Бабиева Л. Г. Статья: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время увеличивается количество детей с особыми образовательными запросами. Пристальные психолого-педагогические исследования различных категорий детей выявляют у них дефекты и психофизиологические отклонения, как в норме, так и в патологии. Увеличивается контингент детей, требующих особого педагогического внимания и специального педагогического воздействия. Возрастает необходимость более целенаправленного подхода к разработке сути коррекционно-педагогической деятельности и определен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Неотъемлемой и органичной частью общей педагогики является специальная педагогика. Формирование специальной и коррекционной педагогики как новой научно-практической области педагогического знания - это закономерное следствие усиливающейся внутрипрофессиональной дифференциации этого знания.

Неуклонно увеличивается количество детей с особыми образовательными запросами. Пристальные психолого-педагогические исследования различных категорий детей выявляют у них дефекты и психофизиологические отклонения, как в норме, так и в патологии. Увеличивается контингент детей, требующих особого педагогического внимания и специального педагогического воздействия. Возрастает необходимость более целенаправленного подхода к разработке сути коррекционно-педагогической деятельности и определению ее этиологии. 0бъектом внимания дефектологической науки является ряд важнейших вопросов: о сущности и содержании коррекционной работы с аномальными детьми, о ведущих направлениях этой деятельности и ее основополагающих компонентах, об особенностях проведения диагностики и технологии коррекционного процесса.

В настоящий момент в психолого-педагогической литературе отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогической деятельности. Целостное изучение взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом также не ведется. Сущность и природу коррекции как педагогического процесса можно выяснить, знакомясь с научными исследованиями в области дефектологии, специальной педагогики и психологии, а также обращаясь к педагогической практике специальных образовательных учреждений.

В педагогической энциклопедии понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Коррекция рассматривается в качестве педагогического воздействия, которое не сводится к исправлению отдельно взятого дефекта, а подразумевает влияние на личность ребенка в целом.

Главная цель коррекционного процесса - устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) деятельностью. Дефектологи решают важную социальную задачу: приближение развития аномальных детей к уровню нормальных школьников. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления психофизических недостатков через формирование соответствующих жизненно необходимых, качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности учащихся.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность-это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс ( обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности и оценочно- результативный компоненты. Исходя из данной трактовки коррекционной работы, предложенной Гонеевым А.Д., правомерно говорить о коррекционно-педагогической деятельности как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие.

По утверждению Л.С.Выготского, ведущим в определении цели коррекционной работы является предупреждение развития вторичных дефектов по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся первичных дефектов. Под вторичным дефектом он понимал нарушение развития социокультурных и высших психических функций. То есть, говоря о возможностях коррекционной помощи, необходимо иметь ввиду не столько тяжесть самого органического поражения, сколько возможности социальной компенсации этого первичного дефекта за счет развития высших функций. Это означает необходимость максимально полного удовлетворения специфических образовательных потребностей.

Например, для предотвращения негативных последствий развития у ребенка, потерявшего слух, необходимо удовлетворение целого ряда возникших у него новых, отсутствовавших ранее, образовательных потребностей. Таких, как развитие остаточного слуха и обучение пользованию этим остаточным слухом в образовательных, познавательных и коммуникативных ситуациях; обучение восприятию обращенной к нему речи говорящего человека по чтению с его губ; коррекционно-педагогическая поддержка и предотвращение распада имеющейся у ребенка речи; обучение ориентированию и поведению в беззвуковом пространстве и многое другое.

Ведущие отечественные психологи ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) считали, что цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей развития ребенка. Необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; они также должны быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы. Цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистичны, а также должны учитывать индивидуальные и психологические возможности ребенка.

Особенностью коррекционной работы, является то, что она не проводится по отдельной программе, а реализуется на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета. И используются для этого специальные педагогические приемы и методы. Воздействие на индивидуальные недостатки развития, на перестройку отдельных функций организма, на формирование определенных личностных качеств происходит на обширной и разнообразной базе.

Не умаляя значимости общепедагогических принципов в организации и проведении коррекционной работы , нужно признать , что основу педагогической коррекции составляет группа собственно коррекционно-педагогических принципов.

В психолого-педагогической и специальной литературе существуют различные подходы к классификации принципов коррекционной деятельности. Основанием для классификации ряд исследователей определяют диагностическую, либо профилактическую направленность коррекционного процесса, либо особенности психического развития ребенка и его своеобразие.

Ведущим в специальной коррекционно-педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Также целостность педагогического процесса обеспечивается реализацией принципа единства диагностики и коррекции. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу без знания исходных данных об объекте и без постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений. Т.е. важен контроль динамики хода и эффективности коррекции от постановки цели до ее достижения и получения конечного результата. Определяющими принципами в коррекционно-педагогическом процессе также являются принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка и деятельностный принцип коррекции.

Ни в психологии, ни в педагогике не существует универсальных приемов воздействия, способствующих резкому изменению развития ребенка. Поэтому в коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-педагогические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей. Так реализуется принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Совокупность методов и приемов коррекционной работы с аномальными детьми ориентирована на развитие сохранных или восстановление нарушенных функций организма, знаний и умений ребенка. Ребенок не может развиваться вне социального окружения: он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Поэтому принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка во многом определяет успех коррекционной деятельности.

Поскольку коррекционно-педагогическая деятельность - составная часть единого педагогического процесса, она должна иметь определенную структуру и направления (векторы) воздействия.

В рамках концепции специального образования и воспитания аномальных детей коррекционно-педагогическая работа занимает центральное положение в едином педагогическом процессе.

Коррекционная деятельность, являясь составной частью общего образования, в то же время имеет свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспитательного процесса.

Коррекция как социальная система взаимодействует с социальной средой, которая сказывается на всех уровнях педагогического процесса. Именно социальная среда определяет социальные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащегося; его социально-трудовую реабилитацию; компенсацию дефекта; усвоение им социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, вся система коррекционно - педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, включенным в полноценную общественную жизнь.

Поскольку отклонение в развитии чаще всего существует как сложная интегрированная проблема, то и его коррекция осуществляется комплексно, т.е на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения, природы и этиологии отклонения в развитии. В программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по его профилактике, а также действия по формированию личности. Коррекционно-педагогическая деятельность направлена не только на ликвидацию пробелов в знаниях, но и на формирование мировоззрения, социально значимых умений и навыков. Вся коррекционно- педагогическая деятельность должна быть практически ориентирована и нацелена на высокий уровень результативности; она должна быть пронизана идеей сотрудничества и взаимодействия между объектом и субъектами коррекционно-педагогического процесса; предупреждать перекосы в развитии детей и формировать у них социально-значимые качества личности.


© 2010-2022