Методические указания к практическим работам по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические указания к практическим работам по литературе


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Учебная дисциплина: Литература (отечественная и зарубежная)






Методические указания к практическим занятиям способствуют эффективности самостоятельной работы обучающихся, усвоению и закреплению пройденного теоретического материала, формированию знаний и умений, а также развитию профессиональных компетенций и являются одним из способов проверки знаний обучающихся.

Указания содержат пояснительную записку с обоснованием важности и необходимости этого вида учебной деятельности, с определением, темы семинарских занятий, краткие теоретические материалы по каждой теме, список литературы, необходимой для работы при подготовке к каждому практическому занятию.



СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

4

2.Семинар-дискуссия «Литература «потерянного поколения»

6

3.Семинар по роману Джорджа Оруэлла «1984»

8

4.Семинар по роману Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

10

5.Семинар: Тема гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

12

6.Семинар: Тема казачества в «Донских рассказах» М.Шолохова

14

7.Краткий теоретический материал по практическим занятиям

16

8.Критерии оценки

26

9.Информационное обеспечение обучения

27

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания созданы в помощь обучающимся при выполнении самостоятельной аудиторной работы по дисциплине «Литература» (отечественная и зарубежная).

Структура и содержание методических указаний соответствуют требованиям рабочей программы «Литература (отечественная и зарубежная)» и содержат:

  • темы семинарских занятий с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение, и объема аудиторных часов на каждую тему;

  • краткие теоретические материалы по каждой теме, позволяющие обучающемуся ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых на семинарском занятии;

  • учебно-методическое обеспечение семинара;

  • список литературы, необходимой для работы при подготовке к каждому практическому занятию;

  • критерии оценки;

  • в разделе Приложение размещены материалы для практических занятий.

Задания практических работ и семинаров выполняются в тетрадях для практических занятий и сдаются на проверку преподавателю.

При выполнении практических заданий необходимо соблюдать следующие общие требования:

  • записать тему практического занятия;

  • при письменном ответе необходимо задания нумеровать, но не переписывать

  • работу выполнять чернилами (пастой) четко и разборчиво;

В случае возникновения вопросов по выполнению всегда можно обратиться за консультацией к преподавателю.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

Семинар- дискуссия «Литература «потерянного поколения»

Цель: совершенствование навыков анализа прозаических текстов, активизация творческих способностей обучающихся.

Задание: проанализировать романы писателей «потерянного поколения»

План для обсуждения:

Роман Э. М. Ремарка «Триумфальная арка»

1.Сформулируйте главную мысль романа Ремарка «Триумфальная арка».

2. Укажите место действия романа.

3. Портретная характеристика главного героя романа.

4. В начале романа мы видим Равика - усталого, живущего по инерции, не ждущего от жизни ничего хорошего, полностью сосредоточенного на любимой работе. Докажите это?

4. Проанализируйте проблемы героя.

5. Побег из концентрационного лагеря - шаг в новую жизнь. Как вы это понимаете?

6.Назовите главную черту характера Равика.

7. Любовь между героями (Жоаны и Равика) рождается под влиянием внутреннего духовного родства. Подтвердите это словами из текста.

8.Как вы понимаете это выражение- ненависть помогла ему преодолеть тягостную память о прошлом.

9. Символические образы в романе.

10.Значение образа «Триумфальной арки» в романе.

Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол»

1. Эпиграф. "Нет человека, который был бы, как остров, каждый человек есть часть материка, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе". Докажите, что эпиграф подчеркивает обобщающий, философский аспект произведения.

2.Особенности системы персонажей в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол».

3. Специфика образа Роберта Джордана как главного героя романа.

4.Роберт Джордан - центральная фигура в системе персонажей. Использование в романе приема «сжатого времени».

5. Отряд партизан как собирательный образ испанского народа в борьбе с фашизмом.

6. Значение образа старика Ансельмо.

7.В чем различие командира отряда партизан Эль Сордо от остальных героев.

8.Пабло как сломленный войной и внутренними противоречиями персонаж.

9.Пилар - образ сильной женщины в условиях войны.

10.Эволюция образа главного героя.

11. Роберт Джордан и Мария. Линия любви на фоне военных действий.

12. Любовь, способная изменить отношение к жизни и мировоззрение главного героя.

13. Любовь к Марии как любовь ко всему человечеству.

14. Каждый человек - это целый мир. Объясните эти слова.

14. Что подразумевается под названием «герои кодекса»?

15.Гибель главного героя как вершина его духовной эволюции.

16.Личность Джордана шире "потерянных" героев.

17.Каждый человек - это целый мир.

18. Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» в оценке отечественных и зарубежных критиков.

Учебно-методическое обеспечение семинара:

-Эрих Мария Ремарк роман «Триумфальная арка»;

-Эрнест Хемингуэй роман «По ком звонит колокол»;

  • орфографический словарь;

  • этимологический словарь

Контроль: тетради сдаются на проверку преподавателю

Литература:

1. Зарубежная литература: современные подходы и интерпретации. Литература в контексте современности. - Челябинск, 2009. - С. 350-416.

2. Поршнева А.С. «Триумфальная арка» как эсхатологический роман. Изд-во Уральского ун-та, 2006. - С. 388-391.

3. Харитонов. М. Ремарк Э.Р. Триумфальная арка. - М., 1982. - С. 3-10.

4. Кашкин И. Перечитывая Хемингуэя.- Иностранная литература. 1956. №4

5.Хемингуэй Э. О жизни и искусстве. Мысли и афоризмы.- / Дон. 1964. №7

Примечание:

см. приложение №1 Краткий теоретический материал по практическим занятиям;

продолжительность практического занятия 2 академических часа

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ№2

Семинар по роману Джорджа Оруэлла «1984»

Цель: познакомиться с творчеством писателя, проанализировать роман Оруэлла

Задание: сравните героев романа Оруэлла «1984» с героями повестей А.Платонова

План для обсуждения:

1.Жизнь и творчество английского писателя Оруэлла. 2.История создания романа «1984».

3.Цель - конкретное воспроизведение советской действительности. Так ли это?

4.Основа сюжета - столкновение личности и государства, основанного на ненависти.

5.Образ Уинстона Смита - главного героя (зачитать из романа).

6.Брак - одна цель: производить детей для службы государству (докажите словами из текста).

7.Сравните нашу современность.

8.Кто такие «пролы»?

9.Воспитание детей (приведите примеры из текста). 10.Лозунги: «Война - это мир», «Свобода - это рабство», « Незнание - сила »(расшифруйте по роману).

11.«О новоязе».- сравните с нашей советской культурой (зачитать примеры из романа). 12.Стилистические средства в романе.

13.Сравните с героями А.Платонова (зачитать о героине Джулии).

14.Сталинизм в капиталистическом образе (примеры из текста).

15.Стилистические средства в романе.

16.Роман Оруэлла «1984» - это порождение трагического социального и политического опыта XX века (докажите словами из текста).

Учебно-методическое обеспечение семинара:

- роман Джорджа Оруэлла «1984»

- орфографический словарь;

- этимологический словарь;

- словарь иностранных слов

Контроль: тетради сдаются на проверку преподавателю

Литература:

1. Мосина В.Г. История "русского Оруэлла". - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. - 80 с.

2.Мосина В.Г. Три главные книги Джорджа Оруэлла. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1999. - 216 с.

3.Чаликов В.А. Джордж Оруэлл: Автобиографическая заметка". - Изд-во "Прогресс", М., 1989

Примечание:

см. приложение №2;

продолжительность практической работы 2 академических часа

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Семинар по роману Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

Цель: исследование внутреннего мира главного героя, его собственных понятий о мире и обществе

Задание: обосновать жизненный выбор героя романа

План для обсуждения:

1.Краткий обзор жизни и творчества писателя

2.История создания романа.

3.Жанр романа.

4.Так о чем же тот самый роман, который читает до сих пор весь мир?( краткий сюжет романа)

5.Главная трагедия произведения «Над пропастью во ржи».

6.Внутренний мир Холдена Колфилда ( разлад между желаемым и действительным).

7.Особенности характера главного героя.

8. В чем же состоит главный конфликт Холдена с окружающим его обществом? (Найти в тексте) 9.Почему Колфилда раздражают и взрослые, и сверстники ? («Я ненавижу... Господи, до чего я все это ненавижу! И не только школу, все ненавижу»). 10.Объясните, как вы понимаете излюбленный вопрос, который не дает ему покоя? ( «Куда деваются утки в Центральном парке, когда пруд замерзает?») 11.Проследите, как меняется его восприятие мира в течение трех дней пребывания в Нью-Йорке после исключения из школы.

12.Мечта Холдена ( найдите в тексте. «Я себе представляю, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей, а кругом ни души, ни одного взрослого, кроме меня...И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть»).

13.Отношение сестры Фиби к брату.

14.Холден Колфилд и Искусство (приведите примеры из текста)

15.Что ценит герой в отношениях с окружающими ?

( Докажите словами из романа ).

16.Идеалы нового поколения в романе (найти в тексте).

17.В чем популярность романа среди критики, старшеклассников и студентов? Сделать вывод.

Учебно-методическое обеспечение семинара:

- роман Джерома Селинджера «Над пропастью во ржи»;

- орфографический словарь;

- этимологический словарь;

- словарь иностранных слов

Контроль: тетради сдаются на проверку преподавателю

Литература:

1.Галинская И. Л. Загадка Сэлинджера .Загадки известных книг. - М.: Наука, 1986. - С. 9-64.

2.Петренко Д.И. Роман Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и его переводы на русский язык . Под ред. проф. К.Э. Штайн. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. - 240 с.

3.Фаликов Б. З. Духовные поиски Дж. Д. Сэлинджера. - «Иностранная литература» 2009, № 2.

Примечание:

см. приложение №3;

продолжительность практической работы 2 академических часа

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Семинар: Тема гражданской войны в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Цель: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности

Задание: дать характеристику героям романа

План для обсуждения:

1.Роман назван «Белая гвардия». Почему?

2.Почему автор вводит эпиграф к роману, взятый из "Капитанской дочки" А. С. Пушкина?

3.Какому событию посвящен роман? (Доказать словами из текста)

4.Украина во время Гражданской войны (привести примеры из текста).

5. Завязка основного действия (зачитать главу 2). 6.Крушение старого мира.

7.Характеристика героя Алексея Турбина (зачитать из романа).

8.Герои романа (дать характеристику).

9.Опасения героев за судьбу культуры страны

( привести примеры из романа).

10.Тема доблести русского офицерства.

11.«И это прекрасно, потому что без любви невозможна сама жизнь", - утверждает писатель. Прав ли он?

12.Своеобразие решения темы романа

13.Символика романа.

14.Авторская позиция в романе.

15.Заключение романа (зачитать из романа и проанализировать).

Учебно-методическое обеспечение семинара:

-роман М.А. Булгакова «Белая гвардия»;

- орфографический словарь

Контроль: тетради сдаются на проверку преподавателю

Литература:

1.Тинченко Я. Ю. Белая гвардия Михаила Булгакова. - Киев, 1997. - 252 с.

2.Соколов Б. В. Михаил Булгаков: загадки судьбы. М.: Вагриус, - 2008.

3.Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - 2-е изд., доп. - М.: Книга, - 1988. 669 c.

Примечание:

см. приложение №4;

продолжительность практической работы 2 академических часа

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Семинар: Тема казачества в «Донских рассказах» М.Шолохова

Цель: познакомиться с миром казачества в ранних произведениях писателя

Задание: провести сравнительный анализ рассказов сборника «Донские рассказы»

Вопросы для обсуждения:

1.История создания сборника «Донские рассказы».

2.Тематика рассказов и их героев.

3.Сюжеты произведения М.Шолохова.

4.Как вы понимаете смысл названия рассказа «Родинка»?

5Как вы определили главную тему?

6.Что общее в душевном состоянии атамана и Николки?

7.Каковы сокровенные мысли героев? (Привести примеры из текста)

8.Авторская оценка героев (привести примеры из текста).

9.Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому более важному - между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

10.На чьей стороне автор? (Привести примеры из текста)

11.В чем, по - вашему, смысл названия рассказа «Шибалково семя»?

12.Главная тема рассказа.

13.Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка?

14.Каков главный герой рассказа «Алешкино сердце»?

15.Как он относится к окружающей его жестокости? (Привести примеры из текста)

16.Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?

17.Кто изображен в рассказе «Алешкино сердце» негативно и кто является носителем добра?

18.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости? (Привести примеры из текста)

19. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки? Его судьба?

20.Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти в рассказе «Чужая кровь»? (Привести примеры из текста)

21.Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

22.Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

23.Может ли у рассказа быть благополучный, «сказочный» финал?

24.Что же утрачивается в междоусобных бойнях? 25.Возможно ли, согласно Шолохову, «в годину смуты и разврата» примирение враждующих сторон? Записать вывод.

Учебно-методическое обеспечение семинара:

- сборник «Донские рассказы» М.Шолохова;

- орфографический словарь

Контроль: тетради сдаются на проверку преподавателю

Литература:

1.Лукин Ю. Б. О творческом пути Михаила Шолохова -Дон.- 1950.

2.Жбанников А. С. Михаил Шолохов - больше, чем писатель. - Ростов-на-Дону, 2006. 3. Трофимов В.Казачий вопрос.- Дон.- 1990.

4.Чалмаев В. "Донские рассказы": к общечеловеческим идеалам через психоз ненависти. Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. Ч. 2. - М,1994.

Примечание:

см. приложение №5;

продолжительность практической работы 2 академических часа

КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Приложение№1

Роман Ремарка «Триумфальная арка» впервые увидел свет в 1945 году, в США. В нём Ремарк обратился к актуальной для Европы проблеме человечности, проявляющейся или, напротив, исчезающей в людях на фоне разрастающихся нацистских идей - в начале в Германии, затем в Италии, Австрии и других странах, медленно, но верно попадающих под мрачную власть фашизма. Место действия романа - Франция, Париж - преподносится автором как последний оплот мирной жизни, в которой относительно спокойно могут сосуществовать как обычные беженцы, так и убиваемые в немецких гестапо евреи. Главный герой романа - немецкий беженец, в прошлом один из ведущих хирургов страны, носящий вымышленную фамилию Равик - представляет собой характерный пример человека с большой буквы. Его проблемы с немецкими властями начинаются с укрытия двух людей, разыскиваемых гестапо, - не друзей, не родственников, а обычных людей, которых он знал с хорошей стороны и не понимал, за что они должны были идти на пытки и смерть. Неповиновение фашистским законам привело Равика в застенки гестапо, где он пережил жестокие мучения, смерть любимой девушки Сибиллы, высылку в концентрационный лагерь. Побег из последнего стал для главного героя шагом в новую жизнь. «Триумфальная арка» показывает нам последний год из мирной, парижской жизни доктора, начавшийся со знакомства с итальянской певицей и актрисой Жоан Маду и закончившийся смертью любимой женщины, вторжением немецких войск в Польшу и объявлением войны. В начале романа мы видим Равика - усталого, живущего по инерции, не ждущего от жизни ничего хорошего, полностью сосредоточенного на любимой работе. Встреча с отчаявшейся женщиной на мосту Альма сразу же определяет главную черту хирурга - человеколюбие. Жоан Маду незаметно входит в жизнь доктора. Любовь между героями начинается с физического влечения, но рождается под влиянием внутреннего духовного родства. История любви Равика и Жоан проходит под знаком безграничного поглощения друг другом. Попался же Равик всё на том же человеколюбии, когда не смог пройти мимо пострадавших в результате несчастного случая на стройке. Разрыв отношений между главными героями проходит долго и болезненно. Только перед лицом смерти Равик понимает, насколько сильна была его привязанность к этой женщине, являвшейся для него чем-то гораздо большим, чем просто любовь - Жоан стала для доктора жизнью. Точно так же, как любовь воскресила Равика, ненависть помогла ему преодолеть тягостную память о прошлом. Убийство гестаповца Хааке, мучившего доктора и ставшего виновником самоубийства Сибиллы, главный герой воспринимает как что-то естественное. Друг Равика - выходец из России, Борис Морозов помогает ему выслеживать и разрабатывать план убийства гестаповца. Равик убивает Хааке незадолго до объявления войны. Историческая обстановка служит дополнительным оправдательным фоном для поступка главного героя. В то время как по городским улицам маршируют колонны манифестантов, одна из пациенток Равика, больная раком Кэт Хэгстрем, увлекает его на ежегодный костюмированный бал к Монфорам. Грандиозное празднество разрушает сильный ливень, являющийся в романе символическим образом жизни. Дождь идёт во время ночей, проведённых Равиком с Жоан; во время дождя он понимает, что любовь возродила его к жизни. Ещё один символический образ «Триумфальной арки» - ночь - связана с двумя пограничными константами: любовью (знакомство и встречи главных героев проходят в тёмное время суток) и войной (Равик убивает Хааке до наступления рассвета), после вторжения немецких войск в Польшу Париж затемняется в преддверии воздушных атак.

Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол»

К социально значимой проблематике 1930-х, периода Великой депрессии, от Америки "джазового века". Обратился в эти годы Э. Хемингуэй, один из ярчайших представителей "потерянного поколения". Хемингуэй обращается к тому, что сам пережил и перечувствовал - к антифашистской борьбе в Испании, которой посвящен роман "По ком звонит колокол".

События пропущены через восприятие смятенного героя, который показан в кризисный момент его биографии. В основе композиции лежит принцип "сжатого времени". Действие романа охватывает всего трое суток. Американский доброволец Роберт Джордан находится на выполнении задания. Он должен взорвать мост в тылу франкистов. За эти трое суток Джордан успевает прожить, по сути, целую жизнь, перечувствовать всю гамму человеческих чувств: счастье любви, радость солидарности, боль за товарищей, которыми он вынужден рисковать.

Однако сам герой существенно изменился со времени ранних хемингуэевских романов, хотя и остался узнаваемым, ему свойственны столь высоко ценимые автором мужество, презрение к смерти, неприятие несправедливости. Но как личность Джордан шире "потерянных" героев. Его отличают напряженная жизнь интеллекта и осознанное социальное чувство. Свою жизненную цель он видит в выполнении общественного и нравственного долга.

За трое суток перед взрывом Джордан понимает ценность каждой отдельной человеческой жизни. Каждый человек - это целый мир. И в то же время он часть мироздания, ибо его судьба накрепко спаяна с судьбами всего человечества. Не случайно эпиграфом к роману взят отрывок из Джона Донна, английского поэта XVII столетия: "Нет человека, который был бы, как остров, каждый человек есть часть материка, и потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе". Этот эпиграф подчеркивает обобщающий, философский аспект произведения.

Так, благодаря новому качеству, обретенному героем, расширяются границы лирического романа. Кроме того, Джордан не единственный повествователь. Роману присущ своеобразный полифонизм. Ряд фактов подан через восприятие других персонажей (испанских партизан Ансельмо, Эль Сордо, цыганки Пилар), самого автора. В результате жизнь Джордана оказывается вписанной в общие картины гражданской войны в Испании, партизанского движения, жизни испанского народа. Произведение приобретает эпический охват событий и становится поистине современным эпосом.

Крайним проявлением переориентации художественной литературы США в 1930-е годы было возникновение откровенно пропагандистского социального романа протеста как массового феномена: критика насчитала свыше 70 произведений этого жанра, вышедших в стране за одно десятилетие. Создателями таких романов были в основном пролетарские авторы; многие из них впервые обратились к литературе по зову классового сознания.

Приложение №2

Джордж Оруэлл (настоящее имя - Эрик Артур Блэр) - известный английский писатель и публицист, автор нашумевшей антиутопии «1984» и аллегорической притчи «Звероферма» (в другом варианте русского перевода - «Скотный двор»). Широкую известность писатель приобрел благодаря тому, что одним из первых в мировой литературе раскрыл трагедию революции, в удачно найденных художественных образах и пропорциях осмыслил тоталитаризм и диктатуру как явление цивилизации.

Джордж Оруэлл родился в Индии, в семье чиновника английской колониальной администрации. Образование он получил в Итоне - престижном и дорогом учебном заведении, самой аристократической среди английских частных-школ для юношей. Служил в Индийской королевской полиции в Бирме. В 1927 году оставил службу, которая, как он сам говорил, ему не нравилась, и посвятил себя писательству. На этом пути испытал нужду, сменил много профессий. В 1936 году он уехал в Испанию. В романе-антиутопии «1984» Оруэлл не ставил своей целью конкретное воспроизведение советской действительности, тем не менее, смоделировал государственное устройство, удивительно напоминающее сталинское. 1984 - это год (казавшийся тогда таким далеким) торжества революционной утопии, которая воплотилась в милитаризованном государстве. В стране Океании, которой руководит Старший Брат, преследуется мысль, правда, любовь, все нормальные человеческие проявления личности, упразднены культура и сам человек, изъясняющийся на чудовищном новоязе. Некто Уинстон Смит, интеллигент, сорокалетний служащий министерства правды, заподозрен в отклонении от предписанного норматива: он имел несчастье ответить на любовное чувство, и стал жертвой. Чудовищная гигантская машина враждебного личности государства перемолола его на своих жерновах. В стране ведется тотальная слежка: в квартирах нельзя выключать телеэкраны, являющиеся одновременно аппаратами подслушивания и подглядывания за людьми. Мир расколот на три сверхдержавы (не считая Океании, империи Старшего Брата, в романе упоминаются еще два государства - Евразия и Остазия), между которыми беспрерывно ведется война. У брака признавали только одну цель: производить детей для службы государству. Емкие метафоры содержатся в приложении «О новоязе». «Новояз, официальный язык Океании, был разработан для того, чтобы обслуживать идеологию ангсоца [английского социализма], новояз должен был не только обеспечить знаковыми средствами мировоззрение и мыслительную деятельность приверженцев ангсоца, но и сделать невозможным любые иные течения мысли. Гротескная образность и фантасмагорическая символика романа «1984» дали Оруэллу возможность сделать кошмар диктатуры очевидным, показать циничное подавление личности, уничтожаемой духовно и физически. Введена тотальная форма самоконтроля и самоцензуры. Ужасна в Океании и система воспитания детей. При помощи разных организаций детей «превращают в необузданных маленьких дикарей, причем у них вовсе не возникает желания бунтовать против партийной дисциплины. Простой народ назван в романе «пролами». Для партийной верхушки пролы - «не люди», а всего лишь «бессловесная масса», «клубящаяся на государственных задворках», которая составляет примерно восемьдесят пять процентов населения. Герой осмелился думать, осмелился задавать себе вопросы и отвечать на них не так, как того требует официальная идеология, осмелился поддаться искреннему чувству. Его возлюбленная, Джулия, посмела быть не «товарищем», а просто женщиной. Государство не простило им инакомыслия и неповиновения. И Уинстон, и Джулия оказались в подвалах министерства любви. Их подвергли не только жестоким физическим пыткам, но и психологическому давлению.

Роман Оруэлла «1984» - порождение трагического социального и политического опыта XX века - века революций и войн - стал образцом литературы предостережения, в которой современные опасные тенденции в развитии общества автор представил как реально осуществившиеся и приведшие к катастрофическим последствиям. Но тем не менее, писатель настроен оптимистично: человеческая природа не побеждена, а значит, еще остается возможность преодоления тоталитарных режимов.

Приложение №3

Джером Дэвид Сэлинджер (1919 - 2010гг.) - американский писатель, один из самых известных в мире и один из самых влиятельных писателей литературы США XX века. Роман Сэлинджера "Над пропастью во ржи" вышел в свет в 1951 году и через несколько месяцев занял первое место в списке американских бестселлеров. Протест личности против социальной апатии и конформизма, прозвучавший в романе Сэлинджера, в свое время произвел нечто вроде переворота в общественном сознании, но проблемы, затронутые писателем, остаются актуальными и сегодня, и потому интерес к роману по- прежнему велик у самой широкой аудитории.

Джером Девид Сэлинджер пользуется среди американской молодежи заслуженной популярностью, которая не только не уменьшается, но растет год от года. Его роман "Над пропастью во ржи", переведенный почти на все европейские языки, получил широкое признание во всем мире и продолжает оставаться одной из любимейших книг молодежи Соединенных Штатов. Однако этот роман стал классикой не только американской, но и мировой литературы. Становление личности, переход подростка в мир взрослых - эти проблемы всегда будут актуальны.

Приложение №4

Обращение М. А. Булгакова к традиционной в 1920-е г. теме революции и Гражданской войны нашло отражение в романе «Белая гвардия» (1925) и пьесе «Дни Турбиных» (1926). Авторская трактовка изображаемых событий расставляла акценты иначе, чем было принято в официальной литературе «нового общества»: белая гвардия не предстает в виде отрицательных персонажей. В пьесе, претерпевшей не одну переработку, автор уделил особое внимание семье Турбинных. «Дни Турбиных» - одна из тех вещей, которые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для самого себя. Можно откинуть стиль, воплощение, игру, общественную значимость, идеологическую заостренность, исторический колорит, можно взвесить и измерить все эти ингредиенты, и все-таки сверх всего остается еще одна изюминка, в которой «вся соль». Воплощена ли она в символе кремовых штор, елки или небесного занавеса, усыпанного звездами, облекающими мир, но тут есть всепокоряющий стимул жизни, он и выступает так мощно, что стягивает все части. Практически все герои романа имели своих прототипов, а сама «Белая гвардия» писалась на автобиографической основе. По сути, М. А. Булгаков создает гимн верности своему долгу, благородству русского воинства, не способного ценой предательства того, во что верили всю жизнь, спасти свои жизни.

Приложение №5

«Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся - Бог весть. Выдумали каких- то красных да белых и дерутся»

В.Зазубрин

В рассказах М. Шолохова «Донские рассказы» изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом сборнике Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время мало кто понимал, какие они казаки, Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений. Это драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой войны и Гражданской войны. Все рассказы объединяет общая тема - революция, а также и место действия одинаково для всех - происшествия отыгрываются на просторах Дона. Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

Критерии оценки

Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последователь­ное сообщение на определенную тему, показывать умение учащегося применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа учитываются следую­щие критерии:

1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если учащийся: 1) полно излагает изу­ченный материал, дает правильное определение языковых по­нятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необ­ходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правиль­но с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворя­ющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в пос­ледовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и непоследовательно, есть ошиб­ки в языковом оформлении излагаемого, допускает неточности в определении поня­тий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме­ры.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материа­ла, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьезным препятствием к успеш­ному овладению последующим материалом.

Информационное обеспечение обучения

Интернет-ресурс

  1. Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: edu.ru/

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: window.edu.ru/

  3. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: fcior.edu.ru/

  4. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: openclass.ru/sub/

  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: school-collection.edu.ru/

  6. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Режим доступа: festival.1september.ru/…


© 2010-2022