Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся

Тема: «Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» соотносится с проблемой школы – создание образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры человека. Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Личностно-ориентированный подход требует становления педагога как профессионала. Легко ориентирующегося в инновациях, психологических проце...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Текст на уроке русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» соотносится с проблемой школы - создание образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной культуры человека.

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Личностно-ориентированный подход требует становления педагога как профессионала. Легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

В условиях смещения образовательных акцентов на личностную сферу учащихся объективно возникает требование совершенствования технологии обучения, соответствующей данному направлению, а именно: интеллектуальному и речевому развитию обучаемых.

Учёный-методист Н.А. Плёнкин сделал такой вывод: учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации1.

Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы должен стать стимулом для обсуждения различных проблем и представить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств).

В работе использую синтез классической методической традиции и современных инноваций: рекомендации Т.М. Пахновой, методику поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текста, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка.

Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Текст и его теория раскрывают следующие возможности:

- учащиеся овладевают новой областью языкознания - лингвистикой текста;

- возникают новые возможности понимания слова, оборотов речи, грамматических форм, конструкций в выражении мысли;

- устраняется разрыв в исследовании структуры языка и механизмов речи, её культуры;

- создаётся единое пространство изучения русского языка и литературы;

- порождаются новые типы заданий: подготовка к выразительному чтению текста, письмо стихов по памяти, изложение образцов и собственное творчество по образцам, редактирование своего сочинения.

Путь к этой цели - практическое пользование языком:

- внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

- подбор тематического текстового материала. Разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

- вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одарённых в лингвистическом отношении детей.

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.

Формы и методы организации работы по достижению цели

Наиболее результативными являются следующие формы и методы работы на уроке с текстом:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- тематические (речевые) уроки;

- «самодиктанты»;

- лексические разминки;

- сочинение-рассуждение, мини-изложение, мини-сочинение;

- редактирование текста;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- работа с текстами-миниатюрами;

- сравнение двух текстов;

- письмо;

- коммуникативные и игровые ситуации.

Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции:

- понимание читаемого текста;

- определение темы и основной мысли текста;

- формулирование основной мысли своего высказывания, развитие высказанной мысли;

- аргументирование своей точки зрения;

- построение композиции письменного высказывания, обеспечении последовательности и связности изложения;

- отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность речи.


Система упражнений

Тема: Стили речи. Разговорная и книжная речь. (6кл).

Высокий уровень

Задание: Восстановите пропущенные орфограммы, спишите, раскройте скобки. Сделайте анализ текста, пользуясь данным планом - тема, основная мысль, определите стиль речи, тип речи, доказательства.

(Не)привыкайте к чудесам, -

Д…витесь им, д…витесь!

(Не)привыкайте к небесам.

Глазами к ним т…нитесь.

Пр…глядывайтесь к облакам.

Пр…слушывайтесь к птицам.

Пр…клад…вайтесь к родникам,-

(Ни)что (не)повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так - и всё не так

Через одно мгновенье! (В.Шефнер)

Задание: Определите стиль речи каждого текста. В какой речевой ситуации их можно использовать? Докажите, что оба текста принадлежат книжной речи. Ответ запишите.

  1. Лилия - род луковичных растений семейства лилейных. Луковица лилии представляет собой подземный побег, на котором сидят листья в виде черепитчатых чешуек. Цветки - воронкововидные, чашевидные или колокольчатые. Плод - коробочка, с многочисленными крупными семенами.

  2. «Что это за чудо? Прелесть… Точно изваяние, - но из какого чудесного материала! Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная. Как она покоится на воде, чистая, строгая. Равнодушная… Она белая, но сколько в ней оттенков - желтоватых. Розоватых, каких-то небесных… она жемчужная, просто ослепительная, - у людей таких красок и названий нет!..»

  3. Так говорила Ульяна Громова… сама она походила на эту лилию, отразившуюся в тёмной воде.

Средний уровень

Задание: Докажите, что отрывок написан в разговорном стиле. Ответ запишите.

..прихожу домой, а мама спрашивает:

- Как дела? Что сегодня получил?

- Двойку, - говорю, - получил, вот что!

Посмотрела на меня мама и пальцем пригрозила:

- Ах, хитрец, знаешь, что сегодня первое апреля. Вот и разыгрываешь. Показывай скорее дневник, - и засмеялась.

Мне совсем не до смеха стало. Какой смех, если вышло так. Что я сам себя разыграл…

(Ю.Ермолаев)

В какой обстановке проходит разговор? Сколько человек участвует в нём?

Задание: Назовите признаки текста. Определите тему, главную мысль, выпишите ключевые слова. Озаглавьте текст. Определите тип речи и стиль языка.

Хозяин лавки радостно суетился, выкладывая залежавшиеся материи, но Грэй был серьёзен, как анатом. Он терпеливо разбирал свёртки, откладывал, сдвигал, развёртывал и смотрел на свет такое множество алых полос, что прилавок, заваленный ими, казалось, вспыхнет. На носок сапога Грэя легла пурпурная волна; на его руках и лице блестел розовый отсвет. Роясь в лёгком сопротивлении шёлка, он различал цвета: красный. Бледный розовый и розовый тёмный; густые закипи вишнёвых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своём родстве. Подобно словам: «очаровательно» - «прекрасно» - «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намёки, недоступные языку зрения, но истинный алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана.

(А.Грин)

Низкий уровень

Задание: Определите стиль речи: тип, тему, основную мысль. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму на месте пропусков.

Давайте поклоняться д…броте!

Вся в голубой и звёз…ной красоте

Земля д…бра, она д…рит нас хлебом,

Живой в…дой и дер…вом в цвету…

(А.Чепуров)

Задание: Определите стиль речи, тему, основную мысль текста.

Сколько просьб начинается с «будьте добры!»:

- Скажите, который час?

- Простите, глаза у меня стары…

- Придите, беда у нас!

- Будьте добры, очень спешу…

Вас я, друзья ни о чём не прошу.

Просто будьте добры.

(Л.Татьяничева)

Спишите текст, возле каждой реплики диалога укажите речевую ситуацию, где можно было бы воспользоваться этими предложениями.




Итоговый контроль

Высокий уровень

Задание: 1. Прочитай текст выразительно.

СЛОВО О ГРАММАТИКЕ.

Поэт Андрей Вознесенский рассказал об одном (не)больш…м эпизод…

В дни фестиваля (ко) мне подошла девушка и на весьма ломанном русском языке начала произносить отдельные слова. Разговор у меня с иностранкой (не) получился потому что она заучила отдельные слова а грамматики (не) знала.

Грамматика это огромная работа человеческой мысли, и относится к ней нужно с большим уважением, как относился А.С.Пушкин.

Более шес(?)надцати лет я печатаюсь и критики отметили в моих стихах пять грамматических ошибок. Я всегда был им искренне бл…г…дарен - писал Пушкин.

Это достойный пример для всех, кому доро… наш могучий язык.

2.Как понимает термин грамматика поэт А.Вознесенский? (Смотрите текст). Сколько значений у этого слова? (Смотрите словарь).

В каком значении употреблено слово грамматика в заглавии текста. (При ответе можно пользоваться словарём).

3.Выполни морфологический разбор: о грамматик…

Значение каких морфологических признаков помогло тебе грамотно написать слово?

4.Выпиши все слова с пропущенными буквами. Назови и объясни орфограммы на месте пропущенных букв.

5.Перепиши текст. Поставь недостающие знаки препинания. Объясни их постановку.

6.Составь план текста. Перескажи текст по плану.

7.Объясни 2-3 свои ошибки, допущенные ранее в тетрадях (по указанию учителя).

Задание: 1. Прочитай весь материал карточки. Выпиши из текста и материала «для справок» слова с пропущенными буквами. Объясни их правописание.

2. Перепиши текст (записывай через строчку). Объясни постановку знаков препинания. Объясни пунктограммы и в предложении «для справок».

3. Умеешь ли ты править (редактировать) текст?

Прочитай ещё раз сочинение ученика. Найди речевые недочёты и исправь их. (Зачеркни слово, надпиши сверху другое, вынеси на поля знак ошибки: Р - речевая, П - повтор, Г - грамматическая -ошибка в форме слова).

Удалось ли автору отзыва заинтересовать тебя этой книгой? О чём следовало бы написать подробнее?

Сочинение ученика.

(Не)давно я прочитал интересн… книгу «Каллисто». Мне эта книга очень понравилась. Я советую всем прочитать эту книгу.

В ней рассказывается о том, как на Землю пр…летел космический корабль с планеты Каллисто, о пр…ключениях его пассажиров на Земле и о полёте двух русских людей на Каллисто.

В книге рассказывается много интересных случаев. Особенно мне понравилась вторая часть книги которая называется «Каллистяне». В этой книге рассказывается о пребывании наших людей на Каллисто.

Для справок: Георгий Мартынов автор научно-фантастических романов «220 дней на звездолёте», «Гость из бездны», «Каллисто», «Каллистяне» и другие.

5. Подбери синонимы и синонимические словосочетания слов к глаголу понравилась (синонимы, которые можно использовать в отзыве о книге). Какова роль синонимов в тексте?

6.Выбери слово, чем-либо интересное для фонетического разбора. Выполни разбор.

7. Объясни 2-3 свои ошибки, допущенные в тетради по развитию речи.

Средний уровень

Задание 1: Выразительно прочитай текст (определи место пауз; отметь слова, на которых сделаешь логическое ударение).

В 1983 году в (общественно)политическом журнал… Аврора печаталась стат…я Николая Ивановича Сладкова «Чем ты ей отплатил?».

Вдумайся в слова писателя:

«Ты идёшь по лесу и (над) тобой ш…лестят лист…я радости. Природа хочет чтобы человек стал счастливым. Чистый воздух это счастье. Красота лесов великое счастье.

Юный друг что тебя привлекает в природ…?»

2. Какова тема статьи?

Как ты думаешь, почему Н.И. Сладков назвал статью «Чем ты ей отплатил?»?

Какие слова в заглавии особенно важны? Почему?

Какую роль выполняет в заглавии вопросительный знак?

3.Выпиши все слова с пропущенными буквами. Назови орфограммы, объясни графически или устно правописание слов.

4.Начиная со второго предложения, перепиши текст, расставь знаки препинания. Объясни постановку знаков препинания графически или устно. Когда употребляются кавычки?

5.Запиши словами в 1983 году, сделай морфологический разбор числительного, объясни его правописание. Проверь по словарю-справочнику «Слитно или раздельно» Б.З. Бучкиной и Л.П. Кулакуцкой правописание прилагательного общественно (политический).

По указанию учителя объясни 2-3 свои ошибки, допущенные в контрольной тетради или тетради по развитию речи.

Здание 2: 1.Выразительно прочитай текст.

В природу можно всматр…ват(?)ся вслуш…ват(?)ся и вдум…ват(?)ся всю жизнь.

И всю ж…знь рад…ват(?)ся.

Скворц… пр…летели - праз…ник подснежники зацвели - праз…ник.

Идёш(?) по лесу и соб…ра…ш(?) в себя, как в лукошко, песни птиц.

Я (не) знаю думает ли природа но нас она заставля…т думать.

2.С каким из прочитанных высказываний Н.И. Сладкова ты согласен? Какое из них ты считаешь самым правильным? Какое из них кажется тебе самым выразительным по языку? (Что тебе понравилось? Какое слово употреблено особенно удачно?)

3.Выпиши все слова с пропущенными орфограммами и скобками. Объясни орфограммы.

4.Выполни морфологический разбор глагола соб…ра…ш(?).

Знание каких морфологических признаков помогло тебе грамотно написать слово?

5.Перепиши текст, расставь недостающие знаки препинания. Объясни их постановку. Помогает ли пунктуация выразительному чтению?

6. Дополнительные задания.

Составь предложение по схеме: «П», - а.

Объясни 2-3 свои ошибки, допущенные ранее в контрольной работе или в тетради по развитию речи (по указанию учителя).

Низкий уровень

Задание 1: 1.Выразительно прочитай текст (выбери нужный тон; определи место коротких и длинных пауз; отметь слова, на которые следует сделать логическое ударение).

Земля об…ясняет(?)ся с нами своим языком звуками запахами красками. Голоса бе…чиленных жизней несут(?)ся со всех сторон. Выйди на связь с этими зовущими голосами и ты поймёш(?) что всё живое пронизано п…эзией и красотой так пишет о природе Никола Иванович Сладков.

Это писатель петербуржец.

2.В каких словах или в каком предложении. По-твоему. Выражена главная мысль высказывания Н.И. Сладкова?

Как бы ты озаглавил текст?

Что можно узнать о слове п…эзия в «Кратком словаре литературоведческих терминов» Л.И.Тимофеева и Н.Венгерова?

В каком значении употреблено слово п…эзия Сладковым? (Перечитай последнюю часть предложения, замени слово п…эзия синонимом. В каком варианте, по-твоему, мысль выражена лучше?).

3.Найди глагол в повелительном наклонении. Сделай его морфологический разбор.

4.Расставь знаки препинания. Объясни их постановку устно и грфически. Текст перепиши.

5.Выпиши слова с пропущенными буквами и со скобками, объясни их правописание.

Объясни 2-3 ошибки, допущенные в контрольной тетради или в тетради по развитию речи (по указанию учителя).

Задание 2: 1.Выразительно прочитай (желательно наизусть) стихотворение Николая Ивановича Рыленкова (выбери нужный тон; определи место коротких и длинных пауз; отметь слова, на которых следует сделать логическое ударение).

Я помню руки матери моей,

Что ут…рали слёзы мне когда-то,

В пригоршнях пр…н…сили мне с полей

Всё, чем весна в родном краю б…гата.

Я помню руки матери моей,

И я хочу чтоб повторяли дети

Натруженные руки матерей,

Святее вас нет (н…) чего на свет…!

2. Какова тема стихотворения? (О чём оно?)

В каких словах выражена главная мысль?

Как бы ты озаглавил стихотворение?

3.Работа со словарями.

Смотри словарную статью о слове святой в толковом «Словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Какие слова называются синонимами?

Какие синонимы к слову святой есть в этой словарной статье?

Какие есть стилистические пометы? Что они обозначают?

Прочитай концовку стихотворения. В каком значении употреблено прилагательное святой в стихотворении Н.И. Рыленкова?

Почему автор выбрал это слово? Точно ли оно передаёт мысль? В какой форме?

ЗДАНИЯ

Отредактируйте данные ниже предложения в соответствии с синтаксическими нормами.

В каких предложениях конструкции с деепричастным оборотом употреблены неправильно? Перестройте эти предложения, исправив ошибку.

Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями он и который; употребите предложения с однородными сказуемыми; объедините, где нужно, простые предложения в сложные.

Исправьте текст, устранив повторы с помощью местоимений, существительных «гусь», «рыба», объедините, где нужно, простые предложения в сложное. Используйте для связи слова: правда, но, но, и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дифференциация процесса обучения для отдельной личности имеет свои ценности: Во-первых, даёт возможность более успешно освоить содержание образования, необходимое для полноценной жизнедеятельности индивида, его самораскрытия и самореализации в жизни; во-вторых, делает процесс обучения более комфортным, адаптируя его к особенностям ученика; в-третьих, учёт индивидуальных особенностей позволяет учителю опереться на преобладающие у личности способы познания мира и развить недостаточно сформированные; в-четвёртых, дифференциация обучения позволяет ученику самоопределиться в своих интересах и склонностях, выбрать те направления совершенствования образования, которые он считает для себя особенно важными.

1 Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5-9 кл. М., 1995. С. 12-14.

© 2010-2022