Познакомить учащихся с синонимами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познакомить учащихся с синонимами.Познакомить учащихся с синонимами.Познакомить учащихся с синонимами.Познакомить учащихся с синонимами.Познакомить учащихся с синонимами.Тема:Синонимы.

Цели:

1.Познакомить учащихся с синонимами.. Учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.

2. Развивать умение находить синонимы в тексте, в пословицах и поговорках. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи.

3. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Оборудование: карточки с пословицами,карточки с заданиями,опорные схемы.

1.. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы познакомимся с понятием сининимы, будем подбирать синонимы к словам, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в пословицах.

3.Проверка домашнего задания.(По уровням)

4.Объяснение новой темы.

-Ребята,как по-другому можно назвать следующие слова: доктор- (врач),труд- (работа),бросать- (кидать), алый- (красный).

Вы правильно заметили,что у этих слов близкие значения.Это слова-синонимы.Давайте сформулируем правило: Синонимы-это слова,обозначающие одно и то же,но по-разному и отличающиеся друг от друга оттенками значения и употреблением в речи.Количество синонимов в разных рядах не одинаково,их может быть два (закат-заход) и более (Родина-Отчизна-Отечество).Употребление синонимов помогает человеку выбрать и употребить такое слово,которое наиболее точно и ярко выражает мысль.

5.Закрепление изученного.

-Попробуйте подобрать синонимы к следующим словам.

Луна - месяц, собака - пес, бегемот - гиппопотам, резинка - ластик, стол, дерево,

- Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? (Ответы и обобщения детей)

- А знаете ли вы, почему резинку называют ластиком?

Послушайте: (рассказывает подготовленный ученик)

У резинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка - понятно: делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по-латыни называется "гумми эластикум". Отсюда - ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.

6.Разноуровневые задания.

Задания 1-го уровня.

А)Дополните правило:

Синонимы-это ---------------------------------------------------------------------------------------

Синонимами являются -----------------------------------------------------------------------------

Б) Найдите синонимы в первом и во втором столбиках и соедините их стрелкой.

Огонь скакать

Шалун аккуратный

Чистый скакун

Конница азбука

Прыгать пламя

Конь кавалерия

Алфавит озорник

В)Выполните упражнение №5 стр.48 из учебника.

Г) На доске: Загрустить - затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

- Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Задания 2-го уровня.

А) Подберите синонимы из 4 букв.

Приятель - друг шагать-идти

Противник - враг красный-алый

Солдат - воин, боец родник-ключ

Б) Выполните задание - восстановить авторский текст (подобрать синонимы).

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу спешат. (торопятся).

(Исаковский)

--Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда,

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от труда. (работы).

(Демьянова)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят. (берегут).

(Лермонтов)

В) Вам нужно правильно найти синонимы в пословицах и фразеологизмах (устойчивых словосочетаний). Объяснить смысл пословиц.

1. Переливать из пустого в порожнее.

2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.

3. Приятелей много, а друга нет.

Задания 3-го уровня.

А) Найдите синонимы в стихотворениях (работа в группах).

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! -

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, команда отвечает и защищает свой ответ).

- Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

- Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

- Что сильнее - метель или буран?

- Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

- Какое слово еще можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)

Б) Вы получает 2 карточки с пословицами. Найдите среди них синонимичную.

I

1. Дерево держится корнями, а человек друзьями .

2. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

3. Делу время, потехе час.

II

1. Ученье свет, а неученье - тьма.

2. Не потопаешь - не полопаешь.

3. Без друга на сердце вьюга.

4. Откладывай безделье, да не откладывай дело.

  • - Какая из пословиц "лишняя", т.е. не имеет синонимичной

7.Обобщение изученного.

- Попробуем составить кластер.

близкие по значению разные по написанию

Синонимы

украшают речь

слова одной и той же части речи

не ко всем словам можно подобрать синонимы

Рефлексия:Мы сделали вывод о синонимах:какие слова называются синонимами и для чего нам нужны синонимы в речи.Как по-другому можно назвать эти слова?

Антонимы - слова - враги

Синонимы - слова - друзья

8.Домашнее задание:

1-уровень-упр.2,стр.46

2-уровень-упр.3,4 стр.47

3-уровень-упр.7,8,стр.49

Подведение итогов урока.



© 2010-2022