Урок по русской литературе Марина Цветаева

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по русской литературе Марина Цветаева.


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Алматинская Республиканская военная школа-интернат им. Б.Момышулы

Урок-представление
Тема: «Марина Цветаева.
Судьба. Характер. Поэзия»

Урок по русской литературе Марина Цветаева.

Класс: 11 Дата:

Тема: Марина Цветаева. 1892-1941

Судьба. Характер. Поэзия.

Русская литература

Цель: 1) обобщить творчество известной русской поэтессы, рассказать о тяжелой судьбе поэта, семейных узах и творчествах связях, раскрыть черты характера поэта, тональность

поэзии.

  1. развитие мыслительной деятельности памяти, умений выразительного чтения стихотворений.

  2. воспитание духовно-нравственных качеств: жизнестойкости, любви к Родине, любви к языку и поэзии

Тип: урок-композиция

Методы: беседа, рассказ учителя, комментирование чтение стихотворений, инсценировки

МПС: история, биология, музыка, казахская литература.

Наглядность: выставка книг, портрет поэта, фотографии родителей, портрет М. Волошина, А. Блока, картина Наумова «Дуэль», пейзаж Москвы

Эпиграф урока: «Мир Цветаевой озаряет своим творчеством нашу жизнь и придает ей смысл». А. Саакянц.

Моим стихам, написанным так рано

Если душа родилась крылатой...

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед. М. Цветаева

Интерьер: письменный стол, набор ручек, подсвечник, костюмы героев

Словарная работа: Фимиам-вещество для курения

Досужий- свободный от дела

Эмпирея - мечтательность

Морока- путаница

Репрессия.

ТСО: магнитофон, аудиокассеты с исполнением песен М. Цветаевой, романс «Генералам 12 г.»

Ход урока:

  1. оргмомент

  2. Проверка дневников, учебников, хрестоматия, рабочих тетрадей.

  3. Опрос Д/з 1. Ответы на вопросы:

  4. Слово учителя о теме урока. Запись в тетрадях. На фоне музыки звучит тема урока.

Учитель читает:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я -поэт.

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти.

Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берёт!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

Целью нашего сегодняшнего урока является как можно больше узнать о жизни и творчестве М. Цветаевой о ее нелегккой судьбе, обобщить её творчество, узнать о семейных узах и творческих связях.

Ключом к жизни и творчеству М. Цветаевой стали для нас слова литературоведа А. Саакянца. Чтение эпиграфа: Записать!

Найти опорное слово! Действительно, жизнь каждого человека должна иметь смысл. А иначе, зачем мы живём? А в этом нам помогает поэзия.

/Звучит музыка «Времена года» Чайковского/

Читает ученица Марина Цой.

Красною кистью

Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась

День был субботний Иоанн Богослов.

Мне и доныне.

Хочется грызть Жаркойрябины Горькую кисть

Ученица от первого лица читает биографию М. Цветаевой

Слово учителя. Родной дом. Как много значит он для нас, уже повзрослевших.

Свои воспитания о доме, родных тополях, детских вечерах передает в поэзии Цветаевой

Звучит стихотворение «Ты, чьи сны...»

Читает наизусть ученица

Слово учителя: очень много стихотворений М.Цветаева посвятила своим учителям.

Как вы думаете, кто из русских поэтов XIX в. становится для неё первым поэтом, открывшим окно в поэзию. А.С. Пушкин. Мы с вами с раннего детства открываем для себя своего Пушкина.

Из книги М.Цветаевой «Мой Пушкин».

Читает ученица. Показывает на иллюстрацию Наумова «Дуэль» /Выход М. Цой/ Чтение стихотворения: «Нет, бил барабан». /Пак Юлия./

Слово учителя. Из воспоминаний М. Цветаевой «Пушкин меня заразил любовью. Словом-любовь» Многие стихи о любви М.Цветаевой поются в известных кинофильмах.

/ «Ирония судьбы» Режиссер Э. Рязанов. Музыка М. Таривердиева, слова М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Исполняет известная певица А. Пугачева.

Не правда ли замечательно?

Звучит песня «Хочу у зеркала, где муть».

Известная российская эстрадная певица.

Песня «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»- исполнитель Ирина Аллегрова.

Вопрос учителя:

  1. Кто исполняет песню на слова М.Цветаевой

Вот теперь, будете знать, что на стихи М.Цветаевой исполняются песни.

Слово учителя. В 1910 г. ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.

Из книги М.Цветаевой «Живое о живом»

Инсценировка. Встреча Марины Цветаевой и М. Волошина.

Марина: Он предстал мне впервые в дверях нашего дома в Трехпрудном. Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра непомерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды. Вкрадчивый голос.

Волошин: Можно мне видеть М.Цветаеву?

Марина: Я

Волошин: А я Макс Волошин. К вам можно?

Марина: Очень

Волошин: Вы читали мою статью о вас?

Марина: Нет.

Волошин: Я так и думал и потому вам её принес

Марина: Вся статья- самый беззаветный гимн женскому творчеству и

семнадцатилетью

Волошин: Она давно появилась, больше месяца назад.

Чтение Волошинского стихотворения

К вам душа так радостно влекома!

О, какая веет благодать

От страниц Вечернего Альбома!

Почему Альбом, а не тетрадь?

Кто вам дал такую ясность красок?

Кто вам дал такую точность слов,

Смелость всё казать от детских ласок

До весенних новолунных снов?

Ваша книга-это весть оттуда,

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: чудо-есть!

Рукопожатие

Вывод: Вот теперь, ребята, вы будете знать, что означает рукопожатие. Ладонь открытая, ладонь без орудия- это жизнь, свет, энергия. И ведь не зря, у нас, у казахов, бата берген де б!з колымызды жаямыз. И слова пожелания, сказанные мудрым почетным человеком, мы как бы держим эти слова, подносим к лицу, и слова прошли через нашу душу и сердце.

Слово учителя

В жизни М.Цветаевой большую роль сыграло творчество А. Блока. Цветаева не была лично знакома с ним. Но посвятила ему Стихи.

Читает учитель: Блок в жизни М.Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как божество от поэзии.

Читает Лиза ст. «имя твое-...»

В каком году произошла революция, разделившая людей на 2 враждующих класса? Сергей Эфрон-муж М.Цветаевой. Являясь белым офицером, он вынужден был эмигрировать. До марта 1919 г. М.Цветаева не знала о судьбе мужа. «1919г. для нее оказался «самым черным».

В 1820 г. она смогла вместе с детьми выехать к мужу в Германию.

О трагических событиях 1917 м/д. М. и С Эфрон. Состоялся разговор.

Инсценировка. (Анвар и Марина)

Фотография С. Эфрону она посвящает свое стихотворение «Генералам 12 г» - (романс Муз. А. Петрова, стихи М.Цветаевой

Художественный фильм «О бедном гусаре замолвите слово».

Слово учителя.

За границей М.Цветаева прожила 17 лет. И все эти годы она тосковала по Родине

Стихотворение «Тоска по Родине»

Жизнь М.Цветаевой за границей была тяжелой как формально, так и
физически тяжёлой: нужда, стихи не печатались.

Слово учителя: Лишь в 1939 г. Цветаева восстановила свое гражданство и
возвратилась на Родину. Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна Эфрон и муж
Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре они окажутся арестованными, а впоследствии
С.Эфрона- расстреляют

Читает ученица

О, черная гора,

Затмившая весь свет!

Слово учителя: На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество
М.Цветаевой.

Дальше осталось просто человеческое существование и того в обрез. 1941 г. -
эвакуация в татарский город Елабугу. Тут-то и настигла ее тоска одиночества, потеряв
веру, она 31 августа 1941 г. покончила с собой.

Горит свеча

Зажечь свечу в память М.Цветаевой

. Итог урока: Судьба

Характер

Поэзия

Тяжелая

Трудный

1. романтизм

Нелегкая

Неровный

2. «Мой Пушкин»

Сложная

Неуступчивый и при всем

3. «Вечерний Альбом»

трудная

при этом не знала покоя.

4. Стихи Блоку


Жизнестойкая, жадно

5. Поэзия была


любила жизнь. Самая

монументальной,


глубокая черта- своеволие.

мужественной, трагической (тема смерти и одиночества Лермонтов) монументальная величественная Глубокая по содержанию, основательная

Итог урока:

  1. Прочесть план урока

  2. К слову судьба М.Цветаевой подберите эпитеты

  3. С судьбами, каких национальных поэтов мы можем сравнить судьбу М.Цветаевой (М.Жумабаев, С. Сейфулин, М. Дулатов, Ж. Аймаутов).

  4. С судьбами, каких русских поэтов XX века вы можете сравнить? ( Ахматова., Пастернак, Гумилев, Есенин, Маяковский, Булгаков, Бунин, Шмелев, их коснулась репрессия)

  5. Какая судьба оказалась у М.Цветаевой?

  6. Что вы можете сказать о характеристике М.Цветаевой

  7. Что такое репрессии?

  8. Назвать, каким поэтам посвятила М.Цветаева стихи? (М. Волошин, Б. Пастернак, Ахматова, Маяковский, Блок)

  9. На какие мысли наводят вас цветаевские строки? Моим стихам, как драгоценным винам.

  10. Она была права? Да, потому что вам, нынешнему поколению, даруется ее творчество, и вы обязаны беречь, сохранить достояние культурное историческое и передать его вашим детям. (Без прошлого, нет будущего)


Д/з. 1. Запись в дневниках стр. 77-90 п./з.

  1. В/ч ст. М.Ц. в хрестоматии стр. 168-175 одно стихотворение по выбору анализ. Комментарии оценок.

Выставить оценки в дневник. Благодарность за участие на уроке.


© 2010-2022