Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа-интернат»


Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка


Докладчик: Паняева М. А.

2014 г.

Активизация познавательной деятельности школьников - актуальнейшая проблема современной педагогики.

Работая над этой проблемой, считаю, что развитие познавательной активности детей с нарушением интеллекта является задачей, которая должна быть первостепенной на протяжении всего обучения в специальной школе.

Работать над активизацией познавательной деятельности - это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

Но в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и отвлекающие факторы детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе 8 вида, учащиеся которой имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: восприимчивостью к потребностям учащихся, стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, учитывая умственные способности детей.

Активизирует познавательную деятельность учащихся и индивидуальный подход при организации заданий. В подборе материала ориентируюсь как на сильного, так и на слабого ученика. Даю разноуровневые задания, использую рабочую программу индивидуального обучения русскому языку. При такой работе каждый ученик выполняет посильное задание. Слабоуспевающие не теряют веру в свои способности, а сильные получают более высокую подготовку.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их - привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Имя существительное» можно провести урок-путешествие, а, систематизируя и обобщая изученное по теме «Состав слова» - КВН. Нестандартные формы и методы обучения и воспитания позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности класса, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

Известно, что дети с нарушением интеллекта быстро утомляются.
Стараюсь уроки строить так, чтобы оградить учащихся от переутомления. На уроках русского языка и литературы стараюсь заинтересовать их. Для этого использую разного рода игры, викторины, загадки-шутки, кроссворды, которые являются эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, реализуют потребность к добыванию знаний, помогают легче усваивать новый материал, закреплять изученный, запоминать правописание слов. Одну и ту же загадку можно использовать с различными учебными целями, при изучении различных грамматических тем.

Для того чтобы дети овладевали устной речью, могли излагать свои мысли письменно, необходимо проводить словарную работу на всех уроках русского языка. Для того чтобы чаще употреблять слова, правописание которых нужно запомнить, я ввожу их в предложения для грамматического разбора, знакомлю их со словом через рассказ о его происхождении, через выученное стихотворение, смешной или иллюстрированный рассказ. Часто провожу словарный диктант.

Провожу уроки с использованием мультимедийных технологий. Такие уроки эффективны при изучении биографии писателей, поэтов, применяю при повторении и обобщении материала по русскому языку и литературе.

Примененяю здоровьесберегающие технологии, важная составляющая часть которой - это рациональная организация урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения утомления провожу физминутки, кроме того определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.

Слежу за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний учащихся: контрольные и самостоятельные работы, карточки, тестирование.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Я привела лишь несколько примеров для развития познавательного интереса у детей на уроках русского языка. Планируя свою работу я буду и в дальнейшем продумывать, какие средства, приёмы и методы будут развивать мыслительную деятельность, развивать творческое воображение, устную и письменную речь учащихся.


Список литературы.


1. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения школьников // Вопр. психол. 1987. № 1.

2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) : учеб. пособие / под ред. Б.П. Пузанова, 4-е изд., стер. - М.: ИЦ Академия, 2008.

3. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. - 1994. - № 3.

4.Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа. - 2004. - № 3.


© 2010-2022