Статья О духовной культуре учителя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О духовной культуре современного педагога.

Автор - Красникова В.А., учитель русского языка,

литературы и православной культуры

МОУ "Стрелецкая СОШ

им. Героя Советского Союза А.Е.Черникова"

Белгородский район

«В пределах школы учителю вручаются важные полномочия: ему передается родительская власть, он учит и воспитывает детей, руководит ими, дает пищу уму и сердцу. Можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания. Сколь же велика нравственная ответственность того, кто принимает на себя обязанности образования и воспитания детей!»[1].

У каждого из нас есть учитель-воспитатель, образ которого поддерживает нас в трудные периоды жизни, слова которого запечатлеваются в нас навсегда. Чаще всего это учителя русской словесности, само призвание которых - воспитывать человеческую душу. Невозможно работать в школе, заниматься воспитанием, не имея любви к детям, к окружающим людям. Любовь есть та добродетель, которая составляется из полноты всех прочих добродетелей. Чтобы любить своего подопечного, учителю предварительно нужно правильно полюбить себя. «А как же правильно любить себя?»- спросите вы. Обратимся к наследию святителя Игнатия Брянчанинова. Это, прежде всего, знать и исполнять заповеди. Если мы не раздражаемся, не гневаемся, не помним зла, значит, мы любим себя. Если не лжем, не даем клятв, мы тоже любим себя. Если мы воздержанны, не тщеславны, если милостиво относимся к нуждающимся, прощаем немощи и недостатки своих ближних, не осуждаем их, мы любим себя. Тот учитель, который правильно любит себя, способен полюбить ближних, своих учеников. К сожалению, в школах еще живучи грубость и насилие как лучшие методы воспитания и обучения. А иногда нам просто нет дела до судеб детей, ведь у нас много своих проблем.

Нет смысла говорить о профессиональном мастерстве, если учителю не свойственны бескорыстная любовь к детям, искренняя преданность им, доверие. «Уж если человек призван жить в обществе, то тем более необходимы для него честность, доброта, сострадание. Кто-то из мудрых сказал, что если хочешь изменить мир, измени себя. Мы, педагоги, должны осознать, что не нужно гоняться за «внешним», но необходимо посмотреть в свое сердце. Посмотреть, ужаснуться и попытаться что-то сделать»[1].

Когда замечательного педагога своего времени святителя Григория Двоеслова спросили, как нужно относиться к ученикам, он ответил: «С благоговением», то есть бережно, трепетно, осторожно, тактично, а самое главное - это теплое расположение к детям. Тогда они невольно встрепенутся и почувствуют в нас что-то такое, чего, может быть, еще не чувствовали, не имели, не осознавали в себе. Общение душ - вот тайна педагогического творчества. А святитель Тихон Задонский заметил: «Любовь подыщет слова». «Радость моя!» - так обращался к людям, приходящим к нему, преподобный Серафим Саровский. Именно с такой открытой душой и мы, наставники, должны повернуться к детям, чтобы они ушли от влияния окружающего зла и поверили нам. И пусть слова наши будут правдивы, просты, чистосердечны, пусть будут доброжелательны и любвеобильны, ведь «слова есть видимое обнаружение ума»[2]. Дорогие коллеги, давайте будем жить в мире, наполненном духовной скверной, как рыба в море: она не пропитывается солью; так и мы, живя в этом суетном мире, не будем пропитываться его грязью, пороками и страстями, лишь тогда имя нам - учитель.

Наставник должен в первую очередь « оживить любовью своё сердце, дав возможность засиять его дивным лучам» [2], которые И.А. Ильин называл «божественно-духоносными»[2],с тем, чтобы было чем возжечь сердце детское. Один старец, по словам Б. Ничипорова, сказал: «Сейчас такое время, что учить не нужно. Нужно показывать»[3]. Положительный личный пример, как метод воспитания, всегда был и остаётся самым действенным. «Учитель, исполни делом, чему учишь»[4], - говорили древние. Уважаемые педагоги, мы ничего не сможем изменить в другом человеке, если сами не будем следовать тому, к чему его призываем. Родители, педагоги теряют в глазах молодёжи доверие, если слова не подкрепляются их образом жизни.

Верно писал Ф.М. Достоевский: «Учитель - штука тонкая…» Мы хотим, чтобы педагогическое воздействие было успешным? Тогда нужно обратить внимание на следующее: будем для учащихся примером доброй жизни, будем доброжелательными и рассудительными, сострадательными и духовно любящими своих воспитанников, будем справедливыми, мужественными и воздержанными, чуткими и наблюдательными при руководстве учащимися, будем проявлять истинное радушие и благоразумие. Итак, в основе успешной деятельности учителей лежит их самовоспитание, а это, в свою очередь, предполагает взаимодействие Церкви, государства, общества и школы. Пусть это стихотворение станет своеобразным призывом к нам, педагогам.

В. Красникова «Детские души»

Детские души, что чистые воды,

Не замутните их гневом своим.

Больше любите, больше цените,

Грейте их словом святым.

Им не солгите, а расскажите

Истину, правду о жизни мирской.

Их научите и поддержите,

Станьте душой им родной.

Их не обидьте, вы им простите

Шалости, промахи, слов пустоту.

И кротким взглядом, и кротким словом

Вы в них откройте души чистоту.

Их не корите вы понапрасну

И не злословьте, сердясь, о других

Милуйте, милуйте, благотворите

И помолитесь о них.

Их позовите в храм вы Господень,

Пусть прикоснутся к любви и теплу.

Слово услышат и удивятся,

И умилятся ему.

Музыка неба сердца их пусть тронет,

Сердце ребенка услышит ее.

Сладость и радость, щедрость и милость

Пусть победят зла копье.

Детские души - наша надежда,

Наши стремленья и наш добрый век.

С благоговеньем их вырастим вместе

На радость и счастье тебе, человек!

Список использованной литературы


  1. Православная педагогика [Текст] / авт. Е.В Шестун. - Москва : Про-Пресс, 2001.

  2. Путь духовного обновления [ Собрание сочинений в 2т. Т . 2] / авт. И. А. Ильин.- Москва :Медиум,1994.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи [Глинские чтения]/ Режим доступа : glinskie.ru/

  4. Цветник духовный. Назидательные мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых и святых [Текст] -Издательство Владимирской епархии: Русская миссия, 2003.



© 2010-2022