- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему Конфликт двух поколений в романе Отцы и дети
Урок литературы на тему Конфликт двух поколений в романе Отцы и дети
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Симонова Е.В. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «КУСТОВСКАЯ СОШ»
План-конспект открытого урока
Цель урока: создать условия для
-
раскрытия образов главных героев романа, определения основных
линий конфликта Базарова и П.П.Кирсанова;
2) развития речи, внимания, памяти, логического мышления учащихся, навыков работы с текстом;
3)воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, уважения мнения товарища.
Оборудование: учебник-практикум, портрет И.С. Тургенева, роман «Отцы и дети».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1.Орг. момент.
2. Проверка д/з.
Фронтальный опрос
-
Каким образом можно охарактеризовать эпоху 50-60 гг. 19 века, т.е. то время, когда создавался и печатался роман « Отцы и дети»?
-
Объясните смысл названия романа.
-
Назовите представителей «отцов» и «детей» в романе. Запишите их на доске в соответствующую колонку.
3. Этап актуализации новых ЗУН.
а) целеполагание ( на основе темы урока попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока)
б) слово учителя: Сегодня на уроке мы попробуем проанализировать отношения, которые складываются между отцами и детьми в романе.
-
Между кем в романе разгорается острый спор, конфликт? (между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Васильевичем Базаровым)
-
Что такое конфликт?
(конфликт - столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения)
-
Какой композиционный элемент использует автор во всех главах, где идет спор? (диалог)
4. Этап усвоения новых ЗУН.
а) Беседа по вопросам:
-
На ваш взгляд, конфликт , представленный в романе односторонний или имеет много линий, много сторон?
-
Какие линии, по-вашему, можно выделить?
б)Запись на доске и в тетради:
-
линия спора:
Различие героев в социальном и психологическом облике.
-
линия спора:
Идеологический конфликт ( принципы аристократов и нигилистов)
3 линия спора:
Спор о русском народе
-
линия спора:
Расхождение о взглядах на искусство
в) Анализ 1 линии спора:
-
Знают ли друг о друге Базаров и Кирсановы до встречи? ( только лишь по словам Аркадия)
-
Что автор выделяет во внешнем виде Базарова? Что дает портрет для понимания характера самого человека?
-
Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?
-
Вспомните о происхождении Базарова и Кирсанова. С какой целью Аркадий рассказывает о своем дяде? ( Кирсанов идет по стопам своего отца, а Базаров считает, что каждый человек сам себя воспитывать должен; Для того чтобы вызвать жалость к своему дяде)
г) Анализ 2-4 линий спора ( работа по группам)
2 линия спора:
-
Прокомментируйте спор Базарова и П.П.Кирсанова в 8 главе. Кто победил, на ваш взгляд, в споре?
-
Нигилисты -это кто? Объясните принципы нигилистов? Каковы ,на ваш взгляд, недостатки во взглядах Базаров
3 линия спора:
-
Каким представляют себе характер русского народа П.П.Кирсанов и Базаров?
Зачитайте и прокомментируйте.
-
Кого из них крестьяне скорее признают? Докажите текстом.
-
Проследите за речью героев. Что можно отметить в языке Базарова и П.П.Кирсанова?
4 линия спора:
-
В чем расходятся взгляды Базарова и Кирсанова на искусство, природу?
-
Вспомните, что говорит Базаров об искусстве в других главах? Как можно оценить позицию?
-
Кто является на самом деле противником Базарова в этой линии спора: П.П или Ник.П.?
д) Обсуждение проблемных вопросов:
-
Как вы считаете, можно ли сказать, что Базаров и Кирсанов - типичные представители своего времени?
-
Есть ли в этих героях что-то общее? (да, сильное самолюбие, не поддаются чужим влияниям, умеют подчинять себе других)
-
Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить?
-
Как вы считаете, какова авторская позиция относительно Базарова?
5. Закрепление ЗУН.
Творческая работа.
Существует ли в наше время конфликт отцов и детей? Что общего у него с конфликтом в романе?
6. Подведение итогов.
7. Д\з: выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение героев к любви и к ее месту в жизни человека.
8.Рефлексия.