - Северное сияние»
Стоимость: ответ на 3 вопроса
-
Какой теме было посвящено данное видео?
-
Какие эмоции и чувства вы испытывали, когда смотрели его?
-
Как вы считаете, что необходимо сделать для сохранения природы?
Аперетив «Пробуждение природы»
Стоимость: Кластер на тему «Весна»
Аперетив «Осенние краски»
Стоимость: подбор ассоциаций к слову «Осень»
(учащиеся просматривают меню, в группе делают выбор, просматривают предложенные видео и выполняют задания)
3) Этап подготовки к изучению новой темы.
Слово учителя: Итак, вы улучшили свой литературный аппетит, и мы можем продолжать совершать заказы. Украшением интерьера нашего литературного кафе являются картины у вас на столиках (у детей на столах лежат пейзажи русских и казахских художников).
Расскажите мне, что на них изображено?
(ответы детей)
Какая тема объединяет все эти картины?
(ответы детей)
Слово учителя: Но ведь в литературном кафе, как и в обычном, вы можете познакомиться с интересными людьми. Возможно, тема природы объединяет не только картины, но и наших гостей. Иногда к нам приходят поэты и писатели…
-
Этап изучения новой темы
Слово учителя: Сейчас мы познакомимся с нашими гостями. Сегодня за первым столиком я видела самого Ивана Саввича Никитин. Иван Саввич, вы не могли бы рассказать немного о себе нашим гостям?
(рассказ биографии подготовленным учеником)
Ученик: Я родился 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году поступил в духовную семинарию Воронежа. Но из-за тяжелой ситуации дома в 1843 году вынужден был покинуть семинарию. Еще во время обучения я увлекся литературой, начал писать стихи. За всю биографию опубликовал два сборника стихотворений. Первый сборник вышел в 1856 году, второй - в 1859. Много стихотворений я посвятил родной природе.
(чтение стихотворения под музыку)
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник - природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
Слово учителя: А за вторым столиком мне встретился Николай Алексеевич Некрасов. Николай Алексеевич, нам было бы интересно услышать о вашей жизни.
(рассказ биографии подготовленным учеником)
Ученик: Я родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Подольской губернии. В период с 1832 - 1837 года я учился в Ярославской гимназии. Учеба давалась мне тяжело, поэтому бывало, что и прогуливал занятия. Зато я начал писать стихи. В 1841 году я начал работу в "Отечественных записках". Позже стал издателем журнал «Современник». Природу я полюбил с детства и пронес через все своё творчество. Послушайте и вы мои стихи о природе.
(чтение стихотворения под музыку)
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
Слово учителя: Нас сегодня посетил Аполлон Николаевич Майков. Я думаю, ему тоже есть, что рассказать о себе.
(рассказ биографии подготовленным учеником)
Ученик: Я родился 23 мая 1821 года. Стихи стал писать с 15-ти лет. Поступил в 1837 г. в Санкт-Петербургский университет, на юридический факультет. Я мечтал о карьере живописца, но решил посвятить себя литературе. В 1842 году предпринял заграничное путешествие, около года жил в Италии, затем в Париже. Но больше всего я люблю свою Родину. Люблю сельскую природу, люблю заниматься рыболовством.
(чтения стихотворения под музыку)
От грустных дум очнувшись, очи
Я подымаю от земли:
В лазури темной к полуночи
Летят станицей журавли.
От криков их на небе дальнем
Как будто благовест идет -
Привет лесам патриархальным,
Привет знакомым плесам вод!..
Здесь этих вод и лесу вволю,
На нивах сочное зерно...
Чего ж еще? ведь им на долю
Любить и мыслить не дано...
Слово учителя: Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить выступления поэтов. За каждую категорию вы можете максимально выставить 1 балл. Таким образом, максимум ваш столик может выставить 5 баллов. Затем мы суммируем баллы от трех групп и найдем среднее значение, которое и станет итоговой оценкой выступлению поэта. Вам предлагается оценить их творческие презентации по следующим параметрам:
-
«Глубина раскрытия фактов из биографии»
-
«Соответствие темы выбранного стихотворения теме урока»
-
«Умение выразительно представить литературное произведение»
-
«Соответствие музыкального оформления и темы, ритмики стихотворения»
-
«Артистизм»
(группы совещаются и выставляют за каждую категорию баллы)
6) Этап усвоения новых знаний
В меню на обед вам предложены аудио-блюда. После прослушивания, вы должны сами попробовать выразительно прочитать стихотворные произведения.
И.С. Никитин «Утро» Стоимость: выразительное чтение
Н.А. Некрасов «Мороз, красный Нос» Стоимость: выразительное чтение
А.Н. Майков «Ласточки» Стоимость: выразительное чтение
(учащиеся слушают аудиозаписи и затем читают стихотворения самостоятельно).
7) Этап закрепления новых знаний
В нашем литературном кафе вам предложены блюда настоящих исследователей, и я предлагаю вам проявить себя, ценой данных блюд будут ваши оценки в конце урока.
«Дед Мороз из народных сказок и «Мороз» Н.А. Некрасова: сравнительная таблица»
«Художественные приемы «Утра» И.С. Никитина: эпитеты, олицетворения, сравения, цвета, звуки»
«Образы «Ласточек» А.Н. Майкова: описание, художественные приемы».
(учащиеся выбирают задание и индивидуально выполняют его. Затем заслушиваются ответы двух-трех учащихся, у остальных для оценивания собираются тетради).
8) Домашнее задание
Домашнее задание - выучить наизусть стихотворение Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» или И.С. Никитина «Утро». На следующий урок вам нужно будет выразительно представить выбранное стихотворение.
Выставление и комментирование оценок.