- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему «Честь и справедливость в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Конспект урока на тему «Честь и справедливость в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Григорьева А.А. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Камышловский педагогический колледж»
Конспект урока литературы в 8 классе
«Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Специальность 050301 Русский язык и литература
Составитель:
Григорьева А. А.,
студентка 5 «р» группы
Преподаватель: Мартьянова И. А.
Методист: Касьянова А. В.
Камышлов, 2010
Конспект урока литературы в 8 классе по теме
«Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цель: формировать умения учащихся пообразного анализа.
Задачи:
-
ознакомить учащихся с историей создания повести;
-
развить умение анализировать художественные образы, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, характеристики главных героев, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развит речь;
-
сформировать отношение учащихся к чести, справедливости.
Тип урока: изучение нового.
Этапы урока
Время
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Орг. Момент
2
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок литературы. Тема нашего урока «Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Садятся.
Проверка д/з
Изучение нового
Подведение итогов
Д/з
- Дома вы учили отрывки из «Песни о вещем Олеге». Давайте проверим.
А.С.Пушкин обращался не только к событиям, произошедшим в давние времена, но и к историческим событиям, которые были не так давно. В начале 30 годов 19 века после недавнего кровавого бунта Пушкин начинает изучать архивные материалы. Он обращался с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве, к разным людям. Сначала Пушкин работал над историческим произведением. Он посетил места, где произошли главные события эпохи, общался уже с престарелыми очевидцами. Прежде всего писатель выяснил причину пугачевщины. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Поиск героя продолжается. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина - 19-летний юноша. Но и это было отвергнуто. Наконец появляется герой, который станет окончательным - Гринев. Вместе с этим героем в ходе работы пройдем путь испытаний и ошибок, побед путем познания истины постижения мудрости, любви и милосердия.
- Какой эпиграф дается к повести в общем?
- Как вы думаете, почему именно такой эпиграф дал Пушкин?
- Эпиграфом к 1 главе служат какие слова?
- Как автор дает ответ на этот вопрос, что мы узнаем об отце главного героя?
- С какой целью автор дает характеристику отца?
- Что рассказывает о своем детстве Петр Гринев?
- Почему отец настоял на том, чтобы сын служил не в гвардии, а в армии. Как Петр отнесся к этому?
- Какое напутствие дал отец Петру?
- Какими чертами наделен образ отца?
- Сумел ли Петр выполнить наставление отца?
- А как характеризует Петра сцена, когда он накричал и унизил Савельича?
- Кем же был для Гринева Савельич?
- Какой эпиграф использует автор ко 2 главе? Почему же именно этот эпиграф вы ответите после анализа главы.
- Эпизод встречи Гринева и вожатого зачитаем по ролям.
- Как отблагодарил Гринев вожатого за помощь?
- Как это характеризует Гринева?
- Какой здесь изображается Пугачев?
- Куда затем приехал Гринев?
- О чем просил отец Гринева своего старого товарища?
- Давайте вернемся к эпиграфу, почему же именно он был подобран к данной главе?
- Если ты честен с людьми, то и к тебе будут также относиться. Какие произведения можно вспомнить?
- Данная повесть наставление молодым.
Не в бороде честь - борода и у козла есть. Всякому своя честь дорога. Не кусок пирога, а честь дорога. Честь чести и на слово верит.
2-3 учащихся читают наизусть
-«Береги честь смолоду».
- Потому что в повести изображается главный герой - Гринев, который сохранил свою честь, не смотря ни на что.
- «Да кто его отец»?
- Отец служил при графе Минихе, вышел в отставку премьер-майором, жил в деревне, женился на дочери бедного дворянина (стр. 121, 3 абзац).
- Дети всегда похожи на своих родителей, чтобы показать, что Петр во многом пошел по стопам отца.
- С детства был записан в Семеновский полк сержантом. С 5 лет отдан на руки Савельичу, учился у него грамоте. Был выписан мосье Бопре, потом выгнан. Петруша играл с мальчишками, ползал на голубятню. Никаких нормальных занятий не имел, жил «недорослем» (стр.121-123).
- Чтобы он действительно служил, а не кутил в Петербурге. Все надежды его были порушены, но он смерился с волей отца.
- «Служи, кому присягнешь, слушайся начальников, береги платье снову, а честь смолоду».
- Он мудрый, строгий, глава семьи, имеет заслуги перед отечеством.
- Да, он ни разу не изменил своей чести, в любых ситуациях был честным и справедливым, ни под кого не прогибался.
- Как легкомысленного, избалованного ребенка.
- Он был не его слуга, а друг, почти отец.
- Старинная песня.
2 человека читают по ролям
(стр. 132).
- Отдал заячий тулуп.
- Как человека который ценит помощь, не забывает о ней, не жалеет ничего.
- Хладнокровный (стр. 132 5 абзац), сметливый и тонкое чутье (6 абзац), знает поговорки (8 абзац), мудрый.
- В Оренбург.
- Держать Петра в ежовых рукавицах.
- Потому что ПГ уехал из дома в незнакомую сторону, сам неосознавая того, что будет.