Конспект урока на тему Образование действительных и страдательных причастий (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 7 Б классе

Тема урока: Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Цели урока:

  • Ученики узнают о причастии как части речи и причастном обороте; об образовании действительных причастий настоящего и прошедшего времени; о правописании суффиксов и окончаний причастий.

  • Упражнять самостоятельно находить причастия в тексте и предложениях, различать их по значению; вырабатывать навыки правописания суффиксов и окончаний причастий; навыки выделения причастного оборота.

  • Воспитывать любовь к окружающему миру, чуткость и внимательность ко всему, учатся сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Ожидаемый результат:

Знают о причастии как о особой форме глагола, о причастном обороте, умеют находить определяемое слово при причастном обороте, ставить знаки препинания.

Находят в предложении причастия, соотносят их по значению, выделяют суффиксы, умеют согласовывать с определяемым словом.

Оборудование: интерактивная доска, демонстрационный материал, раздаточный материал, Дерева надежды, оценочные листы.

Вызов

1.Стратегия «Sparkoff». 5 мин. (У всех табличка, разбитая на 8 квадратов. В каждом - вопрос. Дети врассыпную ходят и записывают рядом с вопросом имя того, кто знает ответ на тот вопрос. Можно провести фронтальный опрос)

Вопросы по пройденным темам

1.Что называется «фонетикой»?

2.Что называется «орфоэпией»?

3.Что такое «Морфемика»?

4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?

6.Сколько частей речи в русском языке?

7.Что такое «словосочетание»?

8. Сколько стилей речи?

2 Работа с эпиграфом. 5 мин (В роли учителя - ученик. Он ставит вопросы перед классом.)

- О каком времени идет речь?

- Кто воспевал в своих стихах осеннюю красоту?

- К кому обращается поэт?

- Какие слова выражают его симпатию к этому времени года?

- Назовите причастия.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою,
блистающей смиренно. А.С.Пушкин

3.Стратегия «Думая, объединяйся» 5 мин.

(Строчки стихотворения в беспорядочном расположении, ученики должны собрать четверостишие)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
И далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле.

Ф.И.Тютчев

Утром холод, днем туманы,
Шум несносный желобов;
В час заката - блик багряный
Отшумевших облаков.
А.Н.Апухтин

Задание. Записывают в тетради, выписывают причастия. Производят морфемный разбор.

Осмысление.

4. Экспресс-опрос 2мин.

  • 1.Что такое причастие?

  • 2. Что такое причастный оборот?

  • 3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?

  • 4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

  • 5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

5.Работа в группах. 10 мин.

Вспоминаем правила работы в группе.

1.Выбрать лидера, оценщика, секунданта, спикера, секретаря

2.Слушать друг друга

3.Быть услышанным

4.Соблюдать время

5.Каждый член группы должен отвечать

6. О каком времени года говорится в данном стихотворении ? О каких цветах?

1 группа

Седые ….. пахнут осенью,
Промокшим пологом льняным.
Седые ….. пахнут озимью,
Прогорклым инеем лесным. астры

2 группа

Символ снега цвета ……м,
На окне стоящий в хрустале, -
Уничтожит призрачность проблем,
Давние мечты даруя мне... хризантемы

3 группа

Синеющие головки смотрят на меня

Не боясь мороза, радуют всегда октябринки

Правильно, ребята. Найдите причастия и выделите суффиксы. От каких глаголов они образовались? Промокшим, стоящий, синеющие.

7.Составление постера. Образование причастий. 5 мин.

Разноуровневые задания (по выбору) 5 мин.

8.А) Объяснительный диктант

Мы вошли в лес освещенн… лучами осе(н,нн)его солнца.

Ра…чишенн… д…рожка вела к ст…рожке лесника.

Мы часто ост…навливались пораженн… яркой красотой леса.

На пожелтевш… траве лежали опавш… листья.

Березы покрылись з…лотой листвой сверкающ… в солнечных лучах.

Б) Найди букву.

Едва улов…мый шорох

раскраш…нных осень

ве…щий ветерок

роня…щий листья

вид…мый во тьме

стел…щийся туман

пожелт…вшая трава

разгоня…мые ветром

прекраща…щийся ливень

та…щие облака

согрева…мая солнцем

пролет…вшие нитки паутины

9.Игра «Домино» 5 мин.(У ребят карточки с ответами, вопросами. Они должны задать вопрос и найти ответ у другого. а тот задает вопрос следующему. Итак, круг замыкается.)

Особая форма глагола Какие бывают причастия?

Действительные и страдательные Какие суффиксы у действительных причастий настоящего времени?

-ущ- -ющ- -ащ- -ящ-. Причастный оборот выделяется запятыми если ….

Если определяемое слово стоит перед

причастным оборотом На какой вопрос отвечает причастие?

Какой? Что делающий? От каких частей речи образовалось причастие?

От глагола и имени прилагательного Что называется причастием?

Рефлексия. 3 мин.

Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?


2. Что такое причастный оборот?


3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?


4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?


5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте


Домашнее задание. Мини - сочинение «На уроке русского языка»





Приложение 1.

Проверь себя!

1. Стены комнаты были оклеены светлыми обоями.

2. Потерянная книга нашлась.

3. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить.

4. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы.

5. Внезапно раздался топот скачущей лошади.(Т.)

6.Время от времени впереди появлялся машущий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз.(Л.)

8.Природа жаждущих степей его в день гнева породила.

9.Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.(Л.)

9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дышащего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от тающего снега.

11. Встречая колющий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)


Самостоятельная работа.

  1. Стены комнаты были окле…ны светлыми обоями.

2. Потер…нная книга нашлась.

3. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить.

4. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скач…щей лошади.(Т.)

6.Время от времени впереди появлялся маш…щий флажком связист.(А.Т.)

7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу…щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле…щих берёз.(Л.)

8.Природа жажд…щих степей его в день гнева породила.

9.Зарево на дальных высотах трепещ…щим румянцем отразилось.(Л.)

9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дыш…щего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от та…щего снега.

11. Встречая кол…щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)





Приложение 2 Стратегия «Sparkoff»


1.Что называется «фонетикой»?


2.Что называется «орфоэпией»?


3.Что такое «Морфемика»?


4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?


6.Сколько частей речи в русском языке?


7.Что такое «словосочетание»?


8.Сколько стилей речи?

Приложение 2 Стратегия «Sparkoff»

1.Что называется «фонетикой»?


2.Что называется «орфоэпией»?


3.Что такое «Морфемика»?


4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?


6.Сколько частей речи в русском языке?

7.Что такое «словосочетание»?

8.Сколько стилей речи?

Приложение 2 Стратегия «Sparkoff»

1.Что называется «фонетикой»?


2.Что называется «орфоэпией»?


3.Что такое «Морфемика»?


4.Сколько спряжений в русском языке?

5.Сколько букв в русском алфавите?


6.Сколько частей речи в русском языке?


7.Что такое «словосочетание»?

8.Сколько стилей речи?

Приложение 3

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И далеко еще до первых зимних бурь-

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката - блик багряный

Отшумевших облаков.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Утром холод, днем туманы,

Шум несносный желобов;

В час заката - блик багряный

Отшумевших облаков.


Приложение «Домино»

Что называется причастием?


Причастие - особая форма глагола

Какие бывают причастия?

Причастия бывают действительные и страдательные

Что называется причастным оборотом?

Причастие с зависимыми словами

Чем является в предложении причастие?

Определением


Причастия имеют вид:


Совершенного и несовершенного

Причастный оборот выделяется запятыми, если …

Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом

Причастный оборот не выделяется запятыми, если…

Если определяемое слово стоит после причастного оборота

От каких частей речи образовалось причастие?

От глагола и имени прилагательного

На какой вопрос отвечает причастие?


Какой? Что делающий?


Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?


2. Что такое причастный оборот?


3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?


4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?


5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте


Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?


2. Что такое причастный оборот?


3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?


4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?


5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте


Оценочный лист ученика (ученицы)

Вопрос

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что такое причастие?


2. Что такое причастный оборот?


3. Какие причастия называются действительными, а какие страдательными?


4.Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?


5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

6. Ставить запятые при причастном обороте









© 2010-2022