Методическая разработка урока литературы по теме Медный всадник

Методическая разработка урока литературы "медный всадник " направлен на  формирование Развитие учебно – познавательной компетенции учащихся через раскрытие конкретно – исторического и общечеловеческого содержания поэмы «Медный всадник». Задачи: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                -развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения и внимания;                -формирование  умений  ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее,               ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы

Тема: А.С.Пушкин «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме.

Цель:

Развитие учебно - познавательной компетенции учащихся через раскрытие

конкретно - исторического и общечеловеческого содержания поэмы «Медный всадник».

Задачи: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие мыслительных операций (анализа и синтеза), воображения и внимания;

-формирование умений ясно, четко излагать точку зрения, доказывать ее, аргументировать;

-учиться находить в тексте изобразительно - выразительные средства языка.

Оборудование:

-слайд -презентация к уроку

- словари

Ход урока:

1.Организационно-мотивационный момент: Учитель читает:

Горит восток зарею новой. Тогда-то свыше вдохновенный

Уж на равнине, по холмам Раздался звучный глас Петра

Грохочут пушки. Дым багровый «За дело, с богом! Из шатра,

Кругами всходит к небесам Толпой любимцев окруженный ,

Навстречу утренним лучам Выходит Петр. Его глаза

Полки ряды свои сомкнули Сияют. Лик его ужасен

В кустах рассыпались стрелки Движенья быстры. Он прекрасен,

Катятся ядра, свищут пули Он весь, как божия гроза.

Нависли хладные штыки. Идет. Ему коня подводят.

Сыны любимые победы, Ретив и смирен верный конь.

Сквозь огнь окопов рвутся шведы; Почуя роковой огонь,

Волнуясь, конница летит; И мчится в прахе боевом,

Пехота движется за нею Гордясь могущим седоком.

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

Узнали? Вспомнили? Как называется это произ ведение? Кто автор?

Правильно! Поэма А.С.Пушкина « Полтава» принадлежит к самым известным и читаемым произведениям в творчестве великого поэта. Тема величия России как государства и ее непобедимости ярко звучит в этой поэме, образ Петра - победителя является актуальным и в наши дни.

2. Актуализация знаний и целеполагание:

Как вы думаете, почему мы говорим сегодня о поэме А.С.Пушкина?

- Да. Потому что мы подошли к изучению еще одной поэмы А.С.Пушкина - Медный всадник - самой загадочной поэмы в мифологическом звучании и значении философском.

Еще не изучив подробно поэму Медный всадник, мы уже сейчас можем провести определенные параллели между этими поэмами.

Скажите, что их объединяет?

- тема - Россия и Петр 1.

-понятие - Человек и государство

-смысл - философское значение

3.Изучение нового материала в ходе активного взаимодействия:

Поэма «Медный всадник» написана в стихотворной форме, в 1833 году, но при жизни Пушкина ее так и не напечатали, поскольку император запретил. Эта поэма очень похожа на Полтаву, главные ее темы - Россия и Петр 1. Поэма наполнена типично петербургскими символами: статуи львов, памятник Петру 1, Петербург, дождь и ветер в осеннем городе,наводнение на Неве имеют самостоятельное значение, но, развертываясь в поэме, вступают в сложное взаимодействие друг с другом. Все образы поэмы - многозначные образы -символы. Главный герой поэмы - юноша по имени Евгений, чиновник, он хочет немногого - жить своей обычной жизнью.У него есть невеста - Параша, простая девушка. Но счастье не свершается: они становятся жертвами петербургского наводнения 1824 года. Невеста погибает, а самому Евгению удается спастись, забравшись на одного из петербургских львов. Но, хоть он и выжил, после гибели невесты Евгений сходит с ума, его безумие вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией, свершившейся в Петербурге.Он гневается на императора, допустившего в городе наводнение.

Предлагаю перейти непосредственно к изучению поэмы.

Вашему вниманию предоставляется презентации, в ходе работы вам предлагается ответить на ряд ключевых вопросов по поэме «Медный всадник».

4. Обобщение и систематизация:

В этой поэме Пушкин сравнивает две правды: правду Евгения, частного человека, и правду Петра - государственную. По сути вся поэма - это их неравный конфликт. С одной стороны, тут нельзя сделать однозначный вывод, кто прав: оба преследуют свои интересы, обе позиции имеют право на существование. Однако тот факт, что в итоге Евгений все-таки сдается (умирает), позволяет понять, что, по мнению самого Пушкина, прав Петр. Величие империи важнее трагедии маленьких людей. Частный человек обязан покоряться воле императора.

Интересно, что помимо Петра, в поэме появляется и Александр 1. ОН смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает: с божьей стихией царям не совладать. Таким образом, Пушкин выстраивает иерархию: император выше простого человека, но бог выше императора.

И мы подошли, на мой взгляд, к проблемному вопросу поэмы:

Какова роль личности в ключевых событиях государства?

5.Подведение итогов урока, Рефлексия.

Ребята, вам предлагается выразить свое отношение к сегодняшнему уроку словами поэмы, употребив самые выразительные средства языка - сравнение, эпитеты, метафоры.

Люблю тебя, Петра творенье…

Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…

Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури...

Благодарю ВАС за внимание. Спасибо!



© 2010-2022