Урок развития речи Описание интерьера в разных стилях речи

Данный урок спроектирован по технологии развития критического мышления, в частности демонстрирует эффективность реализации таких инновационных стратегий, как "Фиш - боун", "Зигзаг", позволяющих учителю организовать работу в парах сменного состава. Урок полностью отвечает современным требованиям, ведущая роль отводится активной поисковой детяльености учащихся. Содержание учебного материала подобрано так, чтобы учащиеся осознавали практическую значимость исследуемой темы, возможность применения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание помещения в разных стилях речи.

Цели: овладение умением анализировать тексты - описания помещения в разных стилях, развитие словесно - логического мышления, формирование навыка структурирования информации, способности к формулировке выводов, воспитание взаимоуважения, культуры учебного сотрудничества

Тип урока: урок - исследование

ФОПД: парная

Используемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо

Формируемые УУД: личностные (этап целеполагания и мотивации - стратегия «Верно - неверно - затрудняюсь»); познавательные (этап исследовательской работы с текстами - стратегия «Фишбоун»); коммуникативные (этап работы в парах сменного состава - стратегия «Зигзаг»); рефлексивные (заключительный этап урока, возвращение к стратегии «Фишбоун»).



Стадия «Вызов»

  1. Стратегия «Верно - неверно - затрудняюсь»

Утверждение

Верно

Неверно

Затрудняюсь

Описание - это перечисление одновременных признаков предмета

Для описания характерен вопрос «Что делает?»

Для каждого стиля речи существует своя цель и свои языковые средства

Описание бывает только в художественном стиле

Среди видов описания выделяют следующие: портрет, рассказ, пейзаж, натюрморт и др.

Описание внутренней части помещения называют интерьером

Описание помещения можно представить в разных стилях речи



Обсуждение утверждений в парах. Коллективное обсуждение каждой колонки таблицы. Целеполагание урока исходя из содержимого 3 - й колонки (то, что вызывает затруднения, должно стать целью). Запись темы урока исходя из возникшего затруднения.

Стадия «Осмысление»

  1. Стратегия «Фиш - боун»

Урок развития речи Описание интерьера в разных стилях речи

В «голове» рыбы записывается проблема урока: «Описывать помещение можно в разных стилях».

Работа над 1 - м «ребром».

1 - я группа просматривает презентацию «Комната Самсона Вырина», (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель») и отвечает на вопрос:

- Зачем Пушкин так детально описывает картины на стенах комнаты смотрителя?

2 - я группа читает отрывок из повести «Муму» (описание каморки Герасима). Как описание комнаты героя помогает нам понять его самого?

Текст№1:

Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это доныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.

Текст №2:

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется.

Выводы:

1 ребро: художественный стиль - 1). описание интерьера как приём характеристики героя

2). описание интерьера как сюжетный элемент (готовит читателя к дальнейшему развитию событий)

  1. Стратегия «Зигзаг»

Класс разбивается на 2 группы. Каждой группе даётся по 2 одинаковых текста - описания интерьера (1 - в официально - деловом стиле, 2 - в разговорном)

1 группа «Стилисты» - определяют стиль каждого текста (его языковые особенности, жанр)

2 группа «Аналитики» - готовят информацию, где, в каких ситуациях использовался данный текст и с какой целью.

Затем участники групп меняются, т.е. получаются «смешанные» группы, в которых есть и «стилисты» и «аналитики». Задача «смешанных» групп - соотнести имеющиеся у них выводы.

Вывод делается в каждой группе по форме: Данное описание относится к …………. стилю, потому что……………………………… . Этот текст можно использовать (где?) …………………………….. (зачем?), чтобы…………………………………………. .

Текст №1.

Продаю 1 - комнатную квартиру улучшенной планировки. Общая площадь - 47 кв. метров, 3 этаж. В хорошем состоянии, косметический ремонт. Новые межкомнатные двери, пластиковые окна. Отличный вид на Волгу. Цена договорная.

Тел. 2-22-22 (дом.) Звонить после 18.00. Лена.

Текст №2.

- Ну что, ремонт уже закончили?

- Почти.

- Ну и как?

- Получилось здорово. Пол выложили паркетом орехового цвета. Стены покрасили в один тон.

- Какой?

- Бежевый, говорят, сейчас модно. А на стенах сделали орнамент в виде цветов и узоров.

- А двери?

- Двери сняли, а перегородку сломали. По - моему, так комната выглядит больше и просторнее. И ещё на задней стене поместили огромное зеркало. В общем, приходи, всё увидишь сама.

Стадия «Рефлексия»

Возвращение к «Фиш - боун». Обсуждение результатов работы «смешанных групп». Заполнение 2 и 3 ребра рыбы.

2 ребро: официально - деловой стиль - точное описание помещения с целью его продажи (обмена)

3 ребро: разговорный стиль - передача личных впечатлений, чувств, эмоций от помещения.

Затем подводится итог урока - заполняется «хвост» рыбы» (Выбирая определённый стиль описания помещения, мы преследуем разные цели; для разных жизненных ситуаций мы используем разные стили описания помещения)

Домашнее задание: описать свою комнату в любом стиле (на выбор)

© 2010-2022