Разработка проектного модуля по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка проектного модуля по повести Н. В. Гоголя Тарас БульбаРазработка проектного модуля

(системы уроков, направленных на формирование проектных компетенций школьников)



  1. Предмет: литература (6 класс)

  2. Раздел: русская литература XIX века: повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

  3. Количество часов: 6

  4. Планируемые результаты модуля:

Предметные: объяснять силу и величие подвига во имя служения Родине, подбирать ключевые слова и цитаты, уметь характеризовать героев, определять идейно-художественное своеобразие повести, раскрыть исторические условия, проанализировать и объяснить роль пейзажа в повести, отбирать материал для сравнительной характеристики героев.

Метапредметные:

- Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, а также планировать свою деятельность и прогнозировать результаты, осуществлять коррекцию и оценку своей деятельности, осознавать возникающие трудности и пути их устранения, уметь анализировать и обобщать данные.

- Коммуникативные УУД: работать над развитием речи, выслушивать и объективно оценивать другого, корректировать недостатки работы партнёра.

- Познавательные УУД: Выявить и понять мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов, давать определения понятиям, определять критерии сравнения, осуществлять сравнение, синтез и отбор материала.

Личностные: Прийти к осмыслению понятий «долг», «честь», «самопожертвование», «служение народу».

  1. Предметное содержание модуля

Повесть Тарас Бульба - «книга великих страстей». И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь - как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Тема патриотизма сейчас актуальна как никогда, так как нравственные качества у современной молодежи не на высшем уровне.

"Тарас Бульба" - это пример исторической повести. Исторической основой для повести послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI - XVII. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Что такое украинское казачество? На Приднепровье сбегались беглые крестьяне, крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Эта горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. Так возникло казачество.



  1. Организация деятельности в рамках модуля



Фазы

Этапы ПД

№ уроков



Цель урока (метапредметная)

Приёмы (элементы конструктора)

Средства



Д\З

Результат урока



1

2

3

4

5

6

Проектирование




Актуализация



1


Ставить и формулировать для себя цель и определять последовательность её достижения (выделять учебные задачи)

Проблемный вопрос, Система вопросов, ведущая к пониманию темы, идеи, образов героев эвристическая беседа Об идейно-художественном своеобразии произведения

Презентация, Иллюстрация И. Е. Репина «Запорожцы», Географическая карта «Литовское княжество 13-15 вв.

Пользуясь получившимся в результате беседы синквейном составить характеристику Тараса Бульбы и подготовить устный рассказ о герое.

Определены проблемы, цель и задачи исследования, выдвинуто предположение к их достижению.

Проблематизация

Целеполагание

Концептуализация

2-4


Планирование и создание алгоритма анализа повести под руководством учителя, поиск и выделение необходимой информации в ней (видеть важные детали и выявлять причинно-следственные связи), учитывать разные позиции и приходить к сотрудничеству.

Литературный аукцион, работа с толковым словарём, работа с карточками-характеристиками, словесное описание Остапа и Андрия в бою, цитатный план, поисково-исследовательская работа с текстом, анализ эпизодов, диспут.

Раздаточный материал ( карточки для заполнения), толковый словарь, видеофрагмент (Остап и Андрий в бою), мультимедиа презентация. Дидактические материалы

Составить рассказ о братьях, иллюстрацию на тему «Степь днём или ночью». Написать сочинение по составленному плану. Подготовить презентацию результатов исследования

Выбраны составляющие проекта, (синквейн, карточки-характеристики, иллюстрация степи, семантические поля по быту и нравам Запорожской Сечи и по образу Тараса Бульбы, сочинение),методы, формы и способы презентации работы, а также источники информации. Определены и разработаны критерии оценки результатов деятельности.

Критерии для оценки:

5 баллов - материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей.

4 балла - материал изложен достаточно логично, но были неточности, недочеты, не смог ответить на 1-2 вопроса.

3 балла- материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

2 балла - материалы проекта изложены неверно .

Моделирование

Планирование


Реализация. Социализация (представление)

Реализация

Защита проекта

5

Оценить достижения, осознать возникшие трудности и стараться найти пути их преодоления.

Проектор, компьютер

Готов продукт исследования (синквейн, карточки-характеристики, иллюстрация степи, семантические поля по быту и нравам Запорожской Сечи и по образу Тараса Бульбы, сочинение, электронная презентация).В ходе работы над проектом учащиеся приходят к пониманию идейного смысла текста.

Оценка Рефлексия.

Оценка


6

Осуществлять коррекцию, контроль и оценку деятельности и её продукта, уметь выслушать и объективно оценить одноклассика

Итоговый тест, заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»

Критерии оценки

Раздаточный материал (таблица) листочки с тестом.

Проанализированы результаты работы, выявлены допущенные ошибки и пути их устранения.

Ошибки в проектировании, а при выполнении отдельных работ модуля выявляются ошибки в тексте.

Рефлексия


Приложения

Диспут «Андрий - изменник или нет?» (проблемный вопрос)
Дважды (в начале урока, перед обсуждением, и в конце урока, после обсуждения) задается один и тот же вопрос: «Андрий - изменник или нет?" В зависимости от ответа на него, ученики делятся на две группы: ЗА и ПРОТИВ. В ходе обсуждения, ученик имеет право из одной группы перейти в другую группу. Свой выбор ученик должен аргументировать.
Вопросы для обсуждения:

  • Что такое измена? Кого люди называют изменником и во имя чегосовершается измена?(обязательно должно прозвучать, что измена совершается ради спасения собственной жизни);

  • Вспомните, что мы говорили об Андрии, какие качества характера этого героя толкнули его к роковому выбору? С чего началась его изменa? (отправляясь в Запорожскую Сечь, думал не о матери, а вспоминал прекрасную панночку);

  • Выразительное чтение и анализ эпизода: «Андрий и полячка». Используются иллюстрации Е. Кибрика «Андрий и полячка» и Д Шмаринова «Андрий и паночкака» (важно показать неоднозначность поступка героя).

Если судить Андрия ценностями того «бранного и трудного времени», речь о котором идет в повести, то поступок Андрия - это, однозначно, позор и. конечно, - измена. Поэтому и восклицает автор: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!.. » Андрий отрекся от всех идеалов Сечи, перестал быть сыном своей Отчизны.
С точки зрения нашего времени, поступок Андрия изменой назвать нельзя. Ведь неради спасения своей жизни перешел он на сторону поляков. Когда он целует полячку, и чувствует ответ, то в «обоюдослиянном поцелуе ощутил то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку». В этом моменте - обретение высшего счастья, высшее напряжение чувства.
Но оно оборачивается для Андрия трагедией, потому что несовместимо с ценностями его Родины.. Поступок Андрия - это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.

Отец

Куренной атаман

Человек

Заботливый

Жестокий

Грубая прямота нрава

Склонность к самопожертвованию

Поборник православия

Патриот

Суровый

Отважный , бесстрашный, несгибаемый

Справедливый

Расчетливый

Мстительный

Упрям страшно

Товарищ

Дальновидный

Требовательный

Гостеприимный. хлебосольный

Поступки???

Поступки???

Поступки???

Вспыльчивый

На войне - жестокая дисциплина; запрет на пьянство

За воровство забивали дубиной насмертьНравы запорожской сечи:

Главный - кошевой, выбирался на раде: мог быть переизбран в любой момент

Отомстить за погибшего товарища - святое дело

Должника приковывали к пушке, пока кто-нибудь

не выкупит его или не заплатит за него долг

Всякий козак, носивший оружие, мог выдрать за чуб молодого козака

За смертоубийство заживо закапывали вместе с убитым

Молились одной церкви, готовы защищать ее до последней капли крови

Новичок испытывался тем, что переплывал Днепр против течения

Погибает куренной атаман - тут же выбирают нового

Погибших ляхов привязывали как попало десятками к конским хвостам и пускали коней по полю

Грабили побежденные города;

избивали младенцев, калечили женщин, убивали католических

священников

Попавших в плен товарищей тут же старались выручить. Первый закон товарищества: сам погибай - товарища выручай

Сечь населяли только мужчины;

Женщинам здесь не место

Нет заборов или домиков;

«Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем…»

Не было ремесла, которое не знал бы козакБыт Запорожской сечи

Охотились, рыбачили куренями, по жребию

Не торговались; деньги есть - платили не считая; денег нет - брали даром

Никто ничем не обзаводился и не держал у себя; все - в руках куренного атамана

Войсковая казна хранилась в неприступных тайниках - схронах

Основное занятие в мирное время - гульба. пиршество













Карточка-характеристика

ОСТАП

Внешность: могучий, высокий, долговязый, крепкий, коренастый, дюжий, невысокий, худой, худощавый, болезненный, здоровый, как дуб, как тополь, как березка.

Лицо: Бородатое, усатое, щетинистое, только что выбритое, небритое, не пробовавшее бритвы, покрыто первым пухом волос.

Характер:вспыльчивый, упрямый, смелый, робкий, стеснительный, изобретательный, решительный, грубый, прямой, злой, отважный, трусливый, Несгибаемый, запальчивый, любящий одиночество, задиристый,

Впечатлительный, мечтательный, чувствительный, нежный, завистливый, заботливый, преданный Родине, товарищам, тонко чувствующий красоту, повторил качества отца.

Поступки: (заполняется самостоятельно)

Отношение автора: (заполняется самостоятельно)

Мое отношение: (заполняется самостоятельно)



Карточка-характеристика

АНДРИЙ

Внешность: могучий, высокий, долговязый, крепкий, коренастый, дюжий, невысокий, худой, худощавый, болезненный, здоровый, как дуб, как тополь, как березка.

Лицо: Бородатое, усатое, щетинистое, только что выбритое, небритое, не пробовавшее бритвы, покрыто первым пухом волос.

Характер:вспыльчивый, упрямый, смелый, робкий, стеснительный, изобретательный, решительный, грубый, прямой, злой, отважный, трусливый, Несгибаемый, запальчивый, любящий одиночество, задиристый,

Впечатлительный, мечтательный, чувствительный, нежный, завистливый, заботливый, преданный Родине, товарищам, тонко чувствующий красоту, повторил качества отца.

Поступки: (заполняется самостоятельно)

Отношение автора: (заполняется самостоятельно)

Мое отношение: (заполняется самостоятельно)

Тест по литературе. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

1. Действие повести происходит:

а) в Польше;

б) на Украине;

в) в России.

2. Тема повести:

а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;

б) история семьи Тараса Бульбы;

в) быт и нравы Запорожской Сечи.

3. Повесть написана в стиле:

а) эпического сказа;

б) семейной хроники;

в) исторического исследования.

4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:

а) Тарас Бульба - настоящий герой;

б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;

в) в ней рассказывается история обычной семьи.

5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?

а) родительский дом;

б) гнездо;

в) нора.

6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:

а) отпустил его;

б) убил его;

в) проклял его.

7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:

а) желание славы;

б) месть;

в) любовь.

8. "Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости..." - это портрет:

а) Тараса Бульбы;

б) Остапа;

в) атамана Кукубенко.

9. Кому принадлежат выражения: "Терпи козак, - атаманом будешь!", "Есть ещё порох в пороховницах!"?

а) Тарасу Бульбе;

б) Остапу;

в) куренному атаману.

10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?

а) саблю;

б) медальон;

в) курительную трубку.

11. "Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:

а) Мосии Шило;

б) Остапа;

в) Тараса.

12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:

а) в воспитании достойных сыновей;

б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;

в) в защите родной земли.

13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:

а) борьба за свободу и независимость Родины;

б) физическая сила;

в) стремление к славе.




Иллюстрации: Степь утром, вечером, днём:

Разработка проектного модуля по повести Н. В. Гоголя Тарас БульбаРазработка проектного модуля по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба

Разработка проектного модуля по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба

Правила написания синквейна:

1 строка - одно ключевое слово (обычно существительное) - тема синквейна, определяющая содержание.

2 строка - два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.

3 строка - три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.

4 строка - четыре слова - предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.

5 строка - одно слово (обычно существительное) - синоним или ассоциация, повторяющая суть темы

Тарас Бульба

Мудрый, мужественный,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится родина.

Герой.

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.



© 2010-2022