- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ниязова Г.Н. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 9 классе по теме:
«Систематизация и обобщение изученного
по теме «Сложноподчиненное предложение».
Цели урока:
-
обучающая - систематизация и обобщение изученного по теме, углубление понятия «синтаксическая синонимия», подготовка к ГИА;
-
развивающая - развитие навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, развитие речи учащихся;
-
воспитывающая - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
Форма проведения урока: урок-практикум .
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
III. 1. Повторение теоретического материала..
-
-Что такое сложноподчиненное предложение ?
-
- Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений?
-
- Как отличить главное предложение от придаточного ?
-
- Какие виды придаточных вы знаете ?
-
- Чем союзы отличаются от союзных слов?
2. Повторение практического материала..
-
Составить схемы предложений .
1. Счастье приходит в дом, где слышен смех (Японская).
2. Беги от той воды, которая не шумит и не журчит (Армянская).
3. Пока не увидишь ад, рай тебе не понравится (Курдская).
4. Кто много говорит, тот часто ошибается (Лезгинская).
5. Куда иголка, туда и нитка. (Русская)
2) Цифровой диктант.
Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где - подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение - это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. СОЮЗ однако - подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?
9. [ ], (который...). - Схема сложноподчиненного предложения.
Ответ :101 100 101 ( на экране)
IV. Самостоятельная работа с текстом ( тексты заданий на экране, учебный тренажер)
Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.
Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)
Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)
Задание № 2.
Укажите правильные варианты характеристики предложения, расстановки знаков препинания:
Я взглянул на часы (1) сказал (2) что разболелась голова (3) ушёл (4) оставив доктора допивать вино. (А.Г.)
-
А - сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей
-
Б - сложноподчинённое предложение, состоящее из 2 частей
-
В - первая часть осложнена однородными сказуемыми
-
Г - 1 - запятая между однородными членами
-
Д - 3 - запятая между частями сложносочинённого предо.
-
Е - 2, 3 - выделение придаточной части
-
Ж - 4 - обособление определения, выраженного прич. об.
Задание № 3.
СПП с несколькими придаточными. Расставьте запятые, составьте схемы предложений:
1) Иван Фёдорович похож был на того франта который заехав на бал видит всех куда ни оглянется одетых щеголеватее его. (Н.Г.)
2) Никита понял что царь опять придумал какую-нибудь шутку которым изрядно учили его в немецкой слободе. (А.Т.)
3) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу (А.К.)
V. Домашнее задание: Работа с пособием по ГИА-2014 (36 вариантов, под ред. Цыбулько)
Выполнить В7-В9 ( 10 вариантов ).