Рабочая программа по развитию речи

Программа рассчитана на 68 учебных часа (из расчета 2 учебных часа в неделю).              Общие учебные умения, навыки и способы деятельности              Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по развитию речиРабочая программа по развитию речиРабочая программа по развитию речиРабочая программа по развитию речиРабочая программа по развитию речи

9 « В» класс

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по развитию речи для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений государственного стандарта общего образования; программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. - 11-е изд., М.: Просвещение, 2013. - 46 с. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по развитию речи представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержанием учебного предмета «Развитие речи» является обучение связной монологической, а также диалогической речи.

В число письменных работ по развитию речи 9 класса входят описания предметов, природы, сочинения на заданную тему, по картине, по прочитанным произведениям, изложения подробные и сжатые.

Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  • применение знаний и умений в жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на 68 учебных часа (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

  • восприятие устной речи учителя, слежение за ходом рассуждения, выделение главной информации; определение и формулирование основной мысли текста;

  • разбивание текста на составные части и составление сложного плана; самостоятельное формулирование вопросов по содержанию прочитанного текста; подробный и выборочный пересказ художественного повествовательного текста; сохранение в тексте подробного изложения структуры исходного текста и языковых средств выразительности;

  • подробный и выборочный пересказ содержания прослушанного или прочитанного текста; построение письменных высказываний на заданную тему; использование цепной и параллельной связи предложений в текстах разных стилей; употребление синонимов, повторов слов, однокоренных слов как средства выразительности текста и связи предложений;

  • определение основной мысли текста, подбор наиболее удачного заголовка, деление текста на смысловые части; установка принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка и стиля речи.

Контроль за уровнем развития и продвижения в освоении предмета:

- редактирование текста;

- изложение подробное;

- изложение сжатое;

- сочинение;

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- фронтальный опрос;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

Раздел II. Учебно-тематический план.



Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Вводный урок (урок знаний)



Деловые бумаги



Описания



Сочинения



Изложения



ИТОГО

68




















Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8-9 классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 -9 классов направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Публичное выступление. Различные сферы употребления устной публичной речи. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. Публичное выступление о произведении народного промысла.

Описания. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Сочинения. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. Сочинение на выбранную тему. Сочинение по картине. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Изложения. Изложение сжатое (до 70 слов). Изложение подробное (до 250 слов).

Рассуждения. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс развития речи

9 класса.

Учащиеся должны:

Знать/понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

Уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

  • рецензировать устный ответ учащегося;

  • задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;

чтение:

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;

  • при необходимости переходить на изучающее чтение;

  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;

говорение:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

  • вести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.

письмо:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

текст:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык». 8 -9 класс. Научный редактор - академик, доктор филологических наук Н.М. Шанский.

2. .Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. Русский язык. 8 -9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Научный редактор - академик, доктор филологических наук Н.М. Шанский. М., Просвещение, 2013год

3. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

4. Полный мультимедийный курс по русскому языку, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.

5. Интернет-ресурсы Сайт ФИПИ.





Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Дом.

задание

Дата

1 четверть 2*9=18

1

Введение.(урок знаний)

Русский язык в современном мире.

Урок

усвоения новых знаний

1

Понятие «государственный язык». Особый политико - правовой статус русского языка как государственного языка РФ

Понимать статус русского языка как государственного. Знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке

Письменно ответить на вопрос «Какие вы знаете слова, пришедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию?»

Стр. 3, № 2.

2-3

Деловые бумаги. Заявление.

Повторительно - обобщающий урок

2

Знать виды деловых бумаг. Уметь правильно их писать.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа

Написать заявление

4-5

Устное сочинение

« Труд и отдых летом»

Повторительно - обобщающий урок

2

Уметь рассказывать и писать по предложенному плану сочинение.

Устный рассказ и письменные работы

Ответы на вопросы, письменная работа

Подготовить сочинение по теме

6-7

Сочинение- описание. Стр. 30 № 57

Урок

усвоения новых знаний

2

Уметь рассказывать и писать по предложенному плану сочинение.

Устный рассказ и письменные работы

Ответы на вопросы, письменная работа

Подготовить сочинение по теме

8-9

Подготовка к сжатому изложению. Приемы сжатого текста

Урок

усвоения новых знаний

2

Знать приемы сжатия текста, применять их на практике

Устные ответы и письменные работы

Ответы на вопросы, письменная работа

Подготовить изложение

10-12

Сжатое изложение

( О войне)

Комбинированный

3

Уметь составлять пла, пересказывать и писать.

Устные ответы и письменные работы

Ответы на вопросы, письменная работа


13-14

Деловые бумаги.

Доверенность.

Повторительно - обобщающий урок

2

Знать виды деловых бумаг. Уметь правильно их писать.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа

Написать доверенность

15-17

Контрольная работа за 1 четверть.

Изложение -описание « Барсук»

Комбинированный

3

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа


18

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного.

Повторительно - обобщающий урок

1

Уметь рассказывать на предложенную тему.





2 четверть

2*8=16 (15 час)


1

Беседа по теме:

« Осенние каникулы"

Повторительно - обобщающий урок

1

Уметь рассказывать на предложенную тему.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа


2-4

Сочинение- описание по картине. И.Шевандроновой

« На террасе»

(стр. 47,49)

Анализ написанного.

Комбинированный

3

Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам

Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте

Ответы на вопросы, письменная работа

Подготовиться к сочинению

5-6

Деловые бумаги.

Расписка.

Повторительно - обобщающий урок

2

Знать виды деловых бумаг. Уметь правильно их писать.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа

Написать расписку

7

-

10

Подробное изложение с грамматическим заданием.

К.Г. Паустовский

« Михайловские рощи»

Анализ написанного.

Комбинированный

4

Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам

Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте

Изложение

Написать изложение

11

Этикет. Рассуждения об этикете.

Взаимообучения

1

Уметь говорить грамотно и знать все о культуре поведения


12-13

Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности

( стр.81)

Комбинированный

2

Характеристика человека как вид строения текста, языковые особенности

Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы

Сочинение - характеристика

стр. 82, контрольные вопросы и задания

14-15

Контрольная работа за 1 полугодие

Изложение -описание

« Река-Нара»

Анализ написанного

Комбинированный

2

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа





3 четверть

2*10=20час (17 час)


1

Беседа по теме:

«Я люблю зимние каникулы"

Повторительно - обобщающий урок

1

Уметь рассказывать на предложенную тему.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа


2-3

Сочинение - рассуждение на свободную тему

По басням Крылова ( стр.88 №179)

Комбинированный

2

Сочинение - рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт

Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка

Сочинение - рассуждение

Написать начало басни

4-5

Деловые бумаги.

Автобиография

Повторительно - обобщающий урок

2

Знать виды деловых бумаг. Уметь правильно их писать.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа

Написать автобиографию

6

Работа с текстом.

( стр. 103 № 221)

комбинированный

1

Уметь составлять план, пересказывать по плану

Устный опрос.

Ответы на вопросы, устный пересказ


7-8

Психологический портрет (р/р стр.152-163

комбинированный

2

Уметь анализировать и сравнивать

Анализ текстов

Ответы на вопросы, устный пересказ, письменная работа

Описать себя

9

Деловые бумаги.

Автопортрет

Повторительно - обобщающий урок

1

Знать виды деловых бумаг. Уметь правильно их писать.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа

Нарисовать себя- автопортрет

10-11




Изложение. Сравнительная характеристика

( стр.113 №242)

( стр. 123 № 263, 264)

комбинированный

2

Изложение - сравнительная характеристика

Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного теста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека

Изложение


12

Подробное изложение по тексту

( стр 116 № 246)

комбинированный

1

Подробное изложение

Уметь пересказывать тексты близко к содержанию

Написание изложения


13-14

Рассуждение на дискуссионную тему

( стр. 145 № 301, 302….)

комбинированный

2

Рассуждение на основе литературного произведения

Уметь создавать текст - рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение

Сочинение


15-17

Контрольная работа за 3 четверть

Изложение с элементами сочинения

комбинированный

3

Рассуждение на основе литературного произведения

Написание изложения





4 четверть

2*8=16


1-2

Деловые бумаги.

Написание текста с обращением.

( стр.173 №360)

Повторительно - обобщающий урок

2

Знать виды деловых бумаг. Уметь правильно их писать.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа

Написать текст с обращением к……

3-4

Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности

Комбинированный

2

Знать правила употребление устной публичной речи.

Устный опрос. Написание.

Ответы на вопросы, письменная работа

Подготовить выступление-доклад

5


Рассказ.

( стр. 201 № 418)

Комбинированный

1

Композиция рассказа, использование диалога в рассказе как текстообразующего элемента

Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы

Сочинение - рассказ по данному началу с включением диалога


6-9

Сжатое изложение

(стр.202 №419)


4

Текст как речевое произведение

Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме

Изложение

Подготовить изложение

10
























Контрольно- измерительные материалы

Изложение- описание.

Река Нара

Бежит небольшая извилистая речка. Заросли тростника и осоки. А рядом луга, свежие, ярко-зеленые, пестреющие цветами. Видно, весной разливается речка и доходит до самого того леса с подмытыми берегами. Лес - ельник с дубом. И еще орешник, осока в траве, яркие колокольчики, и земляника, и листья ландыша. По соседству мхи и лишайники. Целые ковровые острова!

Чуть дальше по реке - бузина, ивняк, шиповник. Ветви кустарников свисают с крутых, подмытых берегов прямо в воду. В воде - осока, и белая кувшинка, и желтая кубышка, и хвощ. Речка как бы огибает бурно растущую зелень и жмется вправо, к низкому берегу. Точит-точит Нара правый берег, а здесь уже намыт песчаный пляж. Купайся хоть до одури!

Или на левый берег взгляни. Да что там - взгляни! Перебирайся вплавь, а местами и вброд, выходи на крутой песчаный берег к сосновому бору. Дальше по Наре пойдешь и березовые леса встретишь. (139 ел.)

(По С. Баруздину.)





Задание

1. Разобрать слова по составу:

земляника, свисают (I вариант);

шиповник, огибает (II вариант).

2. Произвести морфологический разбор слова:

выгляни (I вариант);

выходи (II вариант).

3. Сделать синтаксический разбор предложения:

Чуть дальше по реке - бузина, ивняк, шиповник (I вариант).

В воде - осока, и белая кувшинка, и желтая кубышка, и хвощ (II вариант).

4. Подчеркнуть грамматическую основу:

в назывных предложениях (I вариант);

в определенно-личных предложениях (II вариант).





Р.Р. Сжатое изложение

Текст для изложения

1. На войне человек иногда может проявиться так, как порой он и сам от себя не ожидает. Преодоление лишений, постоянный риск, балансирование на грани смерти, колоссальные психологические нагрузки - все это, словно увеличительное стекло, выпукло показывает и достоинства, и недостатки каждого. И недаром бывалые солдаты говорили, что за две недели на передовой можно узнать человека так, как в спокойной мирной жизни не узнаешь и за два года.

2. Война - это жизнь, предстающая в особенном, исключительном измерении, к ней бессмысленно подходить с привычными мерками. И кажется, что там, на войне, человек должен превратиться в некий механизм, подчиняющийся только инстинктам и движимый единственным стремлением - выжить. Но так ли это на самом деле?

3. Ничего подобного! Иначе не было бы тех примеров отваги и самопожертвования, которыми так богата военная история нашего Отечества. Но даже в суровой, грубой военной повседневности, казалось бы, не требовавшей от человека подвигов, не ставившей его перед труднейшим выбором: «жизнь или смерть», проявлялись его лучшие качества - надежность, чувство долга, товарищество.

4. Что же помогало выносить эти запредельные нагрузки, не теряя при этом, что называется, человеческого облика? Что давало человеку устойчивую нравственную опору? Ярость? Боевой порыв? Спору нет, это эмоции сильные, но на таком накале нельзя продержаться долго. Чувство мести? И оно когда-нибудь иссякает. Что же тогда? Может быть, совесть - нечто вроде бы зыбкое, трудно определяемое словами, но безошибочно ощущаемое в том, у кого она есть? То, что не позволит ему перекладывать свою ношу на чужие плечи, прятаться в бою за спины товарищей. Что заставит самой жизни не пожалеть. Потому, что в опасности находится Родина.

(По А. Москвину)

(250 слов)

Задание

1. ИК1 Точно передать содержание и отразить все микротемы.

2. ИК2 Применить приемы сжатия текста.

3. ИК3 Последовательность изложения.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Точная передача содержания текста

1

2

Отразить все микротемы

1

3

Применять приемы сжатия текста

2

4

Отразить последовательность событий, изложенный в тексте

3

Схема анализа изложения

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся



1

Точно передали содержание текста



Отразили все микротемы



2

Применили приемы сжатия текста



3

Отразили последовательность событий



Сумма баллов










Отметка












Изложение- описание

Барсук

В лесу по утрам мне не раз приходилась встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивает насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм.

Барсуки не уходят далеко от нор. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на сдои короткие ноги. И не всегда удается услышать их шаги.

Барсук - безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах теперь барсуков почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населенные барсучьи норы. Барсук - умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда.

К неволе барсук привыкает трудно. И в зоопарке днем барсуки обычно спят в своих темных конурах.

Охотиться на барсуков нетрудно. Очень интересно следить за жизнью обитателей барсучьих нор! (119 ел.)

(По И. Соколову-Микитову.)





Задание

1. Разобрать слово по составу:

обнюхивает (I вариант);

разыскивает (II вариант).

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Барсук - безобидное и очень полезное животное (I вариант).

Барсук - умный лесной зверь (II вариант).

3. Выписать из данного предложения все словосочетания и произвести их разбор:

К неволе барсук привыкает трудно (I вариант).

Охотиться на барсуков нетрудно (II вариант).

4. Объяснить постановку знаков препинания:

во втором предложении (I вариант);

в четвертом предложении (II вариант).

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Определять морфемный состав слова

1

2

Определять грамматическую основу предложения

2

3

Определять второстепенные члены предложения

2

4

Определять синтаксическую характеристику предложения

2

5

Выделять словосочетания из предложения

3

6

Производить разбор словосочетаний

3

7

Объяснить знаки препинания в указанных предложениях

4





Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся



1

Определили морфемный состав



2

Определили грамматическую основу. Определили второстепенные члены предложения.

Определили синтакс. характеристику предложения



3

Выделили словосочетания из предложения.

Произвели разбор словосочетания



4

Объяснили знаки препинания в предложении



Сумма баллов










Отметка












Р/р. Изложение с элементами сочинения

Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник», предназначенного для регулярных пассажирских рейсов между Европой и Америкой. В открытом море «Титаник» наскочил на плавающую ледяную гору - айсберг...

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе...

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели в концертах, и заиграли...

Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, обрушивавшихся на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость...

Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия, от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на тонувшем корабле.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в такую трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство...

Задание

1. Написать изложение.

2. Ответить на вопрос: «Почему «Третья симфония» Людвига Ван Бетховена получила еще одно название «Героическая»?».

3. Сформировать идею текста.

4. Озаглавить.







Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Писать изложение

1

2

Писать сочинение по тексту

2

3

Определять тему текста

3

4

Озаглавить

4

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся



1

Написали изложение



2

Написали сочинение



3

Определили тему текста



4

Озаглавили изложение



Сумма баллов



Отметка



Изложение, близкое к тексту.

Очерк К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»

В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Михайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличаются друг от друга так же, как отличались их владельцы.

Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него почему-то даже в пасмурные дни. Свет лежит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. От этих солнечных пятен глубина парка, погруженного в летний дым, кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев, девичьего смеха и шутливых признаний. Он полон Пушкиным и Языковым.

Михайловский парк - приют отшельников. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны - единственном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нем облаками.

В Петровском парке был дом пушкинского деда - строптивого и мрачного Ганнибала. Петровский парк хорошо виден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петровское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.

Задание

1. Составить сложный план, включив в него все микротемы.

2. Написать изложение, близкое к тексту.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Составление сложного плана текста

1

2

Выделение микротем в плане

1

3

Написание изложения по плану

2

4

Написание изложения близкого к тексту

2

Схема анализа грамматического задания

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся



1

Составили сложный план текста



Выделили все микротемы текста в плане



2

Написали изложение по плану



Написали изложение, близкое к тексту



Сумма баллов



Отметка





© 2010-2022