Рабочая программа 9 класс. Элективный курс по русскому языкуУчимся писать сочинения и изложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ачитского городского округа «Русскопотамская средняя общеобразовательная школа »


Согласовано Согласовано Утверждаю.

Руководитель МО: Зам. директора по УВР: Директор школы:

_________/Жданова С. В./ ___________/Никифоров С. Н./

Рабочая программа

для 9класса



Наименование предмета: Учимся писать сочинение и изложение.

Класс (специфика) общеобразовательный.

ФИО учителя: Волкова Ольга Александровна.

Общее количество часов на предмет по учебному плану: 34.

Рабочая программа учителя составлена на основании программы учебного курса «Учимся писать сочинение и изложение» в рамках вариативной части учебного плана. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Долинина Т.А. Екатеринбург, 2008г.


2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу « Учимся писать сочинение и изложение » составлена в соответствии с нормативными

документами:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 года ;

2. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089);

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный №19993);

4. Устав Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Ачитского городского округа «Русскопотамская средняя общеобразовательная школа»;

5. Образовательная программа МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ»;

6. Учебный план МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ»;

7.. Национально - региональный компонент государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области (утверждён постановлением Правительства Свердловской области от 25.05.2004 г. № 386-ПП) ;

8. Перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 с изменениями)

Рабочая программа учителя составлена на основании программы учебного курса «Учимся писать сочинение и изложение» в рамках вариативной части учебного плана. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Долинина Т.А. Екатеринбург, 2008г.

Общая характеристика учебного предмета.

Элективный курс « Учимся писать сочинение и изложение » предусматривает систему работы по формированию у учащихся умений, необходимых при написании сжатого изложения и сочинения на итоговой аттестации в IX классе.

Сжатое изложение (часть 1) пишется на основе прослушанного публицистического текста и проверяет такие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

В части 3 ( задания 15.1, 15.2, 15.3 ) экзаменационной работы помещается задание, требующее развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных текстов, компетентности выпускника.

Проблема в том, что современному ученику работа над сжатым изложением и сочинением часто кажется совершенно бессмысленным занятием, так как он убежден, что после окончания школы писать изложения он не будет. Именно поэтому очень важно, чтобы обучающийся понимал, что работа над сжатым изложением и сочинением значима не сама но себе, а направлена на формирование умений воспринимать, понимать и интерпретировать текст, извлекать из текста необходимую информацию, аргументировать собственную позицию, используя материалы прочитанного текста и создавать собственные тексты. Эти универсальные умения будут востребованы не только на экзаменах, но и в процессе всего обучения в школе, а и в дальнейшем.

Цель курса - помочь ученику в осознанной работе по формированию тех коммуникативных умений, которые позволят создавать тексты сжатого изложения и сочинения в соответствии с заданными параметрами.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих учебных задач:

  • учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • учить обрабатывать информацию звучащего текста;

  • познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение);

  • учить сжато излагать содержание прослушанного текста;

  • учить анализировать содержание читаемого текста;

  • развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его доказывать;

  • развивать умение структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу;

  • учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста собственного сочинения;

  • развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и грамматическими и речевыми нормами.


  • Задачи Миссии МКОУ АГО «Русскопотамская СОШ» ( духовно-нравственное воспитание и развитие Гражданина России как средство формирования социально компетентной личности обучающихся):

  • -воспитывать духовные ценности и нравственные ориентиры, патриотические качества личности, основанные на принципах гражданской ответственности, диалоге культур и толерантного поведения, обеспечить формирование здорового образа жизни выпускника школы;

  • -внедрять инновационные образовательные технологии и принципы организации учебно-воспитательного процесса, совершенствовать мониторинг качества образования;

  • -сотрудничать и взаимодействовать с семьями обучающихся и другими объектами социализации, опираясь на национальные традиции, развивать взаимовыгодные отношения с учреждениями дополнительного образования.

Место предмета в учебном плане.

Курс рассчитан на 34 часа в 9 классе.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Основное содержание курса

Общая характеристика заданий итоговой аттестации в IX классе в новой форме, Итоговая аттестация как составляющая часть общероссийской системы оценки качества образования. Структура и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку в IX классе.

Работа с первичным текстом.

Особенности работы с публицистическим и художественным текстом. Особенности работы с текстами разных типов речи. Определение проблематики текста. Формулировка позиции автора Работа с микротемами текста: главного, сокращение и обобщение информации, замена синтаксических конструкций синонимичными. Определение смысловых связей между микротемами. Создание логизированной модели текста.

Работа над созданием целостного текста сжатого изложения.

Содержание изложения. Навык работы с микротемами. Приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение). Использование приемов сжатая текста при написании изложения.

Предупреждение фактических ошибок.

Специфика работы над цельностью речевой связностью и последовательностью сжатого изложения.

Особенности работы над сохранением стиля автора первичного текста и ведущего тала речи.

Требование соблюдения нормативности речи.

Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.

Специфика выполнения заданий с выбором ответа.

Выполнение заданий, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать информацию из текста при чтении, а также извлекать информацию из различных источников,

Выполнение заданий, связанных с умением аргументировать те или иные тезисы.

Выполнение заданий, проверяющих умение квалифицировать средства речевой выразительности, понимание лексического значения слова.

Специфика выполнения заданий с развернутым ответом.

Понимание смысла текста и смысла фрагмента текста.

Ответ на поставленный вопрос. Умение читать и понимать вопрос. Выделение ключевых слов в вопросе. Соотнесение ключевых слов вопроса и ответа.

Аргументация собственной точки зрения с использованием примеров из прочитанного текста. Соответствие примеров тезису. Причинно-следственная связь между тезисом и доводами. Отражение позиции автора сочинения.

Работа над созданием целостного текста сочинения.

Логика расположения материала в тексте, основные содержательные блоки. Основные композиционные элементы. Специфика написания вступления и заключения в сочинениях-рассуждениях, ответах на поставленный вопрос. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Виды логических ошибок.

Работа над точностью и выразительностью речи. Требование стилевого единства.

Требование соблюдения языковых и речевых норм. Виды речевых и грамматических ошибок.

Значимость этапа проверки работы и исправления ошибок.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны: знать

  • основные характеристики заданий итоговой аттестации по русскому языку в IX классе;

  • критерии оценивания заданий итоговой аттестации по русскому языку в IX

  • основные правила создания текста сжатого изложения;

  • особенности публицистических; научных и художественных текстов;

  • основные правила создания текста сочинения.

уметь

  • адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • обрабатывать информацию звучащего текста; сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально - смысловых типов речи;

  • определять и формулировать проблему первичного текста;

  • адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

  • интерпретировать информацию прочитанного текста;

  • использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тесте, в качестве аргументов;

  • создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

  • последовательно излагать собственные мысли;

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами.

Используется безотметочная система оценивания.

Тематическое планирование.

Тема

Теория

Практика

1

Цели и задачи курса. Общая характеристика ИА.

1

2

Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена.

1

3

Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения.

1

4

Приемы работы по первичному восприятию текста. Разбор текста.

1

5-7

Приемы компрессии. Практикум.

3

8

Составление плана текста. Выделение микротем в тексте. Абзацное членение.

1

9

Подготовка рабочих материалов к изложению.

1

10

Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения.

1

11-14

Практикум. Написание сжатого изложения.

4

15

Работа над ошибками. Редактирование текста. Сравнение с образцом.

1

16,17

Требования к тексту-рассуждению. Алгоритм написания сочинения. Критерии оценивания.

2

18,19

Формирование тезиса и основной мысли в сочинении.

2

20,21

Практическое занятие: ОМ, доводы, примеры, вывод в сочинении-рассуждении.

2

22,23

Роль выразительных средств в художественном тексте.

2

24-27

Практикум. Сочинение на лингвистическую тему. (Задание 15.1) Работа над ошибками.

4

28-31

Сочинение-рассуждение. (Задание 15.2) Практикум.

4

32-34

Сочинение-рассуждение . (Задание 15.3) Практикум.

3











Учебно-методическое обеспечение программы.

  1. Егораева Т. Г. Практикум по русскому языку. Работаем над сочинением на лингвистическую тему. Издательство «Экзамен» М.2013.

  2. Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2011.

  3. Архарова Д.И. Пишем сжатое изложение. Екатеринбург. 2011.

  4. Архарова Д.И. Пишем сочинение на тему, связанную с анализом прочитанного текста. Екатеринбург 2010.

  5. Драбкина С.В., Субботин Д. И. Русский язык 2013. Москва «Интеллект-Центр» 2013.

  6. Сенина Н.А., Гармаш С.В. и др Русский язык 9 класс. Подготовка к ГИА-2013. Легион. Ростов-на-Дону. 2012.

  7. Материалы Интернета

  8. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И.П.Цыбулько -_М.: Издательство «Национальное образование», 2015.-240с.-(ОГЭ.ФИПИ-школе.)

  9. Демоверсия ОГЭ 2015г.



© 2010-2022