- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного учебного предмета Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Программа элективного учебного предмета Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Солдатенкова В.Н. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного предмета предназначена для учащихся 11-х классов и рассчитана на 34 часа ( 1ч в неделю).
Общая характеристика программы элективного предмета
Элективный предмет призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение , которое создается на основе предложенного текста.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики. Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.
Так как в старших классах общеобразовательного учреждения согласно учебному плану на изучение русского языка отводится 2 часа, то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным. Поэтому элективный предмет является необходимым для успешной сдачи экзамена.
Занятия по предмету не замещают уроки русского языка, а дополняет их, опираясь на межпредметные связи с литературой и другими предметами. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.
В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности. В связи с этим по- прежнему остается актуальным вопрос о дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой - удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.
Цели и задачи курса:
-
обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;
-
подготовить учеников к тестовой части экзамена по русскому языку в формате ЕГЭ;
-
формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение).
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
-
необходимые сведения о языке
-
содержание заданий ЕГЭ;
уметь
-
применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
-
оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;
-
применять приёмы сжатия текста;
-
понимать и интерпретировать текст;
-
создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
-
аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Содержание тем учебного курса
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 - А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Методы и приёмы обучения
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность). Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:
-
Репродуктивный
-
Продуктивный
Так как метод обучения - это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:
-
Рассказ учителя
-
Беседа (
-
Работа со словарями
-
Анализ таблицы При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д. Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.
Тематический план изучения элективного предмета
№
п/п
Наименование разделов, тем
кол-во часов
теорети-ческая часть
практи-ческая
часть
1
Введение. Цели и задачи изучаемого курса
1
1
2
Подготовка к заданиям части I
20
3
17
3
Подготовка к сочинению
8
5
3
4
Комплексная подготовка к ЕГЭ.
5
5
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
Тема занятия
Кол-во
часов
Форма занятия
Дата
Примечания
1
Введение. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
1
лекция
Презентация
2
Орфоэпия. Орфоэпические нормы.
1
практикум
3
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы
1
практикум
4
Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления
1
практикум
5
Лексические выразительные средства. Тропы.
1
практикум
Презентация
6
Фразеология.
1
практикум
7
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов.
1
лекция
8
Морфемный и словообразовательный анализ слова.
1
практикум
9
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи
1
практикум
10
Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
1
лекция
11
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании.
1
практикум
12
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций.
1
лекция
13
Синонимия синтаксических конструкций.
1
практикум
14
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением.
1
лекция
15
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.
1
практикум
16
Орфография. Орфографические нормы.
1
практикум
17
Орфография. Орфографические нормы.
1
практикум
18
Пунктуация. Пунктуационные нормы.
1
практикум
19
Пунктуация. Пунктуационные нормы.
1
практикум
20
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста.
1
практикум
21
Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.
1
практикум
22
Текст. Стили и типы речи
1
практикум
23
Подготовка к сочинению Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста.
1
лекция
24
Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий).
1
лекция
25
Выявление и формулировка авторской позиции
1
лекция
26
Способы аргументации собственного мнения.
1
лекция
27
Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
1
лекция
28
Практикум по написанию сочинения.
1
практикум
Банк текстов
29
Практикум по написанию сочинения.
1
практикум
30
Практикум по написанию сочинения.
1
практикум
31
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
1
практикум
Сборник КИМОв
32
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
1
практикум
33
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
1
практикум
34
Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок.
1
практикум
Учебно-методическое обеспечение
1. Н.А.Сенина: Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014- Легион, 2014 г.
2.С.В.Драбкина, Д.И.Субботин.ЕГЭ. Русский язык. - Интеллект-Центр, 2012
3.Ю.Н. Гостева, В.ВЛьвов: ЕГЭ 2013. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. Экзамен, 2015 г.
Интернет-ресурсы:
1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [fipi.ru], 2012.
2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [pedsovet.su/load/27], 2014.
3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [rusedu.ru/subcat_27.html], 2015.
4. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [openclass.ru/node/25110], 2012.