ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИСКУССТВА ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ В ИВАНОВСКИХ СИТЦАХ

Ивановские ситцы, сохраняющие многовековую традицию художественного оформления тканей - набойки и орнаментации, занимают почетное место в ряду произведений декоративно-прикладного искусства.        Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональности и  духовности. Руками народных мастеров создано множество изделий в лоскутной технике,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИСКУССТВА ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ В ИВАНОВСКИХ СИТЦАХ

Ивановские ситцы, сохраняющие многовековую традицию художественного оформления тканей - набойки и орнаментации, занимают почетное место в ряду произведений декоративно-прикладного искусства.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональности и духовности. Руками народных мастеров создано множество изделий в лоскутной технике, однако не все мастера обращаются к теме современного костюма по мотивам традиционного русского костюмного комплекса с элементами из лоскутков нарядных ивановских ситцев.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом фактов: большой популярностью изделий, выполненных в технике лоскутного шитья, их широким распространением в рамках многочисленных фестивалей, вернисажей, конкурсов, проводимых в разных регионах России, сохранении сложившихся текстильных традиций Ивановского края и выведении региона на новый уровень экономического и социального развития.

Так сложилось исторически, что Ивановская область стала крупным текстильным центром страны. Издавна славянские племена занимались разведением льна, ткачеством холстов, полотен и декорированием ткани набивным рисунком.

В конце XVI - начале XVII веков Иваново становится центром производства льняных холстов. Во 2-ой половине XVII века в Иванове уже существовало большое количество заведений, занимавшихся отбелкой и окраской полотен в различные цвета, а также множество набойных мастерских, где холсты с помощью деревянных манер и масляных красок украшались разнообразными рисунками. Набойку делали и на заказ, и на продажу.

Набойки XVII - XVIII веков напечатаны с помощью одной манеры черными, коричневым или темно-синим цветом. Полученный однотонный рисунок расцвечивали яркими красками - красной, розовой, золотистой, зеленой.

Истоки орнаментации ивановских ситцев лежат в глубокой древности и обусловлены всем ходом развития мировой и, в частности, русской народной культуры. Все, что окружало мастера-набойщика - природная и предметная среда служило темой для узора будущей ткани. К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: "лапки", "елочки", "горох", "цветы", "рубчики", "глаза". Часто для набойки использовались старинные лубки, изображения с прялок, наличников. Ранние набойки не отличались богатыми расцветками: использовались черные (сажа) и красно-коричневые (охра) краски, настой или отвар лука, ивовой коры или трав.

В период с 1793 по 1798 был особенно распространен на ситцевых ивановских мануфактурах способ "расцветки" - раскрашивания некоторых участков узора от руки кисточкой спиртовыми красками. Таким образом на крупных мануфактурах при выпуске качественных ситцев исправляли дефекты ручной набивки или раскрашивали целые части узора, от чего они становились особенно живыми и объемными.

В Иванове ручной способ набойки сохранялся дольше, чем где бы то ни было. Однако к 40-ым годам XIX века ручная набойка практически почти перестала существовать, поскольку почти на всех мануфактурах ситцы печатали на перротинах (плоскопечатных машинах).

Ивановские ткани всегда отличались оригинальностью рисунка, как правило, мелкими цветочками, букетиками сказочной красоты.

Углубленное изучение региональных этнокультурных традиций Ивановского края вызвало серьезный интерес к этнохудожественной культуре в целом, к проблемам ее возрождения, сохранения и развития.

Молодые дизайнеры текстильного края сегодня смело проектируют и создают удивительные коллекции молодежной одежды из нарядных Ивановских ситцев, гармонично сочетая традиции и современные идеи в костюмных комплексах, часто включая детали, выполненные в лоскутной технике. Так, например, в лабораториях-студиях «Традиция», «Художественный текстиль» Этнохудожественного Центра «Истоки» на факультете искусств Шуйского университета под руководством педагогов студенты исследуют утраченные техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы на текстиле. Студийцы проектируют и создают в материале костюмы в традициях старых мастеров и коллекции современной молодежной одежды, среди которых, пожалуй, одни из самых по-русски праздничных, с элементами из пестрых ситцевых лоскутков.

Активное участие творческой молодежи в отечественных и зарубежных проектах, фестивалях, тематических смотрах, конкурсах, ярмарках способствует развитию традиционного текстильного бренда Ивановского региона. Фестивали и конкурсы в Ивановской области - «Текстильный салон»(г.Иваново), «Льняная палитра»(г.Плес), «Мир молодых» и «Ситцевая радуга в Шуе», динамично развивающееся последнее время этно-направление в дизайне одежды подтверждает актуальность нашей темы. Традиционное искусство лоскутного шитья должно стать источником творчества для молодых дизайнеров в Ивановском регионе - текстильном крае и законодателе моды в России.


© 2010-2022