- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Познакомить учащихся с синонимами
Познакомить учащихся с синонимами
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бектемирова С.Б. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема:Синонимы.
Цели:
1.Познакомить учащихся с синонимами.. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.
2. Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.
3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Оборудование: карточки с пословицами,карточки с заданиями,опорные схемы.
1.. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы познакомимся с понятием сининимы, будем подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в пословицах.
3.Проверка домашнего задания.(По уровням)
4.Объяснение новой темы.
-Ребята,как по-другому можно назвать следующие слова: доктор- (врач),труд- (работа),бросать- (кидать), алый- (красный).
Вы правильно заметили,что у этих слов близкие значения.Это слова-синонимы.Давайте сформулируем правило: Синонимы-это слова,обозначающие одно и то же,но по-разному и отличающиеся друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.Количество синонимов в разных рядах не одинаково,их может быть два (закат-заход) и более (Родина-Отчизна-Отечество).Употребление синонимов помогает человеку выбрать и употребить такое слово,которое наиболее точно и ярко выражает мысль.
5.Закрепление изученного.
-Попробуйте подобрать синонимы к следующим словам.
Луна - месяц, собака - пес, бегемот - гиппопотам, резинка - ластик, стол, дерево,
- Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? (Ответы и обобщения детей)
- А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?
Послушайте: (рассказывает подготовленный ученик)
У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.
Почему резинка - понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни называется "гумми эластикум". Отсюда - ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.
6.Разноуровневые задания.
Задания 1-го уровня.
А)Дополните правило:
Синонимы-это ---------------------------------------------------------------------------------------
Синонимами являются -----------------------------------------------------------------------------
Б) Найдите синонимы в первом и во втором столбиках и соедините их стрелкой.
Огонь скакать
Шалун аккуратный
Чистый скакун
Конница азбука
Прыгать пламя
Конь кавалерия
Алфавит озорник
В)Выполните упражнение №5 стр.48 из учебника.
Г) На доске: Загрустить - затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.
- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)
- Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)
Задания 2-го уровня.
А) Подберите синонимы из 4 букв.
Приятель - друг шагать-идти
Противник - враг красный-алый
Солдат - воин, боец родник-ключ
Б) Выполните задание - восстановить авторский текст (подобрать синонимы).
Золотистые копны соломы
На токах на колхозных лежат.
И ребята дорогой знакомой
На занятия в школу спешат. (торопятся).
(Исаковский)
--Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда,
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от труда. (работы).
(Демьянова)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (берегут).
(Лермонтов)
В) Вам нужно правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.
1. Переливать из пустого в порожнее.
2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.
3. Приятелей много, а друга нет.
Задания 3-го уровня.
А) Найдите синонимы в стихотворениях (работа в группах).
Бураны, вьюги и метели,
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они! -
Так проворчал мороз угрюмый
И речку в лед сковал без шума.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.
(Посоветовавшись, команда отвечает и защищает свой ответ).
- Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).
- Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).
- Что сильнее - метель или буран?
- Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)
- Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)
Б) Вы получает 2 карточки с пословицами. Найдите среди них синонимичную.
I
1. Дерево держится корнями, а человек друзьями .
2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
3. Делу время, потехе час.
II
1. Ученье свет, а неученье - тьма.
2. Не потопаешь - не полопаешь.
3. Без друга на сердце вьюга.
4. Откладывай безделье, да не откладывай дело.
-
- Какая из пословиц "лишняя", т.е. не имеет синонимичной
7.Обобщение изученного.
- Попробуем составить кластер.
близкие по значению разные по написанию
Синонимы
украшают речь
слова одной и той же части речи
не ко всем словам можно подобрать синонимы
Рефлексия:Мы сделали вывод о синонимах:какие слова называются синонимами и для чего нам нужны синонимы в речи.Как по-другому можно назвать эти слова?
Антонимы - слова - враги
Синонимы - слова - друзья
8.Домашнее задание:
1-уровень-упр.2,стр.46
2-уровень-упр.3,4 стр.47
3-уровень-упр.7,8,стр.49
Подведение итогов урока.