Лингвистическая игра Лидер XXI века

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели и задачи: а) Повторение и совершенствование знаний, уме­ний и навыков по русскому языку и развитию устной речи (программ­ный материал, изученный за первое полугодие с привлечением до­полнительного); б) Формирование умений отбора главного в изучен­ном; формирование умений и навыков правильного построения речи,

выражения мысли в устной и письменной форме; в) Воспитание куль­туры поведения, чувства сопричастности и сопереживания за успехи и промахи друзей и товарищей.

Ход урока

1. Организационный этап. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, уважаемые учителя, дорогие участники и гости интеллектуального шоу "Лидер XXI века"! Мы на необычном уроке, ко­торый проводится в рамках традиционной "Недели русского языка в школе".

"Лидер XXI века" - это популярная игра, она стала частью про­граммы для работы с интеллектуально-одаренными детьми в шко­лах. Чтобы быть признанным в качестве лидера, участнику игры необ­ходимо быть развитым, активным, самостоятельным, способным про­явить себя в неожиданной ситуации и повести за собой других.

Ведущий. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы принять участие в нашей игре. Эрудиция, широкий кругозор, хорошая память. А этих качеств сегодняшним игрокам не занимать.

Учитель. Но только одному из них улыбнется фортуна - тому, кто способен побеждать. Вот они лучшие из лучших, азартные игроки, те, кого обычно называют лидерами. (Под аплодисменты участники зани­мают свои места.)

А теперь разрешите представить вам жюри, которое будет оцени­вать знания и способности наших игроков. Всем хорошего настрое­ния. Пусть победит сильнейший!

Ведущий. Надеюсь, жюри справедливо оценит стремления игроков.

А вас, юные интеллектуалы, Первым придет к победе.

Я приглашаю всех на старт. Не бойтесь вопросов,

По ходу кросса Решайте задачи.

Будут разные вопросы. Участники кросса, желаю удачи!

Кто на все ответит, тот Итак - вперед, друзья!

Учитель. Первый тур "Жемчужина народной мудрости". Я назы­ваю начало пословицы, а знающий, находчивый игрок заканчивает. Правильный ответ - 10 баллов.

  1. Мир освещается солнцем, а ...

  2. Золото добывают из земли, а ...

  3. Хлеб питает тело, а ...

  4. Книга - ..

  1. Руки не протянешь, ...

  2. Не одежда красит человека, а ...

  3. У человека должно быть ...

  4. Будешь много читать - ...

  5. Тише едешь, ...

  1. Без труда не вытащишь ...

  2. Цыплят по осени ...

  3. Век живи, ...

Учитель. Второй тур называется "Полиглот". Вопросы будут задаваться на трех языках. Вы должны ответить на них.

  1. Что такое Масленица? (Проводы зимы.)

  2. Чилидщ астанасы к,ай к,ала? (Сантьяго.)

  3. В каком виде спорта прославился итальянец Паоло Росси?

(Фут­бол. )

  1. Что такое Наурыз? (Празднование Нового года в Центральной
    Азии.)

  2. Бастауыш пен баяндауыштың арасына қандай тыныс белгісі қойылады? (Сызықша.)

  3. У деда Архимеда большая семья, детей всего семь и все сыновья, у каждого сына по паре ребят. Сколько у Архимеда внучат? (14.)

  4. Тура толықтауыш қандай септікті қажет етеді? (Табыс септігін.)

  5. У отца спросили, сколько у него детей. Он ответил: "У меня 4
    сына, а у каждого из них есть родная сестра". Сколько у него детей? (5.)

10. Жай сөйлем құрамына қарай нещеге бөлінеді? Атап шық! (Жалаң, жайылма, жақты, жақсыз, толымды, толымсыз, атаулы.)

Ведущий. Третий тур называется "Живые вопросы". Задания даны в устной форме, по аналогии тестовых заданий.

  1. Самая короткая граница Казахстана с этой страной,
    а) Россия; б) Туркмения; в) Киргизия.

  2. Кто такой Исаак Левитан?

а) писатель; б) преподаватель; в) художник-пейзажист.

3. Что такое "505"?

а) дети природы; б) международный сигнал о помощи; в) решение ученых.

4. Валентина Терешкова знаменита как:

а) колхозница-льноводка; б) воин-герой; в) женщина-космонавт.

5. Кто такие скоморохи?

а) веселые ребята-шутники; б) танцоры; в) акыны-импровизаторы.

6. Что сказал А.С.Пушкин перед смертью?

а) Пора уходить! б) Не хочу я умирать! в) Прощайте, друзья!

7. Для чего была сделана лоханка мальчиком по имени Миша в
тексте "Старый дед и внучек"?

а) стирать белье; б) кормить родителей; в) мыть посуду.

  1. К чему были обращены слова А.С.Пушкина "Прощайте, друзья!"
    а) к рукописям; б) к книгам; в) к ночным снам.

  2. Как называется картина И.Левитана, посвященная женщине?
    а) "Март"; б) "Осенний день в Сокольниках"; в) "Золотая осень".

10. Почему туристический маршрут называют "Золотое кольцо"?
а) действует с семидесятых годов; б) начинается и заканчивается

в Москве; в) везде нужно побывать, все увидеть и узнать.

11. Кто родился и прожил в Ясной Поляне?

а) Александр Сергеевич Пушкин; б) Михаил Юрьевич Лермонтов; в) Лев Николаевич Толстой.

12. Какой совет давал Василий Александрович Сухомлинский своим ученикам? (Нужно передать содержание своими словами.)

Учитель. Следующий тур называется "Эрудит". Эрудит состоит из двух заданий: одно теоретическое, другое - практическое. На форма­те указаны 9 окошек, в них помещены конверты, где даны задания-вопросы.

"Я и мир вокруг меня".Служебные части речи.

10. Какие части речи относятся к служебным?

20. Чем выделяются обращения на письме?

30. Являются ли междометия, вводные слова, обращения члена­ми предложения?

"Человек и природа". Второстепенные члены предложения.

10. Какие члены предложения относятся к второстепенным?

20. Чем выражается грамматическая основа в двусоставном пред­ложении?

30. Чем может быть выражено определение в предложении?

"Искусство и жизнь". Односоставные и двусоставные предло­жения.

10. Какие предложения называются односоставными, а какие -двусоставными?

20. Чем может быть выражен главный член неопределенно-лично­го предложения?

30. Чем может быть выражен главный член безличного предложе­ния?

"Везде побывать, все увидеть и узнать". Однородные члены предложения?

10. Какие члены предложения называются однородными? Приве­дите примеры.

20. Какими частями речи могут быть выражены однородные чле­ны предложения?

30. В каких случаях между однородными членами ставится и в каких случаях не ставится запятая? Расскажите, пользуясь схемами.

Ведущий. Пятый тур называется "Оратор". Условие задания сле­дующее: составить (по выбору) краткий рассказ-рассуждение на темы "Книга -лучший друг человека", "Берегите лес!", "Что такое дружба?".

Учитель. Шестой - самый завершающий тур, который называется "Знание - сила".

Вопросы для первого игрока:

  1. Что падает зимой на землю? (Снег.)

  2. Как ласково можно назвать маму? (Мамуля, мамочка.)

  3. Месяц, кончающий год? (Декабрь.)

  4. Назови окончание слова "потолок". (Нулевое.)

  5. Чем измеряется температура тела? (Градусником.)

  6. Мать, отец, дети - это что? (Семья.)

  7. Самое первое, что мы делаем утром? (Просыпаемся.)

  8. Что можно докинуть до неба? (Взгляд.)

  9. Образуй сложное слово от словосочетания "детский дом".

(Дет­дом. )

  1. Антоним к слову "белый". (Черный.)

  2. Сколько будет 9 • 9? (81.)

  3. Однокоренные ли слова "горец", "гореть". (Нет.)

  4. Может ли петух назвать себя курицей? (Нет, не умеет говорить.)

  5. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)

  6. Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают.)
    Вопросы для второго игрока:


  1. Что идет в виде воды, но не снег? (Дождь.)

  2. Как ласково можно назвать дочь? (Доченька, доча.)


  1. Месяц, начинающий год? (Январь.)

  2. Назови окончание слова "солнце". (Е.)

  3. Чем измеряется температура комнаты? (Термометром.)

  4. Сколько будет 7 • 7? (49.)

  5. Образуй сложное слово от словосочетания "физическая культура". (Физкультура.)

  6. Без чего не может жить человек даже несколько минут? (Без
    воздуха.)

  7. Ягоды, сваренные в сахаре. Что это? (Варенье.)

  1. Как назвать одним словом тарелки, чашки, ложки? (Посуда.)

  2. Как слово "мышеловка" написать пятью буквами? (Кошка.)

  3. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)

  4. Как можно донести воду в решете? (Заморозить ее.)

  5. Однокоренные ли слова лето, летчик? (Нет.)

  6. Какой рукой лучше размешивать чай? (Лучше делать это лложечкой)

III. Подведение итогов.

Учитель. Вот, как и полагается в кроссе, игроки дошли до фини­ша. Хоть трудны пути познанья, Вы прошли все испытанья. И сейчас настало время узнать, кто же стал победителем. Уважаемое жюри, вам слово! (Подводятся общие итоги игры. Победителей награждают.)

Пусть эта встреча последней не будет

И в крепкую дружбу перерастет.

Пусть каждый из вас никогда не забудет,

Только вместе нас радость ждет!

Дорогие ребята! Мне бы очень хотелось, чтобы эта игра вам за­помнилась. Поэтому, если не возражаете, сейчас я скажу: "До встре­чи!", а вы на прощание похлопайте, как это было в начале. И если вы сделаете это от души, то мы обязательно еще раз встретимся, и я скажу: "Всем привет!". А пока - до свидания!

© 2010-2022