Рабочая программа элективного курса Русская словесность

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа элективного курса Русская словесность

Рабочая программа элективного курса Русская словесность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17» ГОРОДА ГУБКИНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению»

Руководитель МО

___________Легенькая А.Н.

Протокол № ______

от «____»_________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 17»

_______________Шевцова Л.В.

«____»_____________________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №17»

_____________ЖуравлеваН.Е.

Приказ № _________

от «___»_________2015 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Русская словесность. От слова к словесности»

для 5-9 классов

учителя русского языка и литературы

БОБРОВСКОЙ АНТОНИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ








Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО 2010 г, программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». В сб. «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа», 2011), рекомендованного Минобрнауки РФ




Срок реализации данной программы -5 лет

Год составления программы-2015.




I. Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» разработана на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р. И. Альбетковой (М. «Дрофа». В сб. «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.10-11 классы. Составитель Харитонова Е.И, - М. «Дрофа», 2010).

Рабочая программа по русской словесности представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы:

1. Пояснительная записка (на уровень обучения).

2. Общая характеристика учебного предмета, курса (на уровень обучения).

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (на уровень обучения).

4. Требования к уровню подготовки учащихся (на класс и на уровень обучения).

5. Учебно-тематический план (на класс и на уровень обучения).

6. Содержание учебного курса (на класс и на уровень обучения).

7. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (на класс, уровень обучения).

8.Приложение к рабочей программе (на класс): календарно-тематическое планирование

(составляется на учебный год.)

Преподавание элективного курса ведётся по учебнику: Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 5, 6, 7, 8, 9 классов общеобразовательных учреждений. - М, Дрофа, 2008-2013.

Программа курса «Русская словесность» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка. Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова.

Основная цель преподавания русской словесности:

помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

  1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов - все, что выработано народом - творцом словесности - на протяжении веков его развития.

  2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка.

Формы организации учебного процесса:

- дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа,

- индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы,

- элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты),

- зачеты




II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Гуманизация современного образования потребовала не только сближения школьного преподавания русского языка и литературы и усиления их практической направленности, но и появления новых учебных предметов: словесности, стилистики, риторики. Разными путями все они ведут к одной цели: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. В ряду этих предметов словесность занимает особое место и решает собственные задачи.

Словесность, в широком смысле слова, - это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно.

В узком смысле слова, собственно словесностью называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения - как явления словесного искусства. Рассмотрение я з ы к а как материала словесности и произведения как явления искусства с лова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности - рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка - всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно- художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.

В 5-м классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях - лирических, эпических и драматических, созданных отдельными писателями.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т.е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятий, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения - сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

Программа «Основы русской словесности. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый - начальный этап, первоначальные сведения о словесности5-6 классы, второй - более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова - 7-9 классы.

В 5 классе учащиеся

- знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;

- получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях - эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности;

в 6 классе

- осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, также применять это свойство языка в собственных высказываниях;

- учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;

в 7 классе

- изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски;

- продолжают учиться различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой;

в 8 классе

- осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста;

- осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов;

в 9 классе

- получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи;

- рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.


III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами среднего общего образования предмет «Русская словесность» изучается с 5 по 9 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 170 часов.


5 класс - 34 часа (1 час в неделю)

6 класс - 34 часа (1 час в неделю)

7 класс - 34 часа (1 час в неделю)

8 класс - 34 часа (1 час в неделю)

9 класс- 34 часа (1 час в неделю)




IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. ОТ СЛОВА К СЛОВЕСНОСТИ».


В результате изучения русской словесности ученик 5 класса должен

знать/понимать

- богатство лексики русского языка;

- особенности употребления лексики русского языка;

- средства художественной изобразительности и их роль;

- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

- определять лексическое значение слова;

- определять виды лексических единиц;

- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

- различать жанры народной словесности;

- различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;

- пересказывать прозу;

- работать со словарями;

- находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

- строить диалог;

- создание собственных текстов различных типов речи;

- создание собственных текстов различных жанров;

- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

В результате изучения русской словесности ученик 6 класса должен

знать/понимать

- богатство лексики русского языка;

- особенности употребления лексики русского языка;

- средства художественной изобразительности и их роль;

- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

- определять лексическое значение слова;

- определять виды лексических единиц;

- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

- различать жанры народной словесности;

- различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров;

- пересказывать прозу;

- работать со словарями;

- находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

- строить диалог;

- создание собственных текстов различных типов речи;

- создание собственных текстов различных жанров;

- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

В результате изучения русской словесности ученик 7 класса должен

знать/понимать

-выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

уметь

-различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

-различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

-определять тему и основную мысль произведения;

чтение и аудирование

-излагать своих мысли ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

- употреблять стилистически окрашенные слова в речи

выразительно читать эпические , лирические и драматические произведения.

говорение и письмо

- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

-создавать собственный устный монолог в научном стиле

-создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей

-создавать сказ, стилизацию и пародии;

-писать сочинение-эссе по лирическому произведению

-создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

-писать сочинение- анализ эпизода пьесы

- в ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • выполнение различных заданий исследовательского характера;

  • умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

  • изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

  • поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения русской словесности ученик 8 класса должен

знать (понимать):

- единство содержания текста и способы языкового выражения этого содержания;

- связь языка и истории, культуры русского народа;

- взаимосвязь основных единиц и уровней языка;

уметь:

- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самовыражения;

- увеличивать словарный запас, расширять круг используемых языковых и речевых средств;

совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

В результате изучения русской словесности ученик 9 класса должен

знать/понимать

- идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

- поэтическое значение словесного выражения в произведениях древнерусской литературы и произведениях литературы XVIII и XIX вв.;

- способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;

- произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;

- художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;

- значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;

уметь

- выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;

- использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

- сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова;

- сопоставлять изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора;

- воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере;

- создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях;

аудирование и чтение

- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

- передавать при чтении лирического произведения своеобразие образа-переживания;

- понимать идею драматического произведения и передавать её в чтении по ролям.

говорение и письмо

- применять различные языковые способы выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях;

- редактировать и совершенствовать текст;

- использовать средства комического изображения в собственных сочинениях;

- создавать собственные высказывания, отвечающие требованиям текста;

- создавать собственное произведение, употребляя различные средства выражения идеи; создавать прозу, стихи и драматические произведения, используя различные способы выражения идеи;

- анализировать прозу, стихи, драматическое произведение;

- создавать собственное произведение с использованием традиций;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.


V. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА


5 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Что такое слово

1

2

Словесность

4

3

Богатство лексики русского языка

6

4

Прямое и переносное значение слова

2

5

Текст

5

6

Стихи и проза

2

7

Устная народная словесность

2

8

Литературное эпическое произведение

4

9

Литературное лирическое произведение

4

4


10

Литературное драматическое

произведение

4

Всего часов

34

6 класс.

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Употребление языковых средств

4

сентябрь

2

Средства художественной изобразительности

5

октябрь-ноябрь

3

Юмор в жизни и произведениях словесности

5

декабрь

4

Произведения устной народной словесности

5

январь

5

Эпическое произведение, его особенности

4

февраль

6

Лирическое произведение, его особенности

4

март-апрель

7

Драматическое произведение, его особенности

4

апрель -май

8

Итоговое повторение

3

май

Всего часов

34

7 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Слово и словесность

2

2

Разновидности употребления языка

5

3

Формы словесного выражения

5

4

Стилистическая окраска слова. Стиль.

2

5

Роды, виды и жанры произведений словесности.

2

6

Устная народная словесность, её виды и жанры.

2

7

Духовная литература, её жанры

2

8

Эпические произведения, их виды

3

9

Лирические произведения, их виды

3

10

Драматические произведения, их виды

3

11

Лиро-эпические произведения, их виды

2

12

Взаимовлияние произведений словесности

3

Всего часов

34

8 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Средства языка художественной словесности

7часов

2

Словесные средства выражения комического

5 часов

3

Качества текста и художественность произведения

4 часа

4

Языковые средства изображения жизни и

выражения точки зрения автора в лирическом произведении

7 часов



5

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

4 часа

6

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

4 часа

7

Взаимосвязи произведений словесности

2 часа

8

Повторение изученного

1час

Всего часов

34

9 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Количество часов

1

Средства художественной изобразительности

11

2

Жизненный факт и поэтическое слово

4

3

Историческая жизнь поэтического слова

6

4

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

5

5

Произведение словесности в истории культуры

6

6

Что вы узнали на уроках словесности в 7 - 9 классах.

2

Всего часов

34


VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


5 КЛАСС

(34 часа)

Введение

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка. 1ч.

Словесность. Разновидности употребления языка 1ч.

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении. /// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.

Богатство лексики русского языка 1 ч.

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов. Слова-термины. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Фразеологизмы./// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы.

Прямое и переносное значение слова 2ч.

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория./// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.

Текст 5 ч.

Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражении: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог./// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения 2 ч.

Понятие стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Ритм и рифма в стихах. Строфа. /// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.

Устная народная словесность 2 ч.

Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. /// Различение видов русской народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок, употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

Литературное эпическое произведение 4 ч.

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения./// Понимание того, что эпическое произведение - результат творчества писателя. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение 4 ч.

Лирическое произведение: произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии./// Понимание главного свойства лирических произведений - выражение мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов.

Литературное драматическое произведение 4ч.

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса-сказка. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. /// Умение отличать драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Сочинение собственной сценки.


6 КЛАСС

(34 часа)

Употребление языковых средств 4 ч.

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.

Средства художественной изобразительности 5 ч.

Понятие о средствах художественной изобразительности.

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности 5ч.

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Значение употребления средств создания юмора в произведении. Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Произведения устной народной словесности 5 ч.

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.

/// Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.

Эпическое произведение, его особенности 4 ч.

Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение, его особенности 4ч.

Что такое лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Драматическое произведение, его особенности 4 ч.

Что такое драматическое произведение.

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

Повторение 3ч.


7 КЛАСС

(34 часа)

1.Язык и слово 2ч.

Значение языка в жизни человечества. Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения.

2. Разновидности употребления языка 5 ч.

Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.

Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка.

Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание текстов официально-делового, научного и публицистического стилей.

3.Формы словесного выражения 5ч.

Устная и письменная формы словесного выражения. Диалог и монолог в нехудожественной словесности. Диалог и монолог в художественной словесности. Сказ. Стихи и проза, их различие. Слово и ритм в стихах и прозе. Интонация. Стих и смысл.

Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

4..Стилистическая окраска слова. Стиль. 2 ч.

Стиль - стилистическая и эмоционально- экспрессивная окраска слова. Синонимы. Стилистическая окраска слова в художественном произведении. Стилистические возможности фразеологии. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стилистические возможности синтаксиса. Стиль писателя и стиль произведения.

Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.

5 Роды, виды и жанры произведений словесности. 2ч

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

6.Устная народная словесность, её виды и жанры 2 ч.

Эпические виды и жанры народной словесности (Загадка. Пословицы и поговорки. Сказка, небылица, легенда, предание). Былина. Анекдот.). Лирические виды и жанры народной словесности (песни, частушки.). Драматические виды и жанры народной словесности (кукольный театр, народная драма. Раёк.)

Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

7.Духовная литература. Её виды и жанры 2 ч.

Значение Библии для русской культуры. Содержание и стиль Библии. Состав Библии. Жанры библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послания, псалмы. Темы и жанры Библии в произведениях русских поэтов.

Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования.

8.Эпические произведения, их своеобразие и виды 3 ч.

Литературные сказки, небылицы, загадки, скороговорки. Басня. Рассказ, повесть, роман. Жанры эпических произведений. Герой эпического произведения Сюжет и композиция эпического произведения. Художественная деталь: повествовательная и описательная.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

9.Лирические произведения, их своеобразие и виды 3 ч.

Ода. Элегия. Описание картины в лирическом стихотворении. Выражение мысли чувства поэта. Композиция стихотворения. Герой лирического произведения. «Ролевая» лирика. Своеобразие художественного образа в лирике.

Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

10.Драматические произведения, их своеобразие и виды 3 ч.

Трагедия. Комедия и драма. Своеобразие драматического произведения. Способы изображения героев в драматическом произведении. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения.

Выразительное чтение драматического произведения. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

11.Лиро - эпические произведения, их своеобразие и виды 2ч.

Баллада. Поэма. Повести, романы, очерки в стихах. Стихотворения в прозе. Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета.

Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

12.Взаимовлияние произведений словесности 3 ч.

Эпиграф. Цитата. Реминисценция. Использование фольклорных жанров.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.



8 КЛАСС

(34 часа)

Средства языка художественной словесности 7Ч.

Многообразие языковых средств и их значение.

Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов - тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.

Словесные средства выражения комического5Ч.

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.

Качество текста и художественность произведения 4 Ч.

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели.

Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении 7Ч.

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика - участника или свидетеля событий. Сказ.

/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, видеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения, употребление в нем различных средств словесного выражения идеи. Сочинение- рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении 4 Ч.

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова. Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.

/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение - анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении 4Ч.

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главных средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведении. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции.

Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение- рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.

Взаимосвязи произведений словесности 2 Ч

Взаимовлияние произведений словесности - закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.

Повторение 1Ч.



































9 КЛАСС

(34часа)

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. 11ч. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.

Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.

«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Жизненный факт и поэтическое слово 4 ч.

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет изображения, тема и идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.

Историческая жизнь поэтического слова 6ч.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее

применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро-мантический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения 5ч.

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

/// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведе-ния по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.

Произведение словесности в истории культуры 6 ч.

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение

к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словес-ности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства - помочь совершенствованию мира и человека.

/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.

Повторение и обобщение. 2ч



VII.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков:

- тесты,

- контрольные, самостоятельные работы,

- словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя»,

- задания творческого характера.

На уроках используются элементы следующих технологий:

личностно ориентированное обучение,

технологии уровневой дифференциации обучения,

игровые технологии,

обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.



VIII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




УМК для 5 класса:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 5класс.общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2008-2011.

  2. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5класс». - М., 2010.

  3. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2010.

УМК для 6 класса:

1.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности Учебник для 6класс.общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, , 2008-2011.

2.Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 6 класс». - М., 2010.

3.Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.6 класс: рабочая тетрадь - М.: Дрофа, 2010.

УМК для 7 класса:

1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 7класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс». - М., 2008.

УМК для 8 класса:

1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 8класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 8 класс». - М.,

УМК для 9 класса:

1.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 9класс.общеобразовательных учреждений..- М., Дрофа, 2008-2011

2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2009

3.Альбеткова Р. И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс». - М.,

Литература для учителя

1.Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. - М.,1998.

2.Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963.

3.Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. - М., 1980.

4.Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.

5.Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. - М., 1991.

6.Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1996.

7.Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы, содержание работы по классам. V - VIII классы. - М, 1998.

8.Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. - М., 1984.

9.Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.

10.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. - М., 1995.

11.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи - учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. - М., 1996.

12.Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

13.Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

14.Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.; Л., 1966.

15.Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. - Л., 1976.

16.Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.

17.Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974.

18.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967.

19.Лотман Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.

20.Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

21.Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 1997.

22.Максимов Л. Ю. О языке и композиции художественного текста // Язык и композиция художественного текста / Отв. ред. Л. Ю. Максимов. - М., 1983.

23.Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.

24.Одинцов В. В. Стилистика текста, - М., 1980.

25.Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог. - М., 1983.

26.Пешковский А. М. Избранные труды. - М., 1959.

27.Потебня А. А. Теоретическая поэтика / Сост. А. Б. Муратова, - М., 1990.

28.Пустовойт П. Г. Слово. Стиль. Образ. - М.. 1965.

29.Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980.

30.Скворцов Л. И. Художественная литература и нормы языка // Русский язык: Проблема художественной речи. Лексикология и лексикография. - М., 1981.

31.Слово и образ: Сб. статей. - М., 1964.

32.Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение. - Л., 1959.

33.Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.

34.Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.

35.Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X-XI классы) //. Русский язык в школе. - 1994. - №5.

36Шмелев Д. Н. Слово и образ. - М., 1964.

37.Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.

38.Щерба Л. В. Опыт лингвистического толкования стихотворений: I. «Воспоминание» Пушкина. II. «Сосна» Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Щерба Л. Б. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.

Литература для учащихся

1.Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.

2.Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М., 1960.

3.Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 1993.

4.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. - М., 1984.

5.Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., 1968.

6.Наровчатов С. С. Необычное литературоведение. - М.. 1970.

7.Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.

8.Паустовский К. Г. Золотая роза. (Любое издание.)

9.Солганик Г. Я. От слова к тексту. - М., 1993.

10.Успенский Л. Слово о словах. (Любое издание.)

11.Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)

12.Шанский Н. М. Занимательный русский язык. - М., 1996. - Ч. 1, 2.

Словари и справочники

1.Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. - 9-е изд. - М., 1998.

2.Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.

3.Ашукин Н. С., Ашукин М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: - М., 1998.

4.Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.

5.Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. - М., 1993.

6.Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб., 1998.

7.Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. - М, 1998.

8.Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - М., 1979.

9.Горбачевич К. С. Русский синонимический словарь. - СПб.. 1996.

10.Даль В. И. Пословицы русского народа. - М., 1994. - Т. 1-3.

11.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)

12.Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. - Ц., 1976.

13.Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. - М., 1994.

14.Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)

15.Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. - М., 1996.

16.Изобразительное искусство. Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. - М., 1997. (Словари школьника).

17.Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. - М., 1998.

18.Краткий словарь литературоведческих терминов / Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. - М., 1985.

19.Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.

20.Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

21.Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1999.

22.Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.

23.Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М., 1987.

24.Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1998.

25.Николюк Н. Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. - СПб., 1998.

26.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992. (Любое последующее издание.)

27.Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. - М., 1994.

28.Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII-XX вв. - М., 1996.

29.Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

30.Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.

31.Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. - М., 1996.

32.Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. - М., 1967.

33.Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. - Ростов-на-Дону; М., 1997.

34.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - 2-е изд. - М., 1997.

35.Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - 2-е изд. - М., 1997.

36.Шипов Я. Православный словарь. - М., 1998. (Словари школьника).

37.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., доп. - М., 1994.

38.Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. - Новосибирск, 1995. - Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)

39.Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 - 11 кл. - М., 1995.

40.Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1994.

Электронные образовательные ресурсы.

1.CD - ROM . Русский язык (Справочник школьника).

2.Фраза. Программа - тренажёр по русской словесности для 5 - 9 классов.

3.Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0

4.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 - 9















































Календарно- тематическое планирование 8класс


Тема урока

Плановая

дата

Фактическая

дата

Примечание

1

Что такое семантика Семантика фонетических средств. Семантика словообразования

2

Лексические возможности языка. Синонимы, омонимы, паронимы, антонимы

3

Архаизмы и историзмы. Неологизмы и заимствованные слова

4

Тропы. Метафора, сравнение, олицетворение

5

Метонимия, синекдоха

6

Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры

7

Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности»

8

Комическое как средство выражения оценки явления

9

Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур

10

Гипербола, фантастика, ирония

11

Пословицы и афоризмы

12

Практическое занятие по теме «Словесные средства выражения комического»


13

Текст и его признаки. Тема и идея

14

Основные требования к тексту

15

Художественность произведения. Композиция словесного выражения

16

Практическое занятие по теме «Качество текста и художественность произведений словесности»


17

(7ч.)


18

Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.

19

Монолог, диалог

20

Литературный герой, характер, образ

21

Сюжет и композиция как средство выражения идеи

22

Рассказчик и автор в эпическом повествовании

23

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении»


24

Слово в лирическом произведении

25

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора

26

Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы.

27

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении»


28

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении (4ч.)

Слово в драматическом произведении

29

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения

30

Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении

31

Практическое занятие по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении»


32

Воздействие Библии на русскую литературу

33

Мифологические образы и народная словесность в русской литературе

34

Практическое занятие по теме «Взаимосвязи произведений словесности»





© 2010-2022