Конспект урока на тему «Честь и справедливость в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Данный конспект по литературе на тему «Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Цель: формировать умения учащихся пообразного анализа. Задачи: 1)                ознакомить учащихся с историей создания повести; 2)                развить умение анализировать художественные образы, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, характеристики главных героев, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развит речь; 3)                сформировать отношение учащихся к чести, спр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Камышловский педагогический колледж»








Конспект урока литературы в 8 классе

«Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»


Специальность 050301 Русский язык и литература





Составитель:

Григорьева А. А.,

студентка 5 «р» группы

Преподаватель: Мартьянова И. А.

Методист: Касьянова А. В.






Камышлов, 2010

Конспект урока литературы в 8 классе по теме

«Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

Цель: формировать умения учащихся пообразного анализа.

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с историей создания повести;

  2. развить умение анализировать художественные образы, развить мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения посредством формулирования выводов, характеристики главных героев, развить мышление (словесно - логическое), память (произвольную) посредством формулирования выводов, развит речь;

  3. сформировать отношение учащихся к чести, справедливости.

Тип урока: изучение нового.

Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Орг. Момент

2

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня я проведу у вас урок литературы. Тема нашего урока «Честь и справедливость в произведении А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

Садятся.

Проверка д/з












Изучение нового



















Подведение итогов



Д/з















































- Дома вы учили отрывки из «Песни о вещем Олеге». Давайте проверим.

А.С.Пушкин обращался не только к событиям, произошедшим в давние времена, но и к историческим событиям, которые были не так давно. В начале 30 годов 19 века после недавнего кровавого бунта Пушкин начинает изучать архивные материалы. Он обращался с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве, к разным людям. Сначала Пушкин работал над историческим произведением. Он посетил места, где произошли главные события эпохи, общался уже с престарелыми очевидцами. Прежде всего писатель выяснил причину пугачевщины. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Поиск героя продолжается. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина - 19-летний юноша. Но и это было отвергнуто. Наконец появляется герой, который станет окончательным - Гринев. Вместе с этим героем в ходе работы пройдем путь испытаний и ошибок, побед путем познания истины постижения мудрости, любви и милосердия.

- Какой эпиграф дается к повести в общем?

- Как вы думаете, почему именно такой эпиграф дал Пушкин?

- Эпиграфом к 1 главе служат какие слова?

- Как автор дает ответ на этот вопрос, что мы узнаем об отце главного героя?

- С какой целью автор дает характеристику отца?

- Что рассказывает о своем детстве Петр Гринев?



- Почему отец настоял на том, чтобы сын служил не в гвардии, а в армии. Как Петр отнесся к этому?

- Какое напутствие дал отец Петру?

- Какими чертами наделен образ отца?

- Сумел ли Петр выполнить наставление отца?

- А как характеризует Петра сцена, когда он накричал и унизил Савельича?

- Кем же был для Гринева Савельич?

- Какой эпиграф использует автор ко 2 главе? Почему же именно этот эпиграф вы ответите после анализа главы.

- Эпизод встречи Гринева и вожатого зачитаем по ролям.

- Как отблагодарил Гринев вожатого за помощь?

- Как это характеризует Гринева?

- Какой здесь изображается Пугачев?

- Куда затем приехал Гринев?

- О чем просил отец Гринева своего старого товарища?

- Давайте вернемся к эпиграфу, почему же именно он был подобран к данной главе?

- Если ты честен с людьми, то и к тебе будут также относиться. Какие произведения можно вспомнить?

- Данная повесть наставление молодым.

Не в бороде честь - борода и у козла есть. Всякому своя честь дорога. Не кусок пирога, а честь дорога. Честь чести и на слово верит.


2-3 учащихся читают наизусть












-«Береги честь смолоду».

- Потому что в повести изображается главный герой - Гринев, который сохранил свою честь, не смотря ни на что.

- «Да кто его отец»?

- Отец служил при графе Минихе, вышел в отставку премьер-майором, жил в деревне, женился на дочери бедного дворянина (стр. 121, 3 абзац).

- Дети всегда похожи на своих родителей, чтобы показать, что Петр во многом пошел по стопам отца.

- С детства был записан в Семеновский полк сержантом. С 5 лет отдан на руки Савельичу, учился у него грамоте. Был выписан мосье Бопре, потом выгнан. Петруша играл с мальчишками, ползал на голубятню. Никаких нормальных занятий не имел, жил «недорослем» (стр.121-123).

- Чтобы он действительно служил, а не кутил в Петербурге. Все надежды его были порушены, но он смерился с волей отца.

- «Служи, кому присягнешь, слушайся начальников, береги платье снову, а честь смолоду».

- Он мудрый, строгий, глава семьи, имеет заслуги перед отечеством.

- Да, он ни разу не изменил своей чести, в любых ситуациях был честным и справедливым, ни под кого не прогибался.

- Как легкомысленного, избалованного ребенка.

- Он был не его слуга, а друг, почти отец.

- Старинная песня.


2 человека читают по ролям

(стр. 132).

- Отдал заячий тулуп.

- Как человека который ценит помощь, не забывает о ней, не жалеет ничего.

- Хладнокровный (стр. 132 5 абзац), сметливый и тонкое чутье (6 абзац), знает поговорки (8 абзац), мудрый.

- В Оренбург.

- Держать Петра в ежовых рукавицах.

- Потому что ПГ уехал из дома в незнакомую сторону, сам неосознавая того, что будет.




© 2010-2022