Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»

 Данная методическая разработка  представляет собой разработку урока русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение», ориентирована на учащихся 9 класса, включает в себя план-конспект урока. На уроке осуществлён деятельностный подход, главное место в организации учебного процесса отводится активной, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Учитель на данном уроке – организатор совместной учебной деятельности.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе по теме:

«Систематизация и обобщение изученного

по теме «Сложноподчиненное предложение».



Цели урока:

  1. обучающая - систематизация и обобщение изученного по теме, углубление понятия «синтаксическая синонимия», подготовка к ГИА;

  2. развивающая - развитие навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, развитие речи учащихся;

  3. воспитывающая - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Форма проведения урока: урок-практикум .
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint».

Ход урока.


I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. 1. Повторение теоретического материала..


  1. -Что такое сложноподчиненное предложение ?

  2. - Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений?

  3. - Как отличить главное предложение от придаточного ?

  4. - Какие виды придаточных вы знаете ?

  5. - Чем союзы отличаются от союзных слов?

2. Повторение практического материала..

  1. Составить схемы предложений .

1. Счастье приходит в дом, где слышен смех (Японская).

2. Беги от той воды, которая не шумит и не журчит (Армянская).

3. Пока не увидишь ад, рай тебе не понравится (Курдская).

4. Кто много говорит, тот часто ошибается (Лезгинская).

5. Куда иголка, туда и нитка. (Русская)

2) Цифровой диктант.

Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где - подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение - это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. СОЮЗ однако - подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?
9. [ ], (который...). - Схема сложноподчиненного предложения.

Ответ :101 100 101 ( на экране)

IV. Самостоятельная работа с текстом ( тексты заданий на экране, учебный тренажер)

Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.

Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)

Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)

Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)

Задание № 2.

Укажите правильные варианты характеристики предложения, расстановки знаков препинания:

Я взглянул на часы (1) сказал (2) что разболелась голова (3) ушёл (4) оставив доктора допивать вино. (А.Г.)

  • А - сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

  • Б - сложноподчинённое предложение, состоящее из 2 частей

  • В - первая часть осложнена однородными сказуемыми

  • Г - 1 - запятая между однородными членами

  • Д - 3 - запятая между частями сложносочинённого предо.

  • Е - 2, 3 - выделение придаточной части

  • Ж - 4 - обособление определения, выраженного прич. об.

Задание № 3.

СПП с несколькими придаточными. Расставьте запятые, составьте схемы предложений:

1) Иван Фёдорович похож был на того франта который заехав на бал видит всех куда ни оглянется одетых щеголеватее его. (Н.Г.)

2) Никита понял что царь опять придумал какую-нибудь шутку которым изрядно учили его в немецкой слободе. (А.Т.)

3) Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу (А.К.)

V. Домашнее задание: Работа с пособием по ГИА-2014 (36 вариантов, под ред. Цыбулько)

Выполнить В7-В9 ( 10 вариантов ).


© 2010-2022