- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Дидактическая копилка. Тесты, проверочные работы, раздаточный материал по теме «Сложное предложение. Сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП), бессоюзные сложные предложения (БСП)». ***Содержит ответы на задания -1-
Дидактическая копилка. Тесты, проверочные работы, раздаточный материал по теме «Сложное предложение. Сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП), бессоюзные сложные предложения (БСП)». ***Содержит ответы на задания -1-
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулак Л.С. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дидактическая копилка.
Тесты, проверочные работы, раздаточный материал по теме
«Сложное предложение. Сложносочиненные (ССП), сложноподчиненные (СПП), бессоюзные сложные предложения (БСП)». ***Содержит ответы на задания
-1-
Тест по теме «Повторение и обобщение изученного о ССП».
_Выполнил(а): _________________________________________
1.Исправьте ошибки в определении (ошибочные утверждения вычеркните).
В сложносочиненном предложении составляющие его части равноправны и связаны с помощью интонации, сочинительных союзов и союзных слов. Сочинительные союзы бывают соединительными, противительными, подчинительными и противительными. К группе противительных относятся союзы а, но, однако, тоже, зато.
2.Подчерните союз, который соединяет части сложносочиненного предложения. Какое значение вносит он в предложение?
То в доме раздавался вой, грохот ржавого железа, то на улицу вылетали кирпичи, то сквозь разбитые стёкла видели белое привидение.
А. последовательность действий;
Б. одновременность;
В. чередование;
Г. противопоставление.
3.Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.
А) В воздухе, в саду было пусто, и только нежная музыка наполняла эту пустоту.
Б) В лесу тихо - тихо, и пахнет грибами и прелой хвоей.
В) Туча росла, поднималась серо - сизой стеной, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Г) Море шумит под ногами, и хочется уплыть далеко - далеко.
1.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. А Б В Г
2. Укажите СС предложения. А Б В Г
3. Наудите СС предложение с общим второстепенным членом. А Б В Г
4. Строение какого предложения соответствует схеме: [двусост.], и [безлич.]?А Б В Г
4. Придумайте и запишите предложение, структура которого соответствует схеме: [назыв.] , и [двусост.]. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Борис великолепно держался в седле, сестра так (же) не уступала ему в умении управлять лошадью.
А) ТАКЖЕ - здесь это сочинительный союз, пишется слитно.
Б) ТАК ЖЕ - здесь это наречие с частицей ЖЕ, пишется раздельно.
6. Перестроите простое предложение с однородными членами в сложносочиненное.
Поднялось солнце и высушило росу на траве и листьях кустарника.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Расставьте пропущенные знаки препинания, выполните синтаксический разбор второго предложения (по желанию - первого*).
А)* Я не уставал рассказывать друзьям обо всём о речке о рыбалке о невиданных размеров белом грибе найденном мной и хотелось пережить всё это снова.
Б) Было холодно и хотелось в тепло к огню.
-2-
МИНИ-ТЕСТ. Средства связи в составе сложного предложения.
1.Как связаны простые предложения в составе ССП?
А) интонацией;
Б) подчинительными союзами;
В) сочинительными союзами;
Г) подчинительными союзами и союзными словами.
2. Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?
А) относительными прилагательными и наречиями;
Б) относительными местоимениями и наречиями;
В) наречиями и существительными.
3. В каком предложении - главном или придаточном- находятся средства связи?
А) в главном;
Б) в придаточном;
В) ни к одному из предложений не относится.
4. Чем отличаются союзные слова от союзов?
А) ничем не отличаются;
Б) союзы относятся к главной части, а союзные слова - к придаточной;
В) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.
5. Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?
А) что, когда,как;
Б) что, чей, когда;
В)какой, когда, где.
-3-
Контрольный тест по теме «Сложносочинённые предложения».
_Выполнил(а): _________________________________________
-
В каком ряду перечислены соединительные союзы?
-
Тоже, либо, зато;
-
И, да, тоже;
-
Да, не то…не то;
-
Однако, или, но.
-
Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей.
-
Соединительный;
-
Противительный;
-
Разделительный.
-
Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
-
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.
-
Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью.
-
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли.
-
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам.
-
Укажите сложносочинённое предложение:
-
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
-
Снег такой, что не видишь друг друга.
-
Я проснулся оттого, что хотелось пить.
-
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.
-
Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):
-
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном.
-
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат.
-
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы.
-
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам.
-
Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесёт.
-
1, 2,3. 3) 1, 3.
-
2, 3. 4) 3.
-
Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашка и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол.
-
1. 3) 3.
-
2. 4) 4.
-
Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
-
Гроза совершенно стихла и только издали неслись далёкие раскаты грома, да по небу ползла чёрная бесконечная туча.
-
Радостно весной чирикают воробьи и поют синички.
-
Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
-
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
-
Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.
-
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.
-
Сколько простых предложений в составе сложного? (знаки препинания не расставлены).
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится.
-
2. 2)3.
-
Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок.
-
Их не зовёт; 3) Не зовёт рожок;
-
Не зовёт его;
-
В каком предложении верно выделены грамматические основы?
-
Всё та же туманная дымка теперь ещё гуще окутывала поля, и всё так же странно и непонятно глядела природа.
-
Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку.
-
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лёг первый мороз.
-
Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (1) с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдёт к ней дороги.
-
1, 2, 3, 4, 5, 6.
-
2, 3, 4, 5, 6.
-
2, 3, 4, 5.
Ответы: 2,2,4,1,3,4,1,2,3,1,3,2,2
-4-
***Раздаточный материал для заполнения учащимися на уроке
по ходу изучения новой темы или дома для закрепления новой темы.
(Материал используются как памятка
на протяжении изучения темы «Сложное предложение»,
а также служит неплохим подспорьем при подготовке к экзамену).
Систематизация сведений о группах придаточных по значению.
Придаточные определительные:
План
Ответ
На какой вопрос отвечает?
К чему прикрепляется в главном?
Средства связи.
Есть ли указательные слова?
Позиция по отношению к главному.
Схема или пример предложения.
Придаточные местоименно-определительные:
План
Ответ
На какой вопрос отвечает?
К чему прикрепляется в главном?
Средства связи.
Есть ли указательные слова?
Позиция по отношению к главному.
Схема или пример предложения.
Придаточные изъяснительными:
План
Ответ
На какой вопрос отвечает?
К чему прикрепляется в главном?
Средства связи.
Есть ли указательные слова?
Позиция по отношению к главному.
Схема или пример предложения.
План
На какой вопрос отвечает?
К чему прикрепляется в главном?
Средства связи.
Есть ли указательные слова?
(Какие?)
Позиция по отношению к главному
Схема или пример предложения
Образа действия и степени
Места
Времени
Условия
Причины
Цели
Сравнительные
Уступительные
Следствия
Систематизация сведений о группах БСП по значению.
1_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Улетели птицы за море, миновала время жатв. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.
2.Если части_________________________________________________
Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.
3.__________________________________________________________
Мир строит - война разрушает. Лето припасает - зима поедает. В кино хотел сходить - времени не оказалось.
4.__________________________________________________________
Совесть потеряешь - другой не купишь. Упадет луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
5.______________________________________________________
Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.
6.В БСП, если второе предложение _______________ содержание первого
Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь._________________
Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчёт штурмана______________
Второе предложение ______________ содержание первого________________
Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в темную массу.
Я доверяю любящим: они великодушны.
-5-
9 КЛАСС. Раздаточный материал.
Впишите номера СПП в таблицу, устно обоснуйте свой выбор.
СПП с придаточными определительными и местоименно - определетельными.
СПП с придаточными изъяснительными.
№
№
-
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья.
-
Казалось, что город устал от зимы.
-
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
-
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увидишь даже в кругу друзей.
-
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.
-
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка.
-
Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.
-
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
-
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
-
Кто сеет да веет, то не обеднеет.
-6-
Проверочная работа по теме «Сложноподчиненное предложение».
Расставить знаки препинания в тексте(графически объяснить их постановку); найти СПП, выделить их части, установить смысловую связь(задать вопрос); выделить средства связи, определить синтаксическую роль союзного слова; выделить указательные слова.
Если верить заявлениям самого Мусина - Пушкина то «Слово о полку
Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо -Ярославского монастыря. Так
или иначе но древняя рукопись написанная старинным подчерком стала его
собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими
помощниками разбирал это произведение которое издал впоследствии вместе
с переводом и комментарием.
Путешествие книги по морю словесности получилось не только
кругосветным (к концу 20века она будет переведена на десятки языков) но и
весьма бурным. Когда в 1812году в Москву вошли наполеоновские войска, в
огне пожара погибла графская библиотека а вместе с ней и древняя рукопись.
Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.
Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» - ловкая,
созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор несмотря на
существование авторитетных исследований подтверждающих древность
этого литературного памятника ученые спорят о его подлинности.
Найдите предложения, соответствующие схемам:
-
[…глагол], (что…).
-
(Когда…),[…].
-
[…ук.сл.+сущ], (которое…).
В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (схема№…)
-7-
Проверочная работа по теме:
«Теоретические сведения о сложном предложении».
-
При помощи _______________________и _____________________
или___________________________(относительных местоимений и наречий). Такие сложные предложении называются______________.
-
Только при помощи _________________(без союзов и союзных слов). Такие сложные предложения называются_______________________.
-
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы:
а)предложения__________________________,
б)предложения__________________________.
-
______________________________________предложения - это такие предложения, в которых простые предложения связываются________________________союзами, например: Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше.
-
____________________________________предложения - это такие предложения, в которых простые предложения связываются ________________________ союзами или союзными словами, например: Сделано все, чтобы я мог работать спокойно.
6. В сложноподчиненном предложении выделяются ________________ и
______________________часть. _______________________часть зависит от _____________, и в ней употребляется подчинительный союз или союзное слово.
-
Определите вид предложений (ПП-простое, ССП,СПП БСП)., подчеркните грамматические основы.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду ( ). Ветка закачалась, с нее посыпался снег( ). Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ели( ). Потом снова всё стихло( ).
Ответы:1. Интонации и союзов или союзных слов. Сложносочиненные и сложноподчиненные. 2.Интонации. Бессоюзные. 3 Сложносочиненные и сложноподчиненные. 4.Сложносочиненные…сочинительными союзами. 5.Сложноподчиненные …подчинительными союзами. 6.Главная и придаточная часть. 7. СПП, БСП, ССП,ПП