- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Разоблачение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»
Урок «Разоблачение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» идеи «одно зло и сто добрых дел»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Платонова Е.В. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Техникум профессиональных технологий, торговли и сервиса»
г. Черногорск
2014 г.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: педагогическая мастерская
Цели:
-
Подвести обучающихся к пониманию истинных причин трагической опустошенности жизни Свидригайлова и его несостоявшейся попытки нравственного воскрешения.
-
Добиться понимания обучающимися того, что в жизни человека, совесть которого нечиста, возможен такой момент, когда уже ничто не может спасти его.
Задачи:
-
Учить анализировать эпизоды эпического произведения.
-
Развивать память, внимание, выразительное чтение, чувство любви к прекрасному (литература, кино).
-
Формировать гражданскую позицию; пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.
Оформление: записи на доске, портрет Ф.М. Достоевского, тексты романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», плакаты с высказываниями Шкловского, Кирпотина, Достоевского;
Оборудование: листы ватмана, маркеры, сердечки (по количеству обучающихся), клей, телевизор, видеомагнитофон, к/ф «Преступление и наказание» (1969 г.), магнитофон, аудиозаписи.
Обучающиеся сидят группами из 6-8 человек.
Ход урока:
I. Начальный этап.
-
Чтение учителем эпиграфа под музыкальное сопровождение (отрывок из письма Ф.М. Достоевского брату «Человек есть тайна…»).
-
Тема, цели, задачи урока.
II. Основная часть:
-
Вступительное слово учителя:
Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников дан у Достоевского только в одном плане - как человек, одержимый идеей («счастье ста человек важнее жизни одной зловредной старухи»), но после совершенного преступления оказывается, что гибелью одного человека никого невозможно осчастливить.
-
Фронтальная работа:
Линия раскола обозначает раскол в душе Раскольникова. В романе писатель создал и других «расколотых» персонажей, как бы двойников главного героя, которые отражают негативные компоненты теории Раскольникова.
- Кто эти двойники? (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников)
-Кто, по вашему мнению, из двойников Раскольникова кажется трагичнее? (Свидригайлов)
- Существует много трактовок образа Свидригайлова: В. Шкловский «Это шулер, альфонс, насильник, отравитель»; В. Кирпотин, исследователь творчества Ф.М. Достоевского «Потенциально Свидригайлов - человек большой совести и большой силы». (Высказывания расположены на доске). В конце урока вы ответите, кто, по - вашему, прав в оценке Свидригайлова.
- Вспомните, каков финал Свидригайлова?
- Поразмышляйте о причинах самоубийства героя. («Из - за скуки», «его ничего не интересовало», «мучился из-за прошлого», «сошел с ума»).
- Разные причины указываете вы. Все это говорит о сложной и трагической судьбе героя. Итак, давайте подробнее поговорим о нем, тем более, что сам автор считал создание образа Свидригайлова большой удачей и записал в дневнике: «Свидригайлов, Свидригайлов! Великолепно будет!» (высказывание на доске).
3. Работа в группах.
Задание №1:
- Из каких эпизодов мы узнаем о жизни Свидригайлова?
(Письмо Пульхерии Александровны, рассказы Дунечки, рассказы Лужина).
- Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах лежит задание:
А) Предыстория героя:
- письмо Пульхерии Александровны;
- рассказы Дунечки;
- рассказы Лужина.
Б) Теория Свидригайлова;
В) Сны, призраки, являющиеся герою:
- Марфа Петровна;
- Филипп;
- девочка.
Д) Не вызывает сомнения его виновность в чем? (самоубийство девочки - подростка, косвенная вина в гибели человека Фильки, не чувствует он себя спокойно и при воспоминании о Марфе Петровне).
Каждая группа афиширует свой доклад: вывешивают на доску основные тезисы выступлений.
4. Слово учителя.
У вас получился портрет человека без чести и совести. И все же в прошлой жизни Свидригайлова было нечто такое, что заставило Марфу Петровну, женщину «пламенную и восприимчивую», выкупить его из долговой ямы, вывезти к себе в деревню, а потом возвратить долговой документ, да еще вдобавок «примечательную сумму» подарить.
- А что Дунечка отмечает?
(Его «терпение и даже вежливость»).
Однако все перевернулось в жизни Свидригайлова с появлением в их доме Дунечки Раскольниковой.
-
Индивидуальное задание: рассказы о Дунечке Раскольниковой.
-
Слово учителя.
Ряд исследователей считает, что встреча с Дуней и безответная любовь к ней - это наказание Свидригайлову «за все его гнусности», ему нечем жить. Он предпринимает свой последний «вояж».
- А может встреча с Дуней - это не наказание, а озарение, просветление в жизни Свидригайлова? (обучающиеся отвечают).
Любовь пробуждает лучшее, что есть в Свидригайлове. Он спешит в Петербург с решением или найти спасение, или больше не жить. В Раскольникове, о котором ему рассказывает Дуня, он надеется увидеть одного из тех, кто живет по другим законам: законам добра, красоты, подлинного великодушия. Он хочет почувствовать себя свободным от власти прошлого, которое цепко держит его, напоминая о себе привидениями.
7. Работа в группах.
Задание №2
- Расскажите о добрых делах Свидригайлова, о его поведении.
(Он все делает с величайшим тактом и деликатностью, не добиваясь ни благодарности, ни доброй памяти о себе. Он искренне творит добро, но это уже не приносит ему удовлетворения).
Обучающиеся вывешивают тезисы на доску и озвучивают их.
8.Слово учителя.
- Что же произошло?
(Очевидно, прошлые преступления «омертвили» какую - то часть его души, и цинизм гибели охватывает его все прочнее и глубже. Слово «скучно» не сходит у него с языка).
- Остается одна надежда на спасение. Где она?
9. Просмотр эпизода из к/ф «Преступление и наказание» (Сцена свидания Свидригайлова с Дуней).
- После просмотра мне бы хотелось услышать, почему, по вашему мнению, Свидригайлов все - таки решился на самоубийство, на свой последний «вояж». (Обучающиеся отвечают).
10. Слово учителя.
Свидригайлов ищет встречи с Дунечкой. Но тут выясняется что - то очень важное. Что именно? Оно и даст окончательный ответ.
(Это Раскольникову казалось, что Свидригайлов способен только на разврат, а ему нужна настоящая любовь, которая и откроет дорогу к новой жизни).
Но эта дорога для него закрыта. Предлагаемый им Раскольникову рецепт: бежать за границу и добрыми делами загладить преступление - его самого уже спасти не может. Ничто не может спасти Свидригайлова от разрушения и гибели, поэтому он сам казнит себя.
11. Работа в группах.
Задание №3
- Каковы же нравственные уроки трагической судьбы Свидригайлова? (Вспомните философские взгляды Ф.М. Достоевского).
Обучающиеся вывешивают тезисы на доску и озвучивают их:
* Зло, причиненное человеком людям, всегда оборачивается против него самого, убивая часть души его.
* Ни человек, ни общество, ни человечество не могут жить без цели; без идеала, без веры в истину и добро жить нельзя.
* На примере Свидригайлова Ф.М. Достоевский показывает, что нельзя совершить даже одно зло ради ста добрых дел.
12. Слово учителя.
- Правильно, как раз это понял Свидригайлов и казнил себя. Возвратимся к началу урока. Кто же прав в оценке Свидригайлова, Кирпотин или Шкловский. (Обучающиеся отвечают).
III. Заключительное слово учителя.
Показывая самоубийство Свидригайлова, Достоевский полностью реализовал свой нравственно - философский замысел: человек несет личную ответственность за свою несостоявшуюся жизнь.
Вот оно, тревожное предупреждение писателя из 19 века веку 21. Может поэтому, Достоевский и записал в своем дневнике: «Свидригайлов, Свидригайлов! Великолепно будет!»
- А теперь оцените вашу работу на уроке. На альбомные листы, которые лежат у вас на столах, наклейте сердечки - соответствующие вашей оценке:
Красный - я работал хорошо.
Синий - в моей работе были недостатки.
Желтый - я работал плохо.
IV. Заключительный этап.
-
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему:
- В чем трагедия Свидригайлова?
- Можно ли совершить преступление ради общего счастья?
-Почему, по мнению Достоевского, нельзя преступать законы человечности?