Программа элективного учебного предмета Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного предмета предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа ( 1ч в неделю).

Общая характеристика программы элективного предмета

Элективный предмет призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение , которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Так как в старших классах общеобразовательного учреждения согласно учебному плану на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный предмет является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Занятия по предмету не замещают уроки русского языка, а дополняет их, опираясь на межпредметные связи с литературой и другими предметами. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности. В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Цели и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

  • подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ;

  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение).

Ученики должны

иметь представление

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;

знать

  • необходимые сведения о языке

  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

  • применять приёмы сжатия текста;

  • понимать и интерпретировать текст;

  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Содержание тем учебного курса

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 - А18)

Пунктуация. Пунктуационные нормы. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.

Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

Методы и приёмы обучения

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

  • Репродуктивный

  • Продуктивный

Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя

  • Беседа (

  • Работа со словарями

  • Анализ таблицы При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Тематический план изучения элективного предмета

п/п

Наименование разделов, тем

кол-во часов

теорети-ческая часть

практи-ческая

часть

1

Введение. Цели и задачи изучаемого курса

1

1

2

Подготовка к заданиям части I

20

3

17

3

Подготовка к сочинению

8

5

3

4

Комплексная подготовка к ЕГЭ.

5

5

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

Примечания

1

Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

1

лекция


Презентация

2

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

практикум



3

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы

1

практикум



4

Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления

1

практикум



5

Лексические выразительные средства. Тропы.

1

практикум


Презентация

6

Фразеология.

1

практикум



7

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов.

1

лекция



8

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

1

практикум



9

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

1

практикум



10

Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

1

лекция



11

Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании.

1

практикум



12

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.

1

лекция



13

Синонимия синтаксических конструкций.

1

практикум



14

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.

1

лекция



15

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

1

практикум



16

Орфография. Орфографические нормы.

1

практикум



17

Орфография. Орфографические нормы.

1

практикум



18

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

1

практикум



19

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

1

практикум



20

Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста.

1

практикум



21

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

1

практикум



22

Текст. Стили и типы речи

1

практикум



23

Подготовка к сочинению Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.

1

лекция



24

Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).

1

лекция



25

Выявление и формулировка авторской позиции

1

лекция



26

Способы аргументации собственного мнения.

1

лекция



27

Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.

1

лекция



28

Практикум по написанию сочинения.

1

практикум


Банк текстов

29

Практикум по написанию сочинения.

1

практикум


30

Практикум по написанию сочинения.

1

практикум


31

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум


Сборник КИМОв

32

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум


33

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум


34

Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.

1

практикум
















Учебно-методическое обеспечение

1. Н.А.Сенина: Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014- Легион, 2014 г.

2.С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.ЕГЭ. Русский язык. - Интеллект-Центр, 2012

3.Ю.Н. Гостева, В.ВЛьвов: ЕГЭ 2013. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. Экзамен, 2015 г.

Интернет-ресурсы:

1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [fipi.ru], 2012.

2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [pedsovet.su/load/27], 2014.

3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [rusedu.ru/subcat_27.html], 2015.

4. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [openclass.ru/node/25110], 2012.




© 2010-2022