- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (10 класс)
Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (10 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | МИЩЕНКО Н.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конспект урока
Литература, 10 класс
Тема. Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
Цель. Раскрыть образы молодого поколения в произведении, показать устремленность писателя в будущее, способствовать выработке у учащихся оптимистического взгляда на мир.
Развивать внимание, речь.
Воспитывать вдумчивого читателя.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.А.М.Д. Вывешивается изображение железной дороги, паровоза.
- Как проявляется мотив железной дороги в произведении? Что олицетворяет, символизирует?
(«Разлом двух эпох», новое время, новые порядки, новое ощущение; идея времени, движение вперед;. Что-то железное, неумолимое…)
3. Формулирование учащимися темы, цели.
-Среди первых откликов на спектакль МХАТа была такая рецензия: «Вчера панихидный колокол театра звонил торжественно и скорбно: отпевали в « Вишневом саде» российского интеллигент-ного, но оскудневшего дворянина, хоронили эстетическую, но праздную жизнь, поставили памятник над могилой симпатичных белоручек». Ответ рецензенту: «Отпеваемые все-таки оставили нечто миру. Хотя бы духовно утонченное потомство, мечтающее насадить новые сады».
-Выскажите свое суждение по поводу этой рецензии и ответа на нее.
4. Анализ образов Пети Трофимова, Ани, Вари ( с использованием таблицы «Цитатная характеристика героев»).
Петя Трофимов.
-Образ Пети Трофимова писался трудно, так как Чехов боялся цензуры. Почему? Задание («Мозговой штурм»): заполнить схему емкой, но краткой характеристикой.
ПЕТЯ ТРОФИМОВ-----------------1._______________
2._______________
3. _______________
4. _______________
5.________________
6. _______________
7.________________
8.________________
Задание: проследить противоречия в образе «вечного студента»
Борется с
На самом деле
*бездельем,
*ниче*ничего не делает,
*философствованием,
, *мн *много говорит, поучает,
*барствованием
*обле *»облезлый», но «барин»,
*самоуверен, нет чуткости к окружающим
Подведение итога№1.
-Его полезная общественная роль заключается в том, чтобы будить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.- Петя - это образ - вопрос. Выдающийся писатель В. Короленко отнесся к герою с подозрением: «…для меня облезлое «лучшее будущее» - что-то непонятное и ненатуральное».
ОБРАЗ Пети Трофимова (на основе ассоциации)
Аня Раневская.
-Может, образ Ани понятнее и натуральнее? Попробуем разобраться.
-Что можете сказать об этой героине?
Подведение итога№2.
-Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей. У нее просто эмоциональное, «восторженное упование» на прекрасное будущее. Все слишком легко, слишком просто…
ОБРАЗ Ани (на основе ассоциации)
Варя Раневская. -С какой целью А.П.Чехов создает этот образ?
- Антон Павлович отмечал: «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила бы на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом…» А какая бы актриса, по вашему мнению, могла сыграть Варю? Почему вы так считаете?
Подведение итога№3 (самостоятельно).
ОБРАЗ Вари (на основе ассоциации).
5.Итог урока.
Задание: рассмотреть репродукции картины А Хотяинцевой «Вишневый сад», созданной под впечатлением чеховской пьесы, и иллюстрацию С Алимова к драме «Вишневый сад». - Кому из живописцев удалось передать веру А.П.Чехова в скорое светлое будущее? 6.Домашнее задание.