- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи Описание интерьера в разных стилях речи
Урок развития речи Описание интерьера в разных стилях речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пусикова Н.А. |
Дата | 12.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Описание помещения в разных стилях речи.
Цели: овладение умением анализировать тексты - описания помещения в разных стилях, развитие словесно - логического мышления, формирование навыка структурирования информации, способности к формулировке выводов, воспитание взаимоуважения, культуры учебного сотрудничества
Тип урока: урок - исследование
ФОПД: парная
Используемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо
Формируемые УУД: личностные (этап целеполагания и мотивации - стратегия «Верно - неверно - затрудняюсь»); познавательные (этап исследовательской работы с текстами - стратегия «Фишбоун»); коммуникативные (этап работы в парах сменного состава - стратегия «Зигзаг»); рефлексивные (заключительный этап урока, возвращение к стратегии «Фишбоун»).
Стадия «Вызов»
-
Стратегия «Верно - неверно - затрудняюсь»
Утверждение
Верно
Неверно
Затрудняюсь
Описание - это перечисление одновременных признаков предмета
Для описания характерен вопрос «Что делает?»
Для каждого стиля речи существует своя цель и свои языковые средства
Описание бывает только в художественном стиле
Среди видов описания выделяют следующие: портрет, рассказ, пейзаж, натюрморт и др.
Описание внутренней части помещения называют интерьером
Описание помещения можно представить в разных стилях речи
Обсуждение утверждений в парах. Коллективное обсуждение каждой колонки таблицы. Целеполагание урока исходя из содержимого 3 - й колонки (то, что вызывает затруднения, должно стать целью). Запись темы урока исходя из возникшего затруднения.
Стадия «Осмысление»
-
Стратегия «Фиш - боун»
В «голове» рыбы записывается проблема урока: «Описывать помещение можно в разных стилях».
Работа над 1 - м «ребром».
1 - я группа просматривает презентацию «Комната Самсона Вырина», (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель») и отвечает на вопрос:
- Зачем Пушкин так детально описывает картины на стенах комнаты смотрителя?
2 - я группа читает отрывок из повести «Муму» (описание каморки Герасима). Как описание комнаты героя помогает нам понять его самого?
Текст№1:
Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.
Текст №2:
Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.
Выводы:
1 ребро: художественный стиль - 1). описание интерьера как приём характеристики героя
2). описание интерьера как сюжетный элемент (готовит читателя к дальнейшему развитию событий)
-
Стратегия «Зигзаг»
Класс разбивается на 2 группы. Каждой группе даётся по 2 одинаковых текста - описания интерьера (1 - в официально - деловом стиле, 2 - в разговорном)
1 группа «Стилисты» - определяют стиль каждого текста (его языковые особенности, жанр)
2 группа «Аналитики» - готовят информацию, где, в каких ситуациях использовался данный текст и с какой целью.
Затем участники групп меняются, т.е. получаются «смешанные» группы, в которых есть и «стилисты» и «аналитики». Задача «смешанных» групп - соотнести имеющиеся у них выводы.
Вывод делается в каждой группе по форме: Данное описание относится к …………. стилю, потому что……………………………… . Этот текст можно использовать (где?) …………………………….. (зачем?), чтобы…………………………………………. .
Текст №1.
Продаю 1 - комнатную квартиру улучшенной планировки. Общая площадь - 47 кв. метров, 3 этаж. В хорошем состоянии, косметический ремонт. Новые межкомнатные двери, пластиковые окна. Отличный вид на Волгу. Цена договорная.
Тел. 2-22-22 (дом.) Звонить после 18.00. Лена.
Текст №2.
- Ну что, ремонт уже закончили?
- Почти.
- Ну и как?
- Получилось здорово. Пол выложили паркетом орехового цвета. Стены покрасили в один тон.
- Какой?
- Бежевый, говорят, сейчас модно. А на стенах сделали орнамент в виде цветов и узоров.
- А двери?
- Двери сняли, а перегородку сломали. По - моему, так комната выглядит больше и просторнее. И ещё на задней стене поместили огромное зеркало. В общем, приходи, всё увидишь сама.
Стадия «Рефлексия»
Возвращение к «Фиш - боун». Обсуждение результатов работы «смешанных групп». Заполнение 2 и 3 ребра рыбы.
2 ребро: официально - деловой стиль - точное описание помещения с целью его продажи (обмена)
3 ребро: разговорный стиль - передача личных впечатлений, чувств, эмоций от помещения.
Затем подводится итог урока - заполняется «хвост» рыбы» (Выбирая определённый стиль описания помещения, мы преследуем разные цели; для разных жизненных ситуаций мы используем разные стили описания помещения)
Домашнее задание: описать свою комнату в любом стиле (на выбор)