Опыт работы учителя русского языка

Данная методическая разработка знакомит с опытом развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка.   Цель работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка, помочь учителю разнообразить структуру уроков и методы работы,  научить учащихся действовать творчески и самостоятельно. Автор работы: Валентина Емельяновна  Полуляхова – учитель – методист Введенского УВК «ООШ  І-ІІІ ст.- ДУЗ ( детский сад)» Саратск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Полуляхова В.О.




Развитие творческих способностей

учащихся на уроках русского языка

Опыт работы учителя русского языкаОпыт работы учителя русского языкаОпыт работы учителя русского языка

Методическая разработка

для учителей и учащихся

общеобразовательных учебных заведений

учителя русского языка и литературы

Введенского УВК

«ООШ І-ІІІст. - ДУЗ (детский сад)»

Полуляховой Валентины Емельяновны

2013 г.


Данная методическая разработка знакомит с опытом развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Цель работы: предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка, помочь учителю разнообразить структуру уроков и методы работы, научить учащихся действовать творчески и самостоятельно.



Автор работы:

Валентина Емельяновна Полуляхова - учитель - методист Введенского УВК «ООШ І-ІІІ ст.- ДУЗ ( детский сад)» Саратской райгосадминистрации Одесской области.




Содержание:

I.Введение.

II.Основная часть:

  1. Психологическое обоснование.

  2. Методико-педагогическое обоснование темы.

  3. Основные приёмы развития творческих способностей учащихся.

  4. Уроки развития речи.

  5. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческого потенциала.

ІV. Заключение

V. Список литературы

VI. Приложения:

Приложение 1. Рабочая тетрадь по русскому языку. Лексика. 5 класс

Приложение 2. Конспект урока русского языка в 7 классе «Обобщение и

систематизация изученного по теме «Глагол».

Приложение 3. Конспект урок русского языка в 6 классе

«Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах

существительных»







Введение.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую "изюминку" в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс.

Актуальность выбранной темы - снижение интереса к предмету,

общей культуры учащихся, грамотности.

Цель работы - предложить педагогические находки для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Теоретическая значимость определяется обоснованием правомерности использования креативного подхода на уроках русского языка.

Практическая значимость заключается в том, что материалы методической разработки могут быть использованы в качестве дидактического материала при обучении учащихся.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы, учебно-методических пособий, относящихся к исследуемой проблеме; наблюдение за деятельностью учащихся на уроках

русского языка.

В своей работе я опиралась на научные выводы автора многочисленных работ по педагогике В.А.Сухомлинского, который считает, что творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Мне также близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником.

Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Чему я хочу научить своих учеников? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока - это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, не боящийся мыслить. В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.

Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Кто-то скажет, вершинные творения в истории человечества - явления далеко не массовые. Но как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с определением "творческий человек", "творческая личность", "творческий подход к делу". Л.С. Выготский утверждал: "…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека". И наверное, стоит согласиться с популярным сейчас в психологии мнением о том, что "любой человек, обладающий интеллектом выше среднего и некоторыми определенными навыками, может создать даже великое произведение"2. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности - первостепенная задача современной школы.

Чтобы достигнуть поставленной цели, очень важно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Поэтому мой опыт преподавания в школе - это прежде всего поиск таких методов работы.




___

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»,1997, с.6

2Халпнер Д. Психология критического мышления, Питер. 2000, с.453

II. Основная часть

1. Психологическое обоснование.

Творчество - далеко не новый предмет для изучения. Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах ученые: Б.М.Теплов, Р.С.Немов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, Я.А.Пономарёв и многие другие.

Особенностям становления личности подростка, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы Н.С. Лейтеса,

И.Ю. Кулагиной, Р.С. Немова, Л.С.Выготского.

Разные ученые по-разному определяют творчество. По мнению известных американских психологов Дороти Сиск и Сандры Кейплан творчество это:

- социальное явление, связанное с преобразованием мира;

- процесс, направленный на открытие мира и самого себя;

- преобразующая деятельность, в результате которой создается новое и одновременно ценное; ключевое слово - новизна.

Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство.

Учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности, поэтому учителю необходимо уметь организовать такую деятельность, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию своей креативности (творческих способностей).

В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество - это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.

Все теории творчества, отличаясь по сути, пропагандируют одну основную идею: творчеству обучать можно и нужно, необходимо развивать творческие способности.

Среди разных видов способностей психологи выделяют творческие. Под творческими способностями они понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.

Творчество (или креативность) - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. В Философском словаре дается следующее определение творчества: "Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности".

Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:

______

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981


  1. Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.

  2. Второй тип способностей - аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.

  3. Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.

Рассматривая развитие способностей, психологи отмечают, что оно обусловлено 3 фактами:

- средой жизнедеятельности;

- социальными формами деятельности;

- индивидуальными особенностями личности.

Психологи убеждены, что каждый человек к чему-то и в какой-то мере способен. Наша психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретенного в способностях. Выделяются творческие способности 2 типов: актуальные (те, которые могут проявиться в какой-либо определенный момент, когда ребенок может

что-то придумать, нарисовать, сочинить или принять оригинальное решение проблемы) и потенциальные (те, которые заложены природой в личностном потенциале ребенка и которые до определенного времени не раскрыты).

Моя задача - помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:

  • Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении.

  • Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.

  • Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.

  • Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если мнение расходится с общепринятым.

  • Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.

  • Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество - это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

5. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

2. Методико-педагогическое обоснование темы

По проблеме творческого развития учащихся есть также и педагогические исследования. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников - это вооружение их умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее самому. Это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами; способностей переноса знаний и действий в нестандартную ситуацию или создания нового способа действий.

Сухомлинский писал: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».1 Уроки русского языка и литературы прежде всего требуют атмосферы креативности, так как акт постижения искусства немыслим без личностного включения, без творческой направленности. Эти уроки позволяют развивать творческие способности - создаётся новое, личностное, преображенное, своё.

Обучаясь русскому языку и литературе, школьники овладевают необходимым лингвистическим минимумом и адекватными этим знаниям умениями. Согласно последним исследованиям дидактов, уровни знаний и умений являются низшими в развитии ребенка. К высшим уровням специалисты относят личностное отношение к предмету и опыт творческой деятельности.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в учебном процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, упражнений и т.п.

Однако он не принимает участие в творческом поиске путей решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает опыта такового поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специального опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускники средней школы, успешно овладевшие материалом школьной программы, не справляются с вузовскими конкурсными заданиями, которые требуют нестандартного подхода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих учеников. Для решения ряда проблем приходится рассматривать традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения.

Вместе с тем, очевидно, что проблема развития творческого потенциала личности, творческих способностей, творческого мышления весьма актуальна.
В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.
Теоретические концепции креативности, выдвинутые в середине XX века американскими учеными и получившие свое развитие и обоснование в отечественной науке, имеют важное значение для современной педагогической практики. Мы сталкиваемся с проблемой нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы творческих детей, с невниманием педагогов к процессу становления творческого стиля мышления.
Именно этими проблемами вызван интерес к заявленной теме.

3. Основные приёмы развития творческих способностей учащихся

Если ученик в школе не научился сам творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать…

Л.Н.Толстой

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно является целеустремлённым, упорным, напряжённым трудом, которое требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Креативность характеризуется как форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

Более чем за двадцать пять лет работы в школе я убедилась, что для формирования и развития творческих способностей ученика необходимы:

- создание у ребёнка уверенности в своих силах;

- создание соответствующего психологического климата;

- соблюдение принципа «право на ошибку»;

- учёт динамики успехов каждого ученика;

- оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы в образовательном процессе.

На уроках русского языка для развития творческих способностей учащихся использую следующие методы и приёмы: метод « открытий», метод диалогичности, метод сравнения, метод «погружения», метод исследования.

Удовлетворять запрос ребёнка, «работать» на его интерес и успех считаю главным в образовательном процессе.

Для успешной деятельности по развитию познавательной активности и творческих способностей учащихся необходимы следующие критерии:

  1. желание учителя и ученика работать творчески;

  2. самостоятельность;

  3. поиск и перебор возможных вариантов движения к цели;

  4. создание в процессе движения нового продукта.

Уроки русского языка, прежде всего, должны быть направлены на формирование и совершенствование навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умении строить высказывания на любую тему и четко, логически верно излагать свои мысли. Значительную роль при этом играют не только разнообразные учебные упражнения, но и задания творческого характера. Нельзя предварительно не сказать о том, что cоответственно методам и приемам применяются и технологии - игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая. Приоритетной нет, потому что преподавание русского языка подразумевает работу с комплексом технологий, с элементами их, что, на мой взгляд, является наиболее результативным, нежели зацикливание на какой-то одной. В таком случае дети могут, например, в совершенстве овладеть технологией решения проблемных ситуаций или написания исследовательских работ, а творческие работы будут, что называется, западать.

Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом :

1) Игра. 2) Использование ИКТ. 3) Исследовательская деятельность.

4) Творческие работы.

1) Игра.
Игра - это форма познания мира. Благодаря активной и раскрепощенной мыслительной и речевой деятельности у ребенка вырабатываются такие качества личности, как самостоятельность мышления и творческая инициатива. Общение в диалоге-игре максимально приближено к реальным, естественным речевым ситуациям, а это способствует формированию навыков спонтанной устной речи.
«Соедините Духовность и Игру, а проще - учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу» , - писал известнейший педагог Е.Н. Ильин.
В отличие от детской игры, для учебной игры очень важен результат. Поэтому я считаю, что ожидаемый результат и решаемые дидактические задачи не должны быть очевидны ученикам. Пусть для них игра остается игрой, приятной паузой во время урока, способом переключиться на другой вид деятельности. А учитель, устанавливая правила игры, будет оценивать не только процесс, но и результат, сравнивая его с ожидаемым.

______

Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

На уроках русского языка могут быть предложены различные лингвистические игры. Это могут быть деловые и ролевые игры, конкурсы (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?»),игры со словами (метаграммы, шарады, анаграммы) и другие задания с элементами занимательности.

Все игровые элементы я поделила на несколько групп:

Дидактические игры.

«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

«Корректор». Исправьте речевые ошибки.

«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

«Вратарь». Класс диктует стоящему у доски ученику слова на определенное правило. Написал неправильно - получи «гол».

«Корреспондент». Берем интервью у соседа по парте и оформляем в тетради.

«Кредит доверия».
В некоторых случаях ставлю отметку "в кредит". Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Интерактивные приемы: забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, ассоциации, игра в эпитеты и сравнения.


Ситуационные игры:

«Взрыв интеллекта». На уроках не должен возникать рефлекс типа: ученик ответил, напряжение спало, и он отключился от урока. Поэтому я использую различные формы опроса. Одним из эффективных считаю неожиданный блицопрос: он показывает реальные знания учащихся; система таких вопросов формирует в учащемся способность быстро мобилизовать имеющиеся знания, умения, навыки; держит ученика в постоянной интеллектуальной готовности, что потом пригодится в ситуации экзамена.

«Доверяй, но проверяй». Иногда я допускаю ошибки (речевые в диктанте, фактические и логические в различных утверждениях). Задача класса - найти и исправить. В результате развивается внимание, дети учатся критически оценивать преподносимую информацию. Конечно, надо заранее предупредить о возможности ошибки.

«Автор»
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрирова-ли эту тему? И т.д.

«Спасатели». Отвечающему ученику (особенно слабому) на уроке помогает не учитель , а «консультант-спасатель». Получается, что ребята отвечают вдвоем или даже втроем. Благодаря этому способу вырабатывается чувство коллективизма, ребята находятся в постоянном интеллектуальном напряжении, готовы помочь.

«Сам себе режиссер». При отработке какой-либо темы на уроках я прошу ребят составить дома диктанты на изучаемое правило или же по цепочке записываем интересующие слова на одном листе, затем один из учеников диктует. Проверяют такие работы наиболее сильные ученики.

Результативность игровой технологии: приобретение конкретных практических навыков, закрепление их, перевод знаний в опыт, пробуждение интереса к урокам русского языка, выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приемов и форм работы, развитие памяти детей, внимания, сообразительности, общего кругозора.

2) Использование ИКТ.

Формы работы:

1. Создание презентаций на заданную тему.

2. Работа с презентациями на уроке при объяснении нового материала.

3. Поиск и отбор материала в Интернете.

4. Создание текстовых файлов.

5. Просмотр фильмов и роликов.

6. Сдача конспектов и рефератов через электронную почту с последующим обсуждением на уроке.

Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Результативность: увеличивается скорость овладения учебным материалом; при составлении презентаций, фильмов, рефератов развивается творческая активность; в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности .

3)Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность (ИД) учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова являются девизом моих уроков. Ценность ИД в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Принципы организации исследовательской деятельности, которыми я руководствуюсь в своей деятельности:

  1. Учащиеся сталкиваются с новыми (необычными, парадоксальными) явлениями, идеями прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке.

  2. Учащиеся самостоятельно постигают учебные понятия, а не получают их в готовом виде.

  3. При изучении учебного материала создаются ситуации, которые предоставляют учащимся возможность самостоятельно обнаруживать эти понятия и исследовать их на предлагаемых примерах.

  4. Для изучения правила учащихся следует ознакомить с примерами, из которых это правило можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем

  5. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он получил в ходе исследования.

На учебных занятиях в силу экономии времени можно провожу лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка в 6 классе по теме «Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах существительных»

( ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. Такие же мини-исследования можно предлагать способным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой, считаю, можно лишь во внеурочное время.

Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является метод проектов. Выполненный проект дети представляют в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, презентация, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.

4) Творческие работы.

На уроках русского языка я использую различные виды творческих заданий.

Творческое чтение

На подготовительном этапе использую просмотровое чтение. Перед чтением текста предлагаю учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее использую прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее прошу пересказать по маркированному.

Кроме того, что этот прием незаменимо действует при работе с лингвистическими текстами, также успешно его используем при составлении плана любого текста, при обучении написанию изложения.

Творческие диктанты

Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант. Творческий диктант - одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению. Особенно эффективен этот вид работы в 5-7 классе, где изучается большое количество орфограмм.

Например, такие диктанты я использую на уроках повторения и обобщения материала.

Тема: "Правописание букв ё - о после шипящих".

Заменить словосочетания одним словом - синонимом, в котором есть данная орфограмма.

1.Мельничный круг для размола зерна (жернов) 2. Водитель машины (шофер). 3. Место соединения сшитых кусков ткани (шов). 4. Тихая речь (шепот). 5. Плод дуба (желудь). 6. Глухой звук от трения предметов друг о друга (шорох). 7. Тонкая веревка (бечевка). 8. Откидной головной убор, пришитый к воротнику верхней одежды (капюшон). 9. Цвет лепестков подсолнуха (желтый). 10. Трудный день (тяжелый). 11. Вчерашний хлеб (черствый).

Творческие диктанты развивают самостоятельность учащихся, их речь и служат средством повторения правописания словарных слов, работая с которыми, ребята учатся устанавливать ситуативные связи между предметами.

Им предлагаются такие задания:

  • составьте как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Постарайтесь, чтобы вопросы были необычными.

Например: сапоги - заяц

- Сколько нужно износить сапог, чтобы поймать одного зайца?

- Сколько сапог может износить заяц за свою жизнь?

- Сумеет ли заяц надеть сапоги на свои лапки?

- Сколько понадобится зайцу времени, чтобы заработать денег для покупки сапог?

  • придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события:

- Ученик уронил карандаш на пол…

- Учитель открыл классный журнал…

Творческие диктанты по картине помогают учащимся овладеть навыками описания изображённого на картине, воспитывают внимание к слову и подготавливают учащихся к сочинениям по картине.

Творческий диктант с заменами.

Во время выполнения этих диктантов обучающиеся заменяют одну грамматическую форму, категорию, конструкцию другой, таким образом реализуя компетентности решения проблемы, поставленной языковой задачи.

Обучающимся предлагается заменить в тексте глаголы прошедшего времени на настоящее. Выполняя данное задание, ученики не только должны найти глаголы, но и суметь правильно поставить их в нужную форму, помня о правописании личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Например, предлагается такой текст диктанта. Гроза наступала. Рокотал гром, хлестал дождь. Мы пробовали укрыться и молча терпели капризы погоды. Молния на мгновение озаряла все. И снова наступала темнота.

Запись ученика: Гроза наступает. Рокочет гром, хлещет дождь. Мы укрываемся и терпим все капризы природы. Молния на мгновение озаряет все. И снова наступает темнота.

Этот вид творческого диктанта удачно используется при обучении многим разделам курса русского языка: фразеологии, правописании приставок ПРЕ - ПРИ, чередующихся приставок на З-С,правописании уменьшительно-ласкательных суффиксов, правописания глаголов повелительного наклонения и т. д.

Например, при изучении одной из самых трудных для детей тем «Правописание глаголов повелительного наклонения» дается текст «Завтрак» Кусочек хлеба нарезать на два ломтика, намазать маслом, положить сверху ломтик сыра, украсить зеленью и подавать с кофе или чаем. ( Кусочек хлеба нарежьте на два ломтика, положите сверху ломтик сыра, намажьте маслом, украсьте зеленью и подавайте с кофе или чаем).

Творческий диктант с заменой слов идиомами или другими меткими выражениями.


Задание: запишите текст, и там, где возможно замените наречия фразеологизмами.

Лыжная прогулка.


Одноклассники собрались на лыжную вылазку. Оля надевает лыжи, спешит. Вдруг оторвался ремень. Девочка, волнуясь, торопливо привязывает ремешок. Наконец, она становится на лыжи, но к назначенному сроку в условленном месте опаздывает. Друзей нигде нет.

Оля движется к лесочку. Вдруг слева совершенно неожиданно скатывается Миша. Он говорит, что надо бежать как можно быстрее, чтобы догнать всех.

Путь лежит через лес, поле. Запыхавшись, ребята догоняют всю компанию. Это тебе урок, - говорит Лиза, - нельзя задерживаться из-за одного человека.

Слова для справки: семеро одного не ждут, не переводя духа, на скорую руку, и след простыл, как снег на голову, во все лопатки.

Творческие диктанты требуют применения знаний в новых условиях и с новыми целями, поэтому использование их очень эффективно.

Д.Н. Богоявленский, изучив вопрос о связи орфографии и творческого письма, пришел к выводу, что данный вид работы вооружает учеников как речевыми, так и орфографическими умениями: учащиеся при написании творческого диктанта проходят «через этап "совмещения" двух задач: выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы»1.

Таким образом, творческий диктант - одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи - с другой.

Немой диктант.

"Немой" диктант: ребята записывают слова, соответствующие изображениям на слайдах. В конце работы проводится самопроверка. Подобный вид работы помогает не только аудиалам, но и визуалам запомнить трудные для написания слова.

Опыт работы учителя русского языка

Пиктографический диктант

Л.Н.Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их» 2.

Нестандартные задания - понятие очень широкое. Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь с творческой деятельностью. Например, пиктографический диктант.

_____

1 Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966. С. 97.

2Толстой Л. Воспитание и образование. bookmate.com/books/tTSGJFfe

Опыт работы учителя русского языка

Как из лейки дождик льёт.

Под ёлкой спрятался енот.

Опыт работы учителя русского языка

Ребята, вперёд! Ребята, давайте! Ребята, на поле не засыпайте!

Пиктографические диктанты - это только часть работы по использованию пиктографии при изучении орфографии в школе. Очень часто хочется как-то упростить материал, дать учащимся в более доступной форме. Для этого мною выбрана методика изучения языка при помощи пиктографии (рисуночного письма).

Примерные темы.

1.Чередование гласных Е и И в корнях

Мер/мир

Дер/дир

Тер/тир

Пер/пир

Бер/бир

Стел/стил

Опыт работы учителя русского языка

Правило: В корне пишется И, если после корня стоит суффикс А.Это правило можно изобразить так:

-Что говорит ослик ИА?

- Конечно, ИА.

Учащимся нужно объяснить, что ИА здесь выступает как неделимое сочетание.

Для проверки эффективности можно провести словарный диктант до и после применения этой методики.

Словарный диктант: сдирать, перебирать, замирать, стереть, постелить, расстилать, заберу.

2.Гласные О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

Правило:

Под ударением в суффиксах существительных после шипящих и Ц, и в окончаниях прилагательных пишется О, без ударения- Е.

На что похожи суффикс и окончание вместе взятые. Не надо забывать и об ударении.


Возможный рисунок

Опыт работы учителя русского языка

Учащиеся объясняют рисунок: на домик падает капля дождя (это ударение), или какой-нибудь предмет, и в доме люди испугались и кричат: «О-о!»

А на этот дом ничего не падает, погода отличная и люди радуются и говорят: «ЕЗ!», как по- английски.

Опыт работы учителя русского языка

Словарный диктант.

Маленькая собачонка, увидел борцов, реченька, под крышей, играю с товарищем, девчонка, шалашом, доволен пищей, под крыльцом, синицей.


  1. Правописание суффиксов ОВА/ЕВА и ЫВА\ИВА в глаголах.

Правило: в глаголах пишется суффикс ОВА/ЕВА ,когда он выпадает при постановке глагола в 1 лицо настоящее время. Например: командовать- командую, завидовать - завидую, обрадоваться- обрадуюсь.

Когда при изменении суффикс не выпадает, то пишется ЫВА/ИВА. Например: обманывать- обманываю, разговаривать- разговариваю.

Это правило можно запомнить при помощи ассоциации и пиктографии.

Опыт работы учителя русского языка

ОВА /ЕВА улетают в Облака, А ЫВА\ИВА остаются

Словарный диктант.

Командовать, заигрывать, забывать, подбадривать, рапортовать, смешивать, похлопывать.

Предлагаемый метод довольно прост: сначала дети используют рисунки, предложенные учителем, а затем придумывают сами, как "оживить" то или иное правило. Такие задания, направленные на иллюстрацию правил, увлекают учащихся, вызывают у них живейший интерес, стимулируют их творческие способности и способствуют повышению грамотности.

Наиболее удачные рисунки использую для пополнения фонда самодельных пособий.

Использование на уроках игровых элементов - решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов и загадок и т.п. - также помогает активизировать творческие способности учащихся. Особенно оправдана игра в 5-6 классах, где в силу психологических особенностей дети охотно включаются в игру, не боятся фантазировать и чувствуют себя более уверенно.

Многие упражнения по русскому языку предполагают если не объемную творческую работу, то отдельные элементы детского творчества. Автор книги "Первые встречи с искусством" А.Д. Артоболевская называет это "творчеством по заданию" и утверждает, что такая работа необходима как первый, начальный этап, первая ступенька к индивидуальному творчеству. Я вполне с ней согласна и использую "творчество по заданию" при изучении самых разных тем. Например, тема «Причастный оборот» в 7 классе:

«Найдите и исправьте речевые ошибки. В 1, 2 и 3 предложениях поместите причастный оборот до определяемого слова, в 4 и 6 - после.

1. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 2. Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и поляну. 3. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 4. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 5. Молчаливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разливаются наполняемые реки талой водой».

В старших классах формы творческих работ, безусловно, должны усложняться. Например, в 11 классе при изучении темы «Лексические нормы русского языка» можно предложить учащимся задание:

Определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами».

Сферы жизни общества

Новая лексика

  1. Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и регионального управления.

Губернатор …


  1. Открытое экономическое и культурное сотрудничество с другими странами:

    • совершенствование средств коммуникации;

    • изменение банковской системы;

    • интеграция массовой культуры

ноутбук, …

маклер, …

шоумен,

«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь, клип, дилер, мэр, дискета, импичмент, мюзикл, пацифизм, бартер, принтер, электорат, брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура, менталитет, пейджер, терминал, муниципалитет, спикер, бизнесмен, монитор, менеджмент, приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».

Способствуют развитию воображения и задания, обращенные к этимологии слова. Они заставляют ребенка задуматься над новым или давно знакомым словом и увидеть в его происхождении новые смысловые связи. Привычка «останавливаться» и «всматриваться» в слово позволяют совершенствовать навыки морфемного, словообразовательного и семантического анализа слов.
Творческая деятельность обучающихся открывает большие возможности по воспитанию и развитию личности школьников, формированию у них креативной компетенции, поддержанию устойчивого интереса к предмету. Креативная образовательная среда является результативной, так как обеспечивает высокое качество усвоения знаний, творческих способностей школьников, воспитание активной личности, развитие универсальных учебных действий, здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний. Для учеников это «учение с увлечением».

3. Уроки развития речи.

Основная задача на уроках русского языка - обучение умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для выражения своих мыслей. На своих уроках я стараюсь в каждом ребенке развить способность владеть словом, понимать слово, рассматривать его с разных сторон. Как можно чаще ставлю детей в позицию автора, даю возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции.

Всю работу по активизации творческого потенциала учащихся на уроках развития речи можно систематизировать, объединив уроки в следующие группы:

1. Творческие изложения

Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. К текстам изложений задаю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.

Использую разные виды изложений: обучающие и контрольные, подробные и сжатые, выборочные и творческие, с элементами описания и с грамматическими заданиями - и все они представляют огромное поле деятельности как учащихся, так и учителя.

Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, я выбрала следующий алгоритм обучения изложению:

  • начинай активно слушать с первого чтения текста учителем;

  • слова памятки каждого предложения записывай;

  • между предложениями делай промежуток в две строчки для дополнений;

  • окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие у тебя при чтении текста;

  • помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

  • из слов составь все предложения;- активно слушай второе чтение текста учителем, вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

  • закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Творческие изложения способствуют закреплению знаний учащихся по русскому языку, обогащению словарного запаса и развитию коммуникативно-творческих навыков учащихся.

2. Сочинения.

Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа - темы творческие, написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных знаний. На своих уроках предпочтение отдаю именно второй группе, так как творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы, которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление. Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе.

«Один день из жизни школьного портфеля», « Интервью с моим дневником», «Репортаж из аквариума в моей комнате», «О чём рассказала бабушкина варежка» «Монолог перегоревшей лампочки (старого водопроводного крана, компьютера и т.д.)» - богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: дети «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы. Ребятам нравятся такие уроки творчества.

К самостоятельному применению усваиваемых знаний, умений, навыков в работах творческого характера готовлю учащихся постепенно,

планомерно, с учётом их возрастных особенностей и подготовленности.

Самостоятельному составлению, например, сочинений, требующих от школьников свободного письменного изложения своих мыслей, предшествует предварительное выполнение ими многочисленных упражнений, в которых количество элементов самостоятельной творческой деятельности постепенно увеличивается.

Главное внимание на своих уроках уделяю тексту, поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста. В свою работу включаю следующие основные виды работ.

Задание: «Вставь слово»

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. (Какое?) … солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не (какой?)… птичкой, а (какой?) …звездочкой, вторым (каким?) … солнышком, рожденным самой землей.

По Г.Скребицкому.

Ключ.

А жаворонок все пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей.

По Г.Скребицкому.

Задание «Продолжи»

Внимательно прочитай начало текста. Придумайте и запишите продолжение в стиле автора.

1. Почки раскрываются, шоколадные, с зелеными хвостиками, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля…

Ключ. (Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.) М.Пришвин.

Задание. Составь рассказ по его началу.

Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

На уроках русского языка использую «Минутки поэзии». Предлагаю ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия:

… бежит … пела

… звенит … ела

«Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе.

Иногда доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, ( сухой) и ( колкий) .

И вяз озяб, и дуб замерз

Насквозь продрогли елки. (Т.Волжина.)

Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,

Листья (пожелтелые) по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.

Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом.

Сочинения-миниатюры.

Используя данную ниже лексику, написать миниатюру о дожде по вариантам :

- летний дождь,

-осенний дождь,

- весенний дождь.

Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет как из сита, прыгает, пляшет.

Сочинение по данному началу позволяет учащимся проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а учителю - проанализировать, насколько дети смогли понять основную мысль сочинения и насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал. Для данного вида работы часто использую произведения классиков.

7 класс. Напишите небольшое сочинение по данному началу. Постарайтесь употребить в тексте причастные и деепричастные обороты.

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели…

(Л.Н.Толстой)

Подобный вид работы я применила на занятиях по развитию речи в 7 классе при повторении темы "Типы речи": написать сочинение - фантастический рассказ по данному началу.

Продолжая текст, пофантазируйте о помощи, которую могут оказать роботы космонавтам при исследовании других планет. Оформите свое сочинение в виде описания, повествования или рассуждения (на ваше усмотрение).

«Думающие помощники, роботы, пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов. Подскажут космонавтам, что испортилось и как провести ремонт. При посадке они рассчитают наилучшие варианты спуска…»

Успех развития связной речи во многом зависит от подготовки ученика к творческой работе. Первое сочинение определенного типа проводится мною в форме коллективной работы класса (я не только объясняю, но и показываю, как можно выполнить эту работу).

Я применяю следующие этапы подготовки к сочинению:1) создание речевой ситуации. Цель - создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, организация наблюдений, обсуждение задач и условий ситуации; 2) предварительная подготовка. Цель - создать базу для последующей работы, организовать накопление необходимых знаний, впечатлений; 3) написание сочинения.

Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Часто на уроках русского языка я предлагаю учащимся упражнения творческого характера - написание сказок. Знакомясь с педагогическим наследием В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".

Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей. Ребята учатся излагать свои мысли письменно. Особенно велик интерес детей к волшебным сказкам, что объясняется ничем не ограниченной свободой передвижений и действий в сказочном мире.

Речевым заданиям, по возможности на уроках придается ситуативный характер. Введение учеников в ситуации, приближенные к естественным, позволяет избежать формализма при выполнении упражнений по развитию речи, способствует созданию более непринужденной, творческой атмосферы на уроке.

Предлагая ребятам то или иное задание, я стараюсь идти от желания учеников, учитывая их возрастные, психологические особенности, так как именно в младшем и среднем школьном возрасте учащиеся отличаются особой восприимчивостью к окружающему. Я стараюсь ввести ребят в богатый мир впечатлений и поэтому часто предлагаю им перенестись из реального мира в мир фантазии, сказки.

Так пятиклассникам я предложила выбрать одну из вещей, которыми они часто пользуются в школе и рассказать о ней от лица самой вещи. В сочинениях о вещах и других неодушевленных предметах ребята показывают, в каких жизненных ситуациях может появиться потребность говорить о предмете, который необходим нам. Учащимся дается задание придумать сказочную историю, произошедшую с какою-нибудь вещью или сочинить сказку для малышей "Почему помидор красный?", "Почему у капусты много одежек?", "Почему ёж колючий?" и др. О чем только не рассказали мои ученики! Сколько интересного я смогла узнать о них!

Еще один путь развития творческого начала у учащихся, а вместе с тем решения образовательных и воспитательных задач - сочинение сказки или рассказа на грамматическую тему. Это эффективный способ синтезированного применения знаний учащихся, умений самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. При такой работе углубляются знания учеников по определенной теме и развиваются их творческие способности. Грамматика и фантазия оказываются совместимыми. Интересные сочинения были написаны детьми на лингвистические темы «Не хочу сказала НЕ..!», «Вводные слова и предложения», «Подлежащее и сказуемое», «Как буква З умеет маскироваться» и другие. Переосмысляя языковые факты в творческой форме, дети лучше усваивают научную теоретическую информацию, поскольку в такой грамматической сказке очень важно не только рассказать о какой-то орфограмме или части речи, но и отразить основные грамматические признаки этой части речи или условия написания какой-либо орфограммы.

Описанные выше упражнения выполняются под моим руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида работы, аналогичные задания предлагаются учащимся на дом. Умение анализировать, обобщать, логически правильно, чётко, а так же эмоционально строить свою речь необходимы при написании хорошего сочинения. Поэтому вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Я убеждена, что творческое, целеустремленное преподавание, направленное на формирование самостоятельной, разносторонней личности должно стать гуманистической основой образования.

4. Роль самостоятельной работы в процессе развития творческих способностей

Известно, какое значение придавал самостоятельной работе школьников К.Д.Ушинский. Активность и самостоятельность учащихся - один из основных принципов его дидактической системы. Великий педагог считал, что задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".

Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Слово. Все мы, едва научившись говорить, усваиваем удивительные возможности этого чуда: словом можно выразить свое желание обратиться к кому-либо или просто назвать, обозначить один из окружающих нас предметов или явлений. Но не только…

На уроках русского языка слово является не столько единицей обсуждения ученика и учителя, сколько предметом пристального внимания и изучения с точки зрения художественной ценности и грамматико-морфологической принадлежности.

Сегодня чрезвычайно велико значение развития творческих способностей личности. Важно развитие чувственного восприятия и фантазии, без чего невозможно развитие творческого потенциала ребенка.

Однако для учителя-словесника пробудить внимание учащихся к слову - значит сделать первый шаг на пути раскрытия и развития творческих способностей, задатков детей.

Творчество затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. Детское литературное творчество, хотя и носит ученический характер, не является исключением. Если в работах логического типа ребенок учится понимать и словесно выражать заключенные в произведении мысли и чувства, то задания творческого характера призваны прежде всего способствовать тому, чтобы эти мысли и чувства были поняты ребенком и как бы «заново пережиты». В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное, творческое начало. Но чтобы тяга к литературному творчеству не пропала, необходимо педагогическое воздействие на ребенка, работа по выявлению и улучшению его творческого потенциала.

В попытках создать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами языка, приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное - в творческом опыте школьника формируются эстетические ценностные ориентации, и реализуется одна из задач современного воспитания - воспитание творческой личности.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

На своих уроках я использую различные методы и приемы творческой работы:

  1. Сочинение сказок, басен, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы).

  2. Сочинение рассказов и сценок.

  3. Инсценирование текста.

  4. Устное словесное рисование.

  5. Иллюстрирование произведения.

  6. Пересказы с творческими дополнениями:

  7. Лингвистический эксперимент.

  8. Игры и викторины: "Кто это?" (угадай героя, автора, название произведения и т.п.).

  9. Составление синквейнов (сенканов), диамантов.

Все эти методы и приемы позволяют мне решать следующие задачи: во-первых, выявить учащихся, чей творческий потенциал высок, и строить с ними работу по-особому; во-вторых, создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся, творческие работы которых помогают им раскрепоститься, почувствовать себя уверенно; в-третьих, подвести учащихся к мысли о том, что творчество - это удивительная вещь, ведь если человек научится ему в одной области, то сможет творчески относиться ко всему на свете, а творческий человек - интересный человек, к нему тянутся люди, он никогда не скучает и находит увлекательные занятия для всех, он всегда отыщет выход из самых трудных положений.

Я убеждена, что в каждом ребенке заложены творческие способности. Именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Но разбуженное в какой-либо области творческое начало послужит импульсом к более многостороннему развитию ребенка. Я не ставлю цели сделать из своих учеников писателей или художников, а просто учу на уроках русского языка и литературы образному видению и творческому осмыслению увиденного. Литературное творчество есть возмож-ность познания ребенка через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.
Обычно прошу ребят написать небольшое произведение и на выбор предлагаю ключевые образы будущего стихотворения: «метель», «дорога», «свеча», «гроза», «небо» и т.д. Задание выполняется в классе, без предвари-тельной подготовки, за 5-10 минут. Предварительно оговаривается, что эти работы могут быть не подписаны автором.
Эта деятельность, которую можно условно назвать экспериментом, привела к неожиданным выводам: во-первых, стихи пишут многие дети любого возраста; во-вторых, школьники-подростки, которых педагоги и психолог школы никогда не рассматривают как одаренных, пишут стихотворения на заданную тему с особым вдохновением.
Но самым значимым открытием стало то, что изучение детского литературного творчества с целью выявления проблем детской одаренности позволяет педагогу не только выявить «немало тонкостей» в сочетании психологических свойств, присущих старшекласснику, но и судить о
ценностных приоритетах ученика, о его восприятии мира, окружающих и самого себя. Даже первые попытки исследования самовыражения учащихся демонстрируют устойчивую закономерность обращения их к решению глобальных проблем человечества, интерес к философским вопросам. Вот как один из «обычных» подростков дает определение человеку, его попыткам самовыражения в слове, одновременно обозначая личные «болевые» точки:
Тропа кругом завита,

и снова я в клетке как птица - жажду свободы.
Рву тишину криком своим

в надежде на то, что услышат меня!
Лишь выбрав одну средь груды серых камней,
Сделав шаг, через себя,
Отречься от мечты,
Оставить сны,
Груз идей - прочь от этой страны.

Пример, в полной мере воплощающий максимализм сознания подростка, напряженность поиска жизненного смысла. Тревожат и не дают успокоиться слова старшеклассницы, идущие от самого сердца: «…мне больно, мне страшно. На сердце - холод, грязь- в душе… А так хочется жить…»

Таким образом, литературное творчество учащихся - это не просто момент их самореализации, а возможность «сказать» о себе, выразить глубокую потребность в поиске единомышленников. И это дает учителю реальную возможность не только выявить творческий потенциал, скрытые проблемы учащихся, но оказать педагогическую поддержку, а значит, помочь в становлении творческой личности.










Заключение.

Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя.

Наличие творческих интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

Всё вышесказанное приводит к необходимости формировать и развивать у учащихся исследовательских умений: работать с научно - популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять сообщения, рефераты, доклады.

Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.

На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

  1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

  2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

  3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Я считаю, что учитель должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.












V. Список литературы


1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И.

Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.

2. Артоболевская А.Д. Первые встречи с искусством Книга для родителей. -

М.: Искусство в школе, 1995

3. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. //

Русский язык в школе, №6, 2001г.

4. Богоявленская. Д,Б. Психология творческих способностей. - М.:

Академия, 2002.

5. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»,

СПБ: СОЮЗ, 1997

6. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

7. Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе

исследования, игры и дискуссии. - Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995.
8. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты / Т.А.Ладыженская. - М.: Учпедгиз,

1963.
9. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

10. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.

11. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е.

Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Т.А.

Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991.

12. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. - М., 2008.

13. Толстой Л. Воспитание и образование. bookmate.com/books/

14. Сухомлинский В.А. О воспитании. -М., 1973.

15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические

сочинения в 3т. - М., 1979.

16. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981

17. Халперн Дайана Психология критического мышления, - Питер, 2000 .

18. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка /

Л.А.Шипачева // Русская словесность. - 2000. - № 5.













ПРИЛОЖЕНИЯ







1 Сухомлинский В.А. О воспитании. -М., 1973.


© 2010-2022