Урок «Разоблачение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»

Тип урока: формирование новых знаний Форма урока: педагогическая мастерская Цели: Подвести студентов к пониманию истинных причин опустошенности жизни Свидригайлова и его попытки нравственного воскрешения.Добиться понимания обучающимися того, что в жизни человека, совесть которого нечиста, возможен такой момент, когда уже ничто не может спасти его. Задачи: Учить анализировать эпизоды эпического произведения.Развивать память, внимание, выразительное чтение, чувство любви к прекрасному (литература, кино).Формировать гражданскую позицию; пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

среднего профессионального образования

«Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса»


Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»


Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»

Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»

Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»

Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»


г. Черногорск

2014 г.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: педагогическая мастерская

Цели:

  1. Подвести обучающихся к пониманию истинных причин трагической опустошенности жизни Свидригайлова и его несостоявшейся попытки нравственного воскрешения.

  2. Добиться понимания обучающимися того, что в жизни человека, совесть которого нечиста, возможен такой момент, когда уже ничто не может спасти его.

Задачи:

  1. Учить анализировать эпизоды эпического произведения.

  2. Развивать память, внимание, выразительное чтение, чувство любви к прекрасному (литература, кино).

  3. Формировать гражданскую позицию; пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.

Оформление: записи на доске, портрет Ф.М. Достоевского, тексты романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», плакаты с высказываниями Шкловского, Кирпотина, Достоевского;

Оборудование: листы ватмана, маркеры, сердечки (по количеству обучающихся), клей, телевизор, видеомагнитофон, к/ф «Преступление и наказание» (1969 г.), магнитофон, аудиозаписи.

Обучающиеся сидят группами из 6-8 человек.



Ход урока:

I. Начальный этап.

  1. Чтение учителем эпиграфа под музыкальное сопровождение (отрывок из письма Ф.М. Достоевского брату «Человек есть тайна…»).

  2. Тема, цели, задачи урока.

II. Основная часть:

  1. Вступительное слово учителя:

Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников дан у Достоевского только в одном плане - как человек, одержимый идеей («счастье ста человек важнее жизни одной зловредной старухи»), но после совершенного преступления оказывается, что гибелью одного человека никого невозможно осчастливить.

  1. Фронтальная работа:

Линия раскола обозначает раскол в душе Раскольникова. В романе писатель создал и других «расколотых» персонажей, как бы двойников главного героя, которые отражают негативные компоненты теории Раскольникова.

- Кто эти двойники? (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников)

-Кто, по вашему мнению, из двойников Раскольникова кажется трагичнее? (Свидригайлов)

- Существует много трактовок образа Свидригайлова: В. Шкловский «Это шулер, альфонс, насильник, отравитель»; В. Кирпотин, исследователь творчества Ф.М. Достоевского «Потенциально Свидригайлов - человек большой совести и большой силы». (Высказывания расположены на доске). В конце урока вы ответите, кто, по - вашему, прав в оценке Свидригайлова.

- Вспомните, каков финал Свидригайлова?

- Поразмышляйте о причинах самоубийства героя. («Из - за скуки», «его ничего не интересовало», «мучился из-за прошлого», «сошел с ума»).

- Разные причины указываете вы. Все это говорит о сложной и трагической судьбе героя. Итак, давайте подробнее поговорим о нем, тем более, что сам автор считал создание образа Свидригайлова большой удачей и записал в дневнике: «Свидригайлов, Свидригайлов! Великолепно будет!» (высказывание на доске).

3. Работа в группах.

Задание №1:

- Из каких эпизодов мы узнаем о жизни Свидригайлова?

(Письмо Пульхерии Александровны, рассказы Дунечки, рассказы Лужина).

- Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах лежит задание:

А) Предыстория героя:

- письмо Пульхерии Александровны;

- рассказы Дунечки;

- рассказы Лужина.

Б) Теория Свидригайлова;

В) Сны, призраки, являющиеся герою:

- Марфа Петровна;

- Филипп;

- девочка.

Д) Не вызывает сомнения его виновность в чем? (самоубийство девочки - подростка, косвенная вина в гибели человека Фильки, не чувствует он себя спокойно и при воспоминании о Марфе Петровне).

Каждая группа афиширует свой доклад: вывешивают на доску основные тезисы выступлений.

4. Слово учителя.

У вас получился портрет человека без чести и совести. И все же в прошлой жизни Свидригайлова было нечто такое, что заставило Марфу Петровну, женщину «пламенную и восприимчивую», выкупить его из долговой ямы, вывезти к себе в деревню, а потом возвратить долговой документ, да еще вдобавок «примечательную сумму» подарить.

- А что Дунечка отмечает?

(Его «терпение и даже вежливость»).

Однако все перевернулось в жизни Свидригайлова с появлением в их доме Дунечки Раскольниковой.

  1. Индивидуальное задание: рассказы о Дунечке Раскольниковой.

  2. Слово учителя.

Ряд исследователей считает, что встреча с Дуней и безответная любовь к ней - это наказание Свидригайлову «за все его гнусности», ему нечем жить. Он предпринимает свой последний «вояж».

- А может встреча с Дуней - это не наказание, а озарение, просветление в жизни Свидригайлова? (обучающиеся отвечают).

Любовь пробуждает лучшее, что есть в Свидригайлове. Он спешит в Петербург с решением или найти спасение, или больше не жить. В Раскольникове, о котором ему рассказывает Дуня, он надеется увидеть одного из тех, кто живет по другим законам: законам добра, красоты, подлинного великодушия. Он хочет почувствовать себя свободным от власти прошлого, которое цепко держит его, напоминая о себе привидениями.

7. Работа в группах.

Задание №2

- Расскажите о добрых делах Свидригайлова, о его поведении.

(Он все делает с величайшим тактом и деликатностью, не добиваясь ни благодарности, ни доброй памяти о себе. Он искренне творит добро, но это уже не приносит ему удовлетворения).

Обучающиеся вывешивают тезисы на доску и озвучивают их.

8.Слово учителя.

- Что же произошло?

(Очевидно, прошлые преступления «омертвили» какую - то часть его души, и цинизм гибели охватывает его все прочнее и глубже. Слово «скучно» не сходит у него с языка).

- Остается одна надежда на спасение. Где она?

9. Просмотр эпизода из к/ф «Преступление и наказание» (Сцена свидания Свидригайлова с Дуней).

- После просмотра мне бы хотелось услышать, почему, по вашему мнению, Свидригайлов все - таки решился на самоубийство, на свой последний «вояж». (Обучающиеся отвечают).

10. Слово учителя.

Свидригайлов ищет встречи с Дунечкой. Но тут выясняется что - то очень важное. Что именно? Оно и даст окончательный ответ.

(Это Раскольникову казалось, что Свидригайлов способен только на разврат, а ему нужна настоящая любовь, которая и откроет дорогу к новой жизни).

Но эта дорога для него закрыта. Предлагаемый им Раскольникову рецепт: бежать за границу и добрыми делами загладить преступление - его самого уже спасти не может. Ничто не может спасти Свидригайлова от разрушения и гибели, поэтому он сам казнит себя.

11. Работа в группах.

Задание №3

- Каковы же нравственные уроки трагической судьбы Свидригайлова? (Вспомните философские взгляды Ф.М. Достоевского).

Обучающиеся вывешивают тезисы на доску и озвучивают их:

* Зло, причиненное человеком людям, всегда оборачивается против него самого, убивая часть души его.

* Ни человек, ни общество, ни человечество не могут жить без цели; без идеала, без веры в истину и добро жить нельзя.

* На примере Свидригайлова Ф.М. Достоевский показывает, что нельзя совершить даже одно зло ради ста добрых дел.

12. Слово учителя.

- Правильно, как раз это понял Свидригайлов и казнил себя. Возвратимся к началу урока. Кто же прав в оценке Свидригайлова, Кирпотин или Шкловский. (Обучающиеся отвечают).

III. Заключительное слово учителя.

Показывая самоубийство Свидригайлова, Достоевский полностью реализовал свой нравственно - философский замысел: человек несет личную ответственность за свою несостоявшуюся жизнь.

Вот оно, тревожное предупреждение писателя из 19 века веку 21. Может поэтому, Достоевский и записал в своем дневнике: «Свидригайлов, Свидригайлов! Великолепно будет!»

-Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел» А теперь оцените вашу работу на уроке. На альбомные листы, которые лежат у вас на столах, наклейте сердечки - соответствующие вашей оценке:

Красный - я работал хорошо.

Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»Синий - в моей работе были недостатки.

Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»Желтый - я работал плохо.

IV. Заключительный этап.

  1. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему:

- В чем трагедия Свидригайлова?

- Можно ли совершить преступление ради общего счастья?

-Почему, по мнению Достоевского, нельзя преступать законы человечности?



Урок «Разоблачение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»


© 2010-2022