Рабочая программа Элективный курс «Официально-деловой стиль русского языка»

Цели курса: -Формирование умений владения культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования русского языка в сфере делового, профессионального общения -Практическое использование официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности, реализацией себя в профессиональной деятельности Задачи курса:·        развивать умение ориентироваться в структуре текста, принадлежащего официально-деловому стилю, отличать его от текстов разных функциональных стилей; выделять особенности текстов официально-делового стиля;
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ Талаканская СОШ №6 Амурской области Бурейского района



Протокол №


Р

РАССМОТРЕНА и рекомендована кафедрой гуманитарных дисциплин «_30_» сентября 13год

Протокол №


УТВЕРЖДАЮ ____________

Директор МОБУ Талаканской СОШ № 6 А В Елецкая

«31»сентября 2013 г.

Протокол №





Рабочая программа

Элективный курс

Официально-деловой стиль русского языка .


Староновская О.В., учитель русского

языка и литературы





2013-2014

Пояснительная записка.

Процесс гуманитаризации современного образования обусловил повышенный интерес к проблеме становления языковой личности, характерными чертами которой являются: умение вести беседу, раскованность мыслей, логичность, сообразительность, гибкость мышления, красноречие, способность к генерации идей и т.д.; высокая коммуникативная культура.

Программа элективного курса «Официально - деловой стиль русского языка является составной частью программно-методического обеспечения, программа составлена на основе авторской программы Т. М..Новиковой.

Проанализировав данные психолого-педагогической диагностики предпрофильного обучения в школе, я пришла к выводу, чтобы повысить эффективность элективного , целесообразно его содержание, методическое обеспечение строить на основе применения техники конструирования .

Данная программа в усло­виях предпрофильного обучения предполагает:

• приобретение школьниками практического опыта использования официально - делового стиля русского языка при планировании своей индивидуальной образовательной траектории. Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.

При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место должна занимать работа со словарями и справочниками

В основе курса - лежит использование блочно - модульной системы и технологии проблемного обучения: сочетание традиционных (репродуктивных) и активных форм обучения (семинар с элементами дискуссии, проблемный диалог, решение проблемных задач и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала (конспектирование, разработка и составление логических схем, алгоритмов словарей, работа в Интернет, составление резюме, самоанализа и т д.)

Программа рассчитана на 17 часов






Блочно - модульное обучение по теме выполняется в следующей последовательности:


  1. Теоретическая часть программы ЭК

(с элементами проблемного диалога)

Рабочая программа Элективный курс «Официально-деловой стиль русского языка» .

Получение новых знаний.

Осознание противоречия.

Постановка

учебной проблемы


II. самостоятельная работа

учащихся - за пределами урока

III. консультации (за пределами занятий)

Рабочая программа Элективный курс «Официально-деловой стиль русского языка» .

IV. Практическая часть программы ЭК

семинар - практикум

Рабочая программа Элективный курс «Официально-деловой стиль русского языка» .

Введение нового материала за счет работы в библиотеке, сети Интернет.

Оказание помощи

в поиске решения учебной проблемы

(выдвижение и проверка гипотез)

Промежуточный контроль.

Воспроизведение знаний. Коммуникативно - речевая практика.

Профессиональные пробы.

Понимание знания.

Представление продукта ( доклад, реферат, сообщение, портфолио по теме, презентация, словарь и т.д.)

Проверка и оценка, знаний, умений и навыков.


V. Контроль

самоконтроль

Рабочая программа Элективный курс «Официально-деловой стиль русского языка» .

Осуществление обратной связи с каждым учеником

Анализ урока

с позиции ученика. Определение уровня притязаний школьника.

Мониторинг

уровня сформированности

модельных качеств

личности коммуникативно - языковой культуры






Цели курса:

-Формирование умений владения культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования русского языка в сфере делового, профессионального общения

-Практическое использование официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности, реализацией себя в профессиональной деятельности

Задачи курса:

  • развивать умение ориентироваться в структуре текста, принадлежащего официально-деловому стилю, отличать его от текстов разных функциональных стилей;

  • выделять особенности текстов официально-делового стиля;

  • формировать умение составлять собственные тексты, отвечающие требованиям официально-делового стиля;

  • развить умение устной монологической речи;

  • сформировать знания об особенностях профессиональной деятельности (содержании, профессионально - важные качества, способы получения профобразования)

  • смоделировать профессиональную, жизненную ситуацию для использования знаний официально - делового стиля.

Методическое обеспечение программы.

Данный курс предполагает следующие формы работы:

  • анализ текстов официально-делового стиля;

  • составление собственных текстов;

  • ролевые и деловые игры;

  • защита мини-проектов;

  • периодическое повторение орфографии, пунктуации, синтаксиса русского языка;

  • работа в Интернет;

  • пополнение методической копилки школьника следующими алгоритмами: алгоритм рецензии, алгоритм эссе, алгоритм анализа текста, алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности, алгоритм составления деловых бумаг.

Основная модель построения занятий: лекция, презентация, практические занятия, исследование, деловое моделирование, групповая работа.

Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся:

  • контрольные срезы,

  • тестирование,

  • защита мини-проекта,

  • зачёт,

  • собеседование,

  • ролевая игра.

Содержание программы.

I. Введение.

  1. Вводное занятие. Презентация курса.

Тема: Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование. «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие темы считаю наиболее важными для себя».


  1. Тема: Различные функциональные стили и жанры русского литературного языка. Особенности официально-делового стиля.

Урок - лекция.

Составление конспекта лекции. Обучение быстрому письму.

Тест «Стили и жанры русского литературного языка»

II. Развитие монологической речи.

  1. Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Развитие монологической речи.

Умение заполнять анкетные данные.

  1. Ролевая игра. Устройство на работу. Устный рассказ о себе.

Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, использование основных типов диалогических единств, достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения.

Повторение: диалог, монолог.

  1. Разговор с родителями о решении устроиться на работу.

Умение выражать согласие и несогласие, аргументировать свою точку зрения во время беседы.

  1. Ролевая игра. Преимущества науки, которой хочу заняться в будущем.

Умение аргументировать свою точку зрения во время беседы достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.

Повторение: диалог и монолог в соответствии с официально-деловым общением.

  1. Лекционно-практическое занятие «Правила этикета

А) при устройстве на работу

Б) при «трудном» разговоре с родителями

В) спорной беседы с родителями»

Составление конспекта лекции учителя, статьи из книги «Современный этикет» употребление основных формул речевого этикета.

Домашнее задание: мини-проект « Правила этикета при устройстве на работу»

III. Деловая переписка.

  1. Правила оформления конверта и письма.

Развитие письменной речи уч-ся. Анализ текста официально-делового стиля.

Повторение: правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложения.

  1. Правила оформления письма - запроса, письма - жалобы.

Правильное употребление официально-делового стиля.

Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов.

  1. Рекламное письмо.

Умение аргументировать письменно свою точку зрения достигать цели в соответствии с ситуацией общения.

Развитие письменной речи уч-ся.


  1. Интернет - переписка.

Знание особенностей ведения Интернет - переписки.

Анализ образцов Интернет - писем. Составление интернет - письма.

Повторение пунктуации, синтаксиса простого и сложного предложений.

Групповая работа: рецензирование различных видов деловой переписки (по выбору учащихся).

IV. Оформление официально-деловых бумаг.

  1. Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение.

Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.

  1. Составление биографии и автобиографии.

Знание основных правил составления биографии и автобиографии. Анализ текстов этого вида.

Составление собственных текстов. Повторение Основных правил синтаксиса орфографии и пунктуации.

  1. Составление и оформление резюме.

Знание основных правил и требований к составлению резюме. Знакомство с образцами резюме. Составление собственного резюме.

  1. Составление и оформление портфолио учащегося.

Знакомство с основными разделами портфолио. Анализ образца портфолио.

Работа над собственным портфолио. Зачёт по теме.

  1. Контрольно-итоговое занятие. Индивидуальный контроль по выбору учащихся:

а) зачёт.

б) защита проекта.

в) тест.

Анкета: «Какую тему из данного курса хочу продолжить в 10 классе».

V. Семинар - практикум», «Основы социализации личности и планирование карьеры») :

1. «Человек - Человек» (1ч.);

Прогнозируемый результат:

Освоив программу курса, учащиеся приобретут навыки ведения и оформления деловых бумаг, собеседования при устройстве на работу, которые они смогут активно использовать в жизни.

Программа данного курса формирует у учащихся коммуникативные способности в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности

Учащиеся пополнят свою методической копилки школьника следующими алгоритмами: алгоритм рецензии, алгоритм эссе, алгоритм анализа текста, алгоритм организации проектной деятельности, алгоритм составления деловых бумаг.

\

Учебно - тематический план.

Тема

Виды деятельности

Количество часов

Форма контроля

Дата

1

  1. занятие. Презентация курса.

Лекция

1

Составление опорного конспекта

2

«Различные функциональные стили и жанры русского литературного языка. Особенности официально-делового стиля»

Лекционное занятие

1

Работа с текстами-образцами.

3

«Стили и жанры русского литературного языка

Тест

1

Моделирование текстов, словарь

4

Развитие монологической речи.

Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты

Заполнение анкеты

1

Моделирование текстов

5

Устройство на работу. Рассказ о себе в данной ситуации - 1 час.

Ролевая игра

1

Составление алгоритма

6

Разговор с родителями о решении устроиться на работу

Ролевая игра

1

Преимущества науки, которой хочу заняться в будущем. - 1 час.

Ролевая игра

1

презентация

8

Лекционное и практическое занятие «Правила этикета»

А) при устройстве на работу

Б) при «трудном» разговоре с родителями

В) спорной беседе с одноклассниками»

1

Работа с текстами-образцами.

Мини-прект по теме

9

Деловая переписка. Правила оформления конверта и письма

семинар -

1

Моделирование текстов

10

Письмо - запрос

1

Моделирование текстов

11

Письмо - жалоба. Рекламное письмо

1

Моделирование текстов

12

Интернет - переписка

Групповая работа: рецензирование различных видов деловой переписки (по выбору учащихся

1

портфолио по теме, презентация

13

Оформление официально-деловых бумаг.

Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение

1

Моделирование текстов,

презентация

14

Составление биографии и автобиографии

1

Моделирование текстов

15

Составление и оформление резюме

1

Моделирование текстов

16

Составление и оформление портфолио учащегося

1

Моделирование текстов

17

Профессиональная проба Основы социализации личности и планирование карьеры»

Семинар практикум

1

Итоговое тестирование






ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы". - М.: 2012.

2. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. - М./ 2010,

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. Москва «Русский язык» 2000.

Литература для учащихся

  1. М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006

  2. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. М.: Дрофа, 2005

  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2010

  4. Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка: 1100 паронимических рядов: Более 2600 паронимов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003

  5. Смирнова Л.Г. Куль­тура русской речи. М: «Русское слово», 2004.

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: 2004

  7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М.: 2003

  8. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2013. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013

  9. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: 2005








© 2010-2022