- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема: Глагол настоящего времени
Тема: Глагол настоящего времени
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бейсебаева М.Н. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алматинская область
Сарканский район
Село Алмалы
Учитель русского языка и литературы
Новопопровской средней школы
с дошкольным мини-центром
Бейсебаева Мнира Нурахимовна
Тема урока: Изменение глаголов настоящего времени.
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с новой темой; дать полное объяснение о глаголах настоящего времени
-
Способствовать формированию умения применять теоретическое знание на практике
-
Воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову и труду
Тип урока: изучение нового материала
Метод урока :урок путешествие
Оборудование: слайды, интерактивная доска, таблицы, учебник «Русская речь» для 5 класса
Ход урока
І Организационный момент
Психологический настрой
Стихотворение
Мы школьники резвые,
Будем прилежный впредь!
Мы обязаны руссой речью
Хорошо владеть.
ІІ Опрос домашнего задания
-
Проверка письменной работы. Упражнение 345. Напишите глаголы в неопределенной форме.
-
Блиц опрос:
-
Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
-
Что такое неопределенная форма глагола?
-
Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме?
-
Назовите виды глагола. Что они обозначают?
-
Что такое спряжение?
-
«Лабиринт»
Кто трудится,
лень с пути сбивает
Труд прославляет,
тот и сыт
Труд человека кормит,
тот не ест
Терпение и труд
все перетрут
Кто не работает,
а лень портит
-
Находите глаголы и составьте кластер.
Глагол
Путешествие по удивительной стране «Глагол»
Первая остановка на станции «Теоретическая»
ІІІ Объяснение нового материала.
Глагол
1. Часть речи.
2. Отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
3. Обозначает действие предмета. Играть, стоять, говорить, писать, улыбаться, читать.
4. Могут стоять в неопределенной форме
5. Виды
Совершенный
(что сделать?)
()
Несовершенный
(что делать?)
Времена глагола
Настоящее
прошедшее
будущее
Что делает?
Что делают?
Что делал?
Что делали?
Что сделал?
Что сделали?
Что будет делать?
Что будут делать?
Что сделает?
Что сделают?
Наклонения
Изъявительное
Повелительное
Сослагательное
Спряжение глагола -это изменение глагола по лицам и числам
Единственное число
І
Множественное число
І лицо Я -у; -ю
І лицо Мы -ем
ІІ лицо Ты -ешь
ІІ лицо Вы -ете
ІІІ лицо Он (она, оно) -ет
ІІІ лицо Они -ут, ют
Единственное число
ІІ
Множественное число
І лицо Я -у; -ю
І лицо Мы -им
ІІ лицо Ты- ишь
ІІ лицо Вы -ите
ІІІ лицо Он (она, оно) -ит
ІІІ лицо Они -ат, ят
ІV Остановка «Закрепление материала»
-
Страница 151 упражнение 351. Рассмотрите таблицу. Пользуясь таблицей, скажите, как образуются и изменяются глаголы настоящего времени.
Настоящее время
Число
Лицо
Примеры
Единственное
1-е
2-е
3-е
Я читаю, иду, говорю
Ты читаешь, идёшь, говоришь
Она, он читает, идет, говорит
Множественное
1-е
2-е
3-е
Мы читаем, идем, говорим
Вы читаете, идёте, говорите
Они читают, идут, говорят
-
Образуйте от данных глаголов форму настоящего времени. Сидеть, строить, писать, читать, рисовать.
V Остановка «Практическая»
От неопределенной формы глагола образуйте глаголы настоящего времени
-
Группа рисовать, учить
-
Группа читать, кормить
-
Группа смотреть
VІ Остановка «Словообразовательная»
-
К каждому существительному отвечающему на вопрос что? подберите пару.
-
На какой вопрос они отвечают?
-
Образуйте глаголы настоящего времени
VІІ Остановка «Творческая»
Поставьте глаголы. Отгадайте, определите время глагола?
-
___________ снежок,
__________ лужок,
День____________
Когда это_________? весна
(ожил, прибывает, тает, бывает)
VІІІ Остановка «Контроль»
Тест
-
Укажите глагол настоящего времени:
а) рассказываю
б) рассказывать
с) рассказывал
-
Укажите глагол ІІ лица:
а) играю
б) пишет
с) читаешь
-
Укажите глагол настоящего времени во множественном числе:
а) читали
б) читают
с) прочитала
-
Укажите глагол инфинитив:
а) прочитать
б) прочитает
с) прочитала
-
Как изменяются глаголы настоящего времени?
а) по падежам
б) по лицам и числам
с) по родам и числам
ІХ Задание на дом
Страница 150 упражнение 340 чтение текста
Страница 152 упражнение 354 письменно
Напишите сочинение на тему «Мои игрушки»
Х Заключительная остановка «Занимательная»
Наше путешествие подходит к концу. Вы все показали свои знания о глаголе и доказали, что умеете трудиться.
Остановка «Лабиринт»
Ребята, кажется мы заблудились, попробуем правильно расположить пословицы и тогда мы сможем продолжить путь.
-
Имя джигита славится трудом
-
Жизнь без труда____ что погасший огонь
Кто трудится тот и сыт
Труд прославляет, лень с пути сбивает.
-
Труд человека кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи
-
Терпение и труд, все перетрут
-
Кто не работает тот не ест.