Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» (10 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока

Литература, 10 класс

Тема. Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

Цель. Раскрыть образы молодого поколения в произведении, показать устремленность писателя в будущее, способствовать выработке у учащихся оптимистического взгляда на мир.

Развивать внимание, речь.

Воспитывать вдумчивого читателя.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.А.М.Д. Вывешивается изображение железной дороги, паровоза.

- Как проявляется мотив железной дороги в произведении? Что олицетворяет, символизирует?

Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)

(«Разлом двух эпох», новое время, новые порядки, новое ощущение; идея времени, движение вперед;. Что-то железное, неумолимое…)

3. Формулирование учащимися темы, цели.

-Среди первых откликов на спектакль МХАТа была такая рецензия: «Вчера панихидный колокол театра звонил торжественно и скорбно: отпевали в « Вишневом саде» российского интеллигент-ного, но оскудневшего дворянина, хоронили эстетическую, но праздную жизнь, поставили памятник над могилой симпатичных белоручек». Ответ рецензенту: «Отпеваемые все-таки оставили нечто миру. Хотя бы духовно утонченное потомство, мечтающее насадить новые сады».

-Выскажите свое суждение по поводу этой рецензии и ответа на нее.

4. Анализ образов Пети Трофимова, Ани, Вари ( с использованием таблицы «Цитатная характеристика героев»).

Петя Трофимов.

-Образ Пети Трофимова писался трудно, так как Чехов боялся цензуры. Почему? Задание («Мозговой штурм»): заполнить схему емкой, но краткой характеристикой.

Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)

ПЕТЯ ТРОФИМОВ-----------------1._______________

2._______________

3. _______________

4. _______________

5.________________

6. _______________

7.________________

8.________________

Задание: проследить противоречия в образе «вечного студента»

Борется с

На самом деле

*бездельем,

*ниче*ничего не делает,

*философствованием,

, *мн *много говорит, поучает,

*барствованием

*обле *»облезлый», но «барин»,

*самоуверен, нет чуткости к окружающим

Подведение итога№1.

-Его полезная общественная роль заключается в том, чтобы будить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.- Петя - это образ - вопрос. Выдающийся писатель В. Короленко отнесся к герою с подозрением: «…для меня облезлое «лучшее будущее» - что-то непонятное и ненатуральное».

Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)ОБРАЗ Пети Трофимова (на основе ассоциации) Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс) Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)




Аня Раневская.

-Может, образ Ани понятнее и натуральнее? Попробуем разобраться.

-Что можете сказать об этой героине?

Подведение итога№2.

-Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей. У нее просто эмоциональное, «восторженное упование» на прекрасное будущее. Все слишком легко, слишком просто…



ОБРАЗ Ани (на основе ассоциации)

Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)




Варя Раневская. -С какой целью А.П.Чехов создает этот образ?

- Антон Павлович отмечал: «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила бы на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом…» А какая бы актриса, по вашему мнению, могла сыграть Варю? Почему вы так считаете?

Подведение итога№3 (самостоятельно).

ОБРАЗ Вари (на основе ассоциации).

Конспект урока по литературе на тему Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» (10 класс)

5.Итог урока.

Задание: рассмотреть репродукции картины А Хотяинцевой «Вишневый сад», созданной под впечатлением чеховской пьесы, и иллюстрацию С Алимова к драме «Вишневый сад». - Кому из живописцев удалось передать веру А.П.Чехова в скорое светлое будущее? 6.Домашнее задание.

© 2010-2022