- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка проектного модуля по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба
Разработка проектного модуля по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тихомирова Л.Д. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка проектного модуля
(системы уроков, направленных на формирование проектных компетенций школьников)
-
Предмет: литература (6 класс)
-
Раздел: русская литература XIX века: повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
-
Количество часов: 6
-
Планируемые результаты модуля:
Предметные: объяснять силу и величие подвига во имя служения Родине, подбирать ключевые слова и цитаты, уметь характеризовать героев, определять идейно-художественное своеобразие повести, раскрыть исторические условия, проанализировать и объяснить роль пейзажа в повести, отбирать материал для сравнительной характеристики героев.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, а также планировать свою деятельность и прогнозировать результаты, осуществлять коррекцию и оценку своей деятельности, осознавать возникающие трудности и пути их устранения, уметь анализировать и обобщать данные.
- Коммуникативные УУД: работать над развитием речи, выслушивать и объективно оценивать другого, корректировать недостатки работы партнёра.
- Познавательные УУД: Выявить и понять мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов, давать определения понятиям, определять критерии сравнения, осуществлять сравнение, синтез и отбор материала.
Личностные: Прийти к осмыслению понятий «долг», «честь», «самопожертвование», «служение народу».
-
Предметное содержание модуля
Повесть Тарас Бульба - «книга великих страстей». И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь - как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Тема патриотизма сейчас актуальна как никогда, так как нравственные качества у современной молодежи не на высшем уровне.
"Тарас Бульба" - это пример исторической повести. Исторической основой для повести послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI - XVII. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Что такое украинское казачество? На Приднепровье сбегались беглые крестьяне, крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Эта горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. Так возникло казачество.
-
Организация деятельности в рамках модуля
Фазы
Этапы ПД
№ уроков
Цель урока (метапредметная)
Приёмы (элементы конструктора)
Средства
Д\З
Результат урока
1
2
3
4
5
6
Проектирование
Актуализация
1
Ставить и формулировать для себя цель и определять последовательность её достижения (выделять учебные задачи)
Проблемный вопрос, Система вопросов, ведущая к пониманию темы, идеи, образов героев эвристическая беседа Об идейно-художественном своеобразии произведения
Презентация, Иллюстрация И. Е. Репина «Запорожцы», Географическая карта «Литовское княжество 13-15 вв.
Пользуясь получившимся в результате беседы синквейном составить характеристику Тараса Бульбы и подготовить устный рассказ о герое.
Определены проблемы, цель и задачи исследования, выдвинуто предположение к их достижению.
Проблематизация
Целеполагание
Концептуализация
2-4
Планирование и создание алгоритма анализа повести под руководством учителя, поиск и выделение необходимой информации в ней (видеть важные детали и выявлять причинно-следственные связи), учитывать разные позиции и приходить к сотрудничеству.
Литературный аукцион, работа с толковым словарём, работа с карточками-характеристиками, словесное описание Остапа и Андрия в бою, цитатный план, поисково-исследовательская работа с текстом, анализ эпизодов, диспут.
Раздаточный материал ( карточки для заполнения), толковый словарь, видеофрагмент (Остап и Андрий в бою), мультимедиа презентация. Дидактические материалы
Составить рассказ о братьях, иллюстрацию на тему «Степь днём или ночью». Написать сочинение по составленному плану. Подготовить презентацию результатов исследования
Выбраны составляющие проекта, (синквейн, карточки-характеристики, иллюстрация степи, семантические поля по быту и нравам Запорожской Сечи и по образу Тараса Бульбы, сочинение),методы, формы и способы презентации работы, а также источники информации. Определены и разработаны критерии оценки результатов деятельности.
Критерии для оценки:
5 баллов - материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей.
4 балла - материал изложен достаточно логично, но были неточности, недочеты, не смог ответить на 1-2 вопроса.
3 балла- материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.
2 балла - материалы проекта изложены неверно .
Моделирование
Планирование
Реализация. Социализация (представление)
Реализация
Защита проекта
5
Оценить достижения, осознать возникшие трудности и стараться найти пути их преодоления.
Проектор, компьютер
Готов продукт исследования (синквейн, карточки-характеристики, иллюстрация степи, семантические поля по быту и нравам Запорожской Сечи и по образу Тараса Бульбы, сочинение, электронная презентация).В ходе работы над проектом учащиеся приходят к пониманию идейного смысла текста.
Оценка Рефлексия.
Оценка
6
Осуществлять коррекцию, контроль и оценку деятельности и её продукта, уметь выслушать и объективно оценить одноклассика
Итоговый тест, заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»
Критерии оценки
Раздаточный материал (таблица) листочки с тестом.
Проанализированы результаты работы, выявлены допущенные ошибки и пути их устранения.
Ошибки в проектировании, а при выполнении отдельных работ модуля выявляются ошибки в тексте.
Рефлексия
Приложения
Диспут «Андрий - изменник или нет?» (проблемный вопрос)
Дважды (в начале урока, перед обсуждением, и в конце урока, после обсуждения) задается один и тот же вопрос: «Андрий - изменник или нет?" В зависимости от ответа на него, ученики делятся на две группы: ЗА и ПРОТИВ. В ходе обсуждения, ученик имеет право из одной группы перейти в другую группу. Свой выбор ученик должен аргументировать.
Вопросы для обсуждения:
-
Что такое измена? Кого люди называют изменником и во имя чегосовершается измена?(обязательно должно прозвучать, что измена совершается ради спасения собственной жизни);
-
Вспомните, что мы говорили об Андрии, какие качества характера этого героя толкнули его к роковому выбору? С чего началась его изменa? (отправляясь в Запорожскую Сечь, думал не о матери, а вспоминал прекрасную панночку);
-
Выразительное чтение и анализ эпизода: «Андрий и полячка». Используются иллюстрации Е. Кибрика «Андрий и полячка» и Д Шмаринова «Андрий и паночкака» (важно показать неоднозначность поступка героя).
Если судить Андрия ценностями того «бранного и трудного времени», речь о котором идет в повести, то поступок Андрия - это, однозначно, позор и. конечно, - измена. Поэтому и восклицает автор: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!.. » Андрий отрекся от всех идеалов Сечи, перестал быть сыном своей Отчизны.
С точки зрения нашего времени, поступок Андрия изменой назвать нельзя. Ведь неради спасения своей жизни перешел он на сторону поляков. Когда он целует полячку, и чувствует ответ, то в «обоюдослиянном поцелуе ощутил то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку». В этом моменте - обретение высшего счастья, высшее напряжение чувства.
Но оно оборачивается для Андрия трагедией, потому что несовместимо с ценностями его Родины.. Поступок Андрия - это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.
Отец
Куренной атаман
Человек
Заботливый
Жестокий
Грубая прямота нрава
Склонность к самопожертвованию
Поборник православия
Патриот
Суровый
Отважный , бесстрашный, несгибаемый
Справедливый
Расчетливый
Мстительный
Упрям страшно
Товарищ
Дальновидный
Требовательный
Гостеприимный. хлебосольный
Поступки???
Поступки???
Поступки???
Вспыльчивый
На войне - жестокая дисциплина; запрет на пьянство
За воровство забивали дубиной насмертьНравы запорожской сечи:
Главный - кошевой, выбирался на раде: мог быть переизбран в любой момент
Отомстить за погибшего товарища - святое дело
Должника приковывали к пушке, пока кто-нибудь
не выкупит его или не заплатит за него долг
Всякий козак, носивший оружие, мог выдрать за чуб молодого козака
За смертоубийство заживо закапывали вместе с убитым
Молились одной церкви, готовы защищать ее до последней капли крови
Новичок испытывался тем, что переплывал Днепр против течения
Погибает куренной атаман - тут же выбирают нового
Погибших ляхов привязывали как попало десятками к конским хвостам и пускали коней по полю
Грабили побежденные города;
избивали младенцев, калечили женщин, убивали католических
священников
Попавших в плен товарищей тут же старались выручить. Первый закон товарищества: сам погибай - товарища выручай
Сечь населяли только мужчины;
Женщинам здесь не место
Нет заборов или домиков;
«Небольшой вал и засека, не хранимые решительно никем…»
Не было ремесла, которое не знал бы козакБыт Запорожской сечи
Охотились, рыбачили куренями, по жребию
Не торговались; деньги есть - платили не считая; денег нет - брали даром
Никто ничем не обзаводился и не держал у себя; все - в руках куренного атамана
Войсковая казна хранилась в неприступных тайниках - схронах
Основное занятие в мирное время - гульба. пиршество
Карточка-характеристика
ОСТАП
Внешность: могучий, высокий, долговязый, крепкий, коренастый, дюжий, невысокий, худой, худощавый, болезненный, здоровый, как дуб, как тополь, как березка.
Лицо: Бородатое, усатое, щетинистое, только что выбритое, небритое, не пробовавшее бритвы, покрыто первым пухом волос.
Характер:вспыльчивый, упрямый, смелый, робкий, стеснительный, изобретательный, решительный, грубый, прямой, злой, отважный, трусливый, Несгибаемый, запальчивый, любящий одиночество, задиристый,
Впечатлительный, мечтательный, чувствительный, нежный, завистливый, заботливый, преданный Родине, товарищам, тонко чувствующий красоту, повторил качества отца.
Поступки: (заполняется самостоятельно)
Отношение автора: (заполняется самостоятельно)
Мое отношение: (заполняется самостоятельно)
Карточка-характеристика
АНДРИЙ
Внешность: могучий, высокий, долговязый, крепкий, коренастый, дюжий, невысокий, худой, худощавый, болезненный, здоровый, как дуб, как тополь, как березка.
Лицо: Бородатое, усатое, щетинистое, только что выбритое, небритое, не пробовавшее бритвы, покрыто первым пухом волос.
Характер:вспыльчивый, упрямый, смелый, робкий, стеснительный, изобретательный, решительный, грубый, прямой, злой, отважный, трусливый, Несгибаемый, запальчивый, любящий одиночество, задиристый,
Впечатлительный, мечтательный, чувствительный, нежный, завистливый, заботливый, преданный Родине, товарищам, тонко чувствующий красоту, повторил качества отца.
Поступки: (заполняется самостоятельно)
Отношение автора: (заполняется самостоятельно)
Мое отношение: (заполняется самостоятельно)
Тест по литературе. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.
2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.
4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба - настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.
5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом;
б) гнездо;
в) нора.
6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:
а) отпустил его;
б) убил его;
в) проклял его.
7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы;
б) месть;
в) любовь.
8. "Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему... кости..." - это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;
в) атамана Кукубенко.
9. Кому принадлежат выражения: "Терпи козак, - атаманом будешь!", "Есть ещё порох в пороховницах!"?
а) Тарасу Бульбе;
б) Остапу;
в) куренному атаману.
10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
а) саблю;
б) медальон;
в) курительную трубку.
11. "Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!" Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.
12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) в защите родной земли.
13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) борьба за свободу и независимость Родины;
б) физическая сила;
в) стремление к славе.
Иллюстрации: Степь утром, вечером, днём:
Правила написания синквейна:
1 строка - одно ключевое слово (обычно существительное) - тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка - два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка - три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка - четыре слова - предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка - одно слово (обычно существительное) - синоним или ассоциация, повторяющая суть темы
Тарас Бульба
Мудрый, мужественный,
Борется, преодолевает, страдает.
Им гордится родина.
Герой.
Остап
Мужественный, цельный,
Сражается, мучается, погибает,
Достойный сын своего отца.
Патриот.
Андрий
Красивый и слабый,
Храбрится, влюбляется, предаёт.
Нельзя уважать таких людей.
Предатель.