Урок литературы на тему Конфликт двух поколений в романе Отцы и дети

     Урок  «Конфликт двух поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» - один из основополагающих уроков при изучении романа.      Он ставит целью продолжение  раскрытия образов главных героев романа, определения основных       линий  конфликта Базарова и П.П.Кирсанова, выяснения точек зрения героев по всем линиям. Разнообразные приемы и формы работы, использованные на уроке, развивают устную и письменную речь учащихся, их творческое и логическое мышление, развивают  навыки работы с текстом п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы на тему Конфликт двух поколений в романе Отцы и детиМБОУ «КУСТОВСКАЯ СОШ»









План-конспект открытого урока



Цель урока: создать условия для

  1. раскрытия образов главных героев романа, определения основных

линий конфликта Базарова и П.П.Кирсанова;

2) развития речи, внимания, памяти, логического мышления учащихся, навыков работы с текстом;

3)воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, уважения мнения товарища.

Оборудование: учебник-практикум, портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Орг. момент.

2. Проверка д/з.

Фронтальный опрос

  • Каким образом можно охарактеризовать эпоху 50-60 гг. 19 века, т.е. то время, когда создавался и печатался роман « Отцы и дети»?

  • Объясните смысл названия романа.

  • Назовите представителей «отцов» и «детей» в романе. Запишите их на доске в соответствующую колонку.

3. Этап актуализации новых ЗУН.

а) целеполагание ( на основе темы урока попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока)

б) слово учителя: Сегодня на уроке мы попробуем проанализировать отношения, которые складываются между отцами и детьми в романе.

  • Между кем в романе разгорается острый спор, конфликт? (между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Васильевичем Базаровым)

  • Что такое конфликт?

(конфликт - столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения)

  • Какой композиционный элемент использует автор во всех главах, где идет спор? (диалог)

4. Этап усвоения новых ЗУН.

а) Беседа по вопросам:

  • На ваш взгляд, конфликт , представленный в романе односторонний или имеет много линий, много сторон?

  • Какие линии, по-вашему, можно выделить?

б)Запись на доске и в тетради:

  1. линия спора:

Различие героев в социальном и психологическом облике.

  1. линия спора:

Идеологический конфликт ( принципы аристократов и нигилистов)

3 линия спора:

Спор о русском народе

  1. линия спора:

Расхождение о взглядах на искусство

в) Анализ 1 линии спора:

  • Знают ли друг о друге Базаров и Кирсановы до встречи? ( только лишь по словам Аркадия)

  • Что автор выделяет во внешнем виде Базарова? Что дает портрет для понимания характера самого человека?

  • Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

  • Вспомните о происхождении Базарова и Кирсанова. С какой целью Аркадий рассказывает о своем дяде? ( Кирсанов идет по стопам своего отца, а Базаров считает, что каждый человек сам себя воспитывать должен; Для того чтобы вызвать жалость к своему дяде)

г) Анализ 2-4 линий спора ( работа по группам)

2 линия спора:

  • Прокомментируйте спор Базарова и П.П.Кирсанова в 8 главе. Кто победил, на ваш взгляд, в споре?

  • Нигилисты -это кто? Объясните принципы нигилистов? Каковы ,на ваш взгляд, недостатки во взглядах Базаров

3 линия спора:

  • Каким представляют себе характер русского народа П.П.Кирсанов и Базаров?

Зачитайте и прокомментируйте.

  • Кого из них крестьяне скорее признают? Докажите текстом.

  • Проследите за речью героев. Что можно отметить в языке Базарова и П.П.Кирсанова?

4 линия спора:

  • В чем расходятся взгляды Базарова и Кирсанова на искусство, природу?

  • Вспомните, что говорит Базаров об искусстве в других главах? Как можно оценить позицию?

  • Кто является на самом деле противником Базарова в этой линии спора: П.П или Ник.П.?

д) Обсуждение проблемных вопросов:

  • Как вы считаете, можно ли сказать, что Базаров и Кирсанов - типичные представители своего времени?

  • Есть ли в этих героях что-то общее? (да, сильное самолюбие, не поддаются чужим влияниям, умеют подчинять себе других)

  • Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить?

  • Как вы считаете, какова авторская позиция относительно Базарова?

5. Закрепление ЗУН.

Творческая работа.

Существует ли в наше время конфликт отцов и детей? Что общего у него с конфликтом в романе?

6. Подведение итогов.

7. Д\з: выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение героев к любви и к ее месту в жизни человека.

8.Рефлексия.






© 2010-2022