Способы оценивания учебных достижений в условиях ФГОС

Необходимость оценки знаний отмечают все участники образовательного процесса: учителя, ученики и родители. И именно поэтому актуальность изучения процесса оценивания отмечалась всегда. Ведь без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным: чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления.Система оценивания знаний это система оценивания качества освоения образовательных программ, важнейший элемент образовательного процесса. Контроль знаний учащихся является одним из о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фанова В.Г.

учитель русского языка и литературы

высшей категории,

победитель конкурса «Лучшие учителя России 2013г»


Способы оценивания учебных достижений в условиях ФГОС

(из опыта работы)

Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Б. Дизраэли

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, большим количеством возможностей. Выпускник школы должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого ещё в школе необходимо научиться определённым способам действий.

В стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам. Поэтому мы должны научить обучающихся давать оценку деятельности по ее результатам, делать выводы.

А на этапе рефлексивного оценивания учитель уже в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

Изменения в содержании современного образования влекут за собой и изменение системы оценивания. Работая в творческом тандеме с учителем начальных классов Хабибуллиной Р.Ш., которая в 2015 году выпустила своих «первых ФГОСных ласточек», мы столкнулись с необходимостью поиска принципиально иных способов оценивания, которые позволили бы устранить негативные моменты в обучении, способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

Главная функция оценки - установление определенной меры персональной ответственности всех участников процесса обучения. С помощью оценки идет огласка общественности: учеников, родителей, педагогического коллектива.

Отметки, которые получают дети на уроках - это оценки их труда. В подростковом возрасте успеваемость школьников часто снижается по сравнению с предыдущим годом обучения или даже по сравнению с предыдущей четвертью.

Поэтому первое, что необходимо сделать - это научить школьника положительному умению самоконтроля:

- сравнивать результат собственной деятельности с эталоном;

- анализировать выбор способа учебного действия правильного или неправильного, средств достижения цели;

- искать ошибки и пути их исправления.

Для учителя, который берёт пятиклассников, обучавшихся по ФГОСу, конечно работать в этом направлении намного легче. Эти дети уже умеют рефлексивно оценивать свою деятельность, работу своих одноклассников, корректировать свой образовательный путь. Процесс, в результате которого обучающийся становится равноправным заинтересованным участником учебного процесса, стремится к образованию и готов к преодолению трудностей уже запущен.

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности, предполагают не только активную деятельность обучающихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Сегодня учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки, научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.

Важнейшими компонентами структуры учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки (не только за результатом, но и за способом действий). Без этих двух ведущих учебных действий обучающийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно - ориентированном обучении. Поэтому целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности!

Рефлексивное оценивание способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке:

  1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

  2. Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде.

  3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивное оценивание может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года.

При выборе того или иного вида рефлексивного оценивания нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности:


Этап учебной деятельности

Цель

Приемы

Содержание

Организационный момент и целеполагание

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Актуализация ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

прием незаконченного предложения, тезиса,

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

«Дерево целей»

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

На завершающем этапе использование вопросов:

- Что дала вам работа в парах?

- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить …?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Дерева целей», высказываний: Я не знал…

- Теперь я знаю…;

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • Урок для меня показался…

  • Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…

В 2012 году у меня 5 класс, и я только начинаю осваивать новые виды деятельности, приёмы работы по ФГОС. Много вопросов и проблем… Катастрофически не хватает времени на уроке. Хочется, как обычно всё рассказать, объяснить самой. Очень трудно давались приемы организации рефлексии на уроке. Особенно хорошо получилось у нас с ребятами проведение промежуточного и итогового оценивания. По форме деятельности обучающимся нравится проводить индивидуальное или групповое рефлексивное оценивание. Сегодня эти дети уже в 8 классе, мною собрана небольшая Копилочка интересных идей, апробированных приёмов рефлексивного оценивания, с которыми мне бы хотелось поделиться с вами.

Рефлексия (самооценка) настроения и эмоционального состояния

1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. Либо «Светофор» - жетоны красного, жёлтого и зелёного цвета.

2. Использование различных изображений:

«Дерево». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного. При целеполагании использую этот приём «Дерево» следующим образом, предлагаю написать на белой стороне листочка цель, которую ставит обучающийся для себя на уроке и прикрепить этот листок к дереву на доске магнитом. В конце урока, если достигнута цель, обучающиеся переворачивают листок зелёным цветом вверх и «Дерево» зеленеет.

3. «Метеокарта настроения» - если хорошее настроение рисуем на полях тетради напротив числа и записи «Классная работа» солнышко; если грустно, то тучку, а может появиться и молния!

Рефлексия деятельности

  1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

«На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;

«Я похвалил бы себя…»;

«Особенно мне понравилось…»;

«Сегодня мне удалось…»;

«Я сумел…»;

«Было трудно…»;

«Я понял, что…»;

«Я научился…» и т.п.

  1. Нравится ребятам работать с небольшой анкетой, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно предложить обучающимся устно аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


  1. Упражнение «Плюс - минус - интересно».

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу со знаком «+» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению обучающегося могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «-» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

  1. Рефлексивная самооценка «Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

  1. Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.


Урок

Я на уроке

Вывод

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. ничего не понял

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял тему урока


  1. «Волшебный сундучок»

Учитель показывает детям сундучок и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный сундучок все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

  1. В завершение урока часто провожу и такую рефлексивную оценку:

- Поставьте в конце записей сегодняшнего урока на полях восклицательный знак, если вы себя похвалили себя за урок, знак вопроса - если у вас осталось много вопросов, и т.д.

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание обучающимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы обучающиеся сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

  1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

  2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?

  3. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Роль таких вопросов на стадии рефлексии нельзя недооценивать: ученик раскрепощается, учится высказывать свои мысли, что способствует развитию речи. Конечно, каждый ученик высказаться не успеет, но давать детям возможность оценивать свою деятельность необходимо.

  1. Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из Рефлексивного экрана который сначала я располагала на доске, а потом оформила каждому обучающемуся на карточке в рабочую тетрадь:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Уже в 6 классе ребята выполняют эту работу без опоры на Рефлексивный экран.

  1. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам на полях рабочей тетради условно отмечать свои ответы:

«У» синего цвета - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«У» зелёного цвета - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«Я» синего цвета - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«Я» зелёного цвета - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, обучающиеся уже в конце учебного года 5 класса, смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

  1. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов рефлексивного оценивания «Давайте говорить друг другу комплименты» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  2. В конце каждой четверти мы пишем с обучающимися большую рефлексивную работу по итогам работы за четверть. Обучающиеся вначале пользовались карточкой «Блиц опрос респондента»:

    1. Какие темы ты изучил? Какие параграфы показались сложными? Какие новые термины узнал?

    2. Как ты оцениваешь свою работу на уроках? Был ли ты активным? За что ты себя можешь похвалить? А что тебе не понравилось в твоей работе? Расскажи, как ты готовился к занятиям? Кто помогал тебе выполнять домашнее задание?

    3. Какие тексты упражнений тебе понравились? Какие разборы ты умеешь делать на «отлично»? Понравились ли тебе тексты диктантов или изложений? Чем? Были ли интересные темы сочинений или творческих работ?

    4. Кто из ребят тебе помогал? За кого ты особенно рад? Кому нужна помощь? Ты сможешь ему помочь?

    5. Какие планы у тебя на следующую четверть? Как ты будешь их реализовывать?

Пришлось, работая по ФГОСу, оформлять «Учебное портфолио по русскому языку и литературе»- это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения обучающегося (учёба, творчество, общение, духовно-нравственное возмужание), а также самоанализ обучающимся своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Обучение рефлексивной оценки можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап - анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап - анализ работы одноклассников

3 этап - анализ работы группы как своей, так и других.

Учителю необходимо помнить, что рефлексивная деятельность - не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т. е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае обучающийся будет учиться видеть свою работу, как сумму многих умений. Каждое, из этих умений имеет свой критерий оценивания. Содержательное оценивание непрерывно связано с умением контролировать.

Человек так устроен, что с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. Если мы научим своих учеников рефлексивному оцениванию, то путь от первых трудностей до первых успехов станет для них намного короче.

Способы оценивания разнообразны! Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика (интонацией, жестом, мимикой). Мы должны помнить цель оценки - стимулировать познание. Человеку нужен успех! Степень успешности во много определяет наше самочувствие, отношение к миру, желание работать. Учитель увеличивает свой отметочный арсенал (например: шкала качества и количества). Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель через дробь…

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). То есть, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником багажа знания - его личностные, метапредметные и предметные результаты.

Работая по ФГОСу, я пришла к выводу, что разработка проблемы оценки личностных достижений учащихся требует серьезных теоретических и прикладных исследований, тщательного планирования и координации действий всех участников образовательного процесса. Современная жизнь школы требуют совершенствования методологии и методики оценивания личностных и учебных достижений учащихся. Для обеспечения объективности и надежности оценки учебных достижений необходимо начинать планомерную работу по внедрению тестовых методик оценки учебных достижений обучающихся.

Список использованных источников:

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.- М.: 1990.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать.- М.: 1991.- с.30.

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). Екатеринбург,- 1995.- с.30.

5. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя.- М.:2000.- с.109 - 110.

6. Липкина А.И. Самооценка школьника.- М.:1999.

7 .Полонский В.М. Оценка знаний школьников.- М.: 1981.

8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М. - Рига: Педагогический центр «Эксперимент».- 1999.

9. Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика.- 1999.

10.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в школе.- М.: 1996.



© 2010-2022