Урок литературы по теме Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького Старуха Изергиль

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУрок литературы по теме Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького Старуха Изергильосударственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Ростовской области

профессиональное училище № 38





План

проведения открытого урока

по учебной дисциплине «Литература»

Урок литературы по теме Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького Старуха ИзергильУрок литературы по теме Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького Старуха Изергиль

Тема: М. Горький. Раздел: Поэзия начала XX века.

Тема урока: Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.

ЭТАПЫ УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Слайд 1 (презентация к уроку)

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.

Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слайд 2 (аудиозапись отрывка из «Песни о Соколе»)



Слайд 3 (тема и цель урока)

Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

Храбрые, сильные, гордые, свободолюбивые, красивые - такими мы видим героев ранних произведений М. Горького.

Звучит аудиозапись отрывка из произведения М. Горького «Песня о Соколе».

Вспомните, из какого произведения эти строки?

Озвучивает тему и цель урока.

Верно. Эти прозаические строки из известной «Песни о Соколе» М. Горького звучат эмоционально, возвышенно, лирично, как поэзия.

Показать, с помощью каких средств М. Горький достигает художественного поэтического совершенства образов в своих романтических произведения, осознать нравственные ценности, утверждаемые писателем - такова цель нашего урока по теме «Поэтизация гордых и сильных людей в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»..

Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

Слушают преподавателя.

Включаются в учебную деятельность.

Высказывают свое мнение.

- Отрывок из рассказа М. Горького «Песня о Соколе».

Слушают преподавателя, записывают тему урока в тетрадь.


  1. Актуализация знаний

Слайд 4 (д/з)

Слайд 5 (викторина)

Слайд 6-9 (вопросы и ответы)



Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание?



Проверим вашу готовность, ответив на вопросы викторины, которая посвящена страницам творческой биографии М. Горького. Условия ее таковы: я читаю вопрос, вы, поднимая руку, отвечаете. За верный ответ вы получаете карточку. Победителем становится тот, у кого в конце викторины карточек окажется больше.

Проводит викторину.

  1. К какому литературному направлению относится раннее творчество Горького?

  2. Какие признаки романтизма вы можете выделить?

  3. С какой эпохой совпало раннее творчество М. Горького?

  4. Какие типы персонажей характерны для раннего романтического периода творчества М. Горького?

  5. На какие две группы можно разделить рассказы М. Горького 90-х годов?

  6. Кто главные герои рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

  7. Каковы особенности композиции рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

  8. Каково идейное содержание легенд в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»?



Подводит итог выполнения домашней работы.

Итак, подведем итоги викторины. Посчитайте карточки.

Молодцы! Вы выполнили домашнее задание и владеете содержанием рассказа «Старуха Изергиль».

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Изучить лекцию «Типы персонажей в романтических рассказах Горького»; прочитать рассказ «Старуха Изергиль»; подготовить индивидуальные опережающие задания по группам.



- 1. Романтизм.

- 2. В центре человек в его непростых отношениях с миром; - Необычный герой в необычных обстоятельствах; - Внимание к внутреннему миру человека; - Наличие двоемирия; - Наличие противоположных образов-символов (свет-тьма, добро-зло); - Культ чувств, природы; - Лиризм прозы.

- 3. С эпохой 90-х годов 19 века - время бурного развития капитализма в России, социальных противоречий и духовного кризиса.

- 4. Босяки, цыгане, нищие, воры - люди, выброшенные на дно жизни.

- 5. 1. Автор использует легенды и сам сочиняет их («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»); 2. Сцены из реальной жизни босяков («Челкаш»).

- 6. Ларра, старуха Изергиль, Данко.

- 7. Рассказ в рассказе; состоит из трех частей (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко). Общая идея - стремление автора выявить истинную ценность человеческой жизни.

- 8.Осуждение себялюбия и индивидуализма Ларры; прославление подвига во имя людей, гуманизм Данко.

  1. Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Слайд 10 (иллюстрации к рассказу)

Слайд 11 (вопрос/определение)

Слайд 12 (тема, проблема)

Слайд 13 (цели)

Слайд 14 (задачи)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Это произведение М. Горького - одно из наиболее совершенных. Оно поражает сильными страстями, яркостью красок, мощной экспрессией авторского слова, которое достигается благодаря поэтизации прозаического текста.

Как вы понимаете значение слова «поэтизировать», «поэтизация»?

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Как, при помощи каких средств и приемов создает М. Горький романтический, поэтический характер образов в рассказе «Старуха Изергиль»? - так звучит основной вопрос нашего урока.

Как нам найти на него ответ?

Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу - проанализируем поэтические приемы, средства создания образов в рассказе Горького «Старуха Изергиль», вдумаемся в смысл текста; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовать текст художественного произведения, проанализировав образы рассказа «Старуха Изергиль», через языковые средства выразительности.

  2. Представить результаты исследования в виде устного сообщения и письменного модуля-характеристики (оформить на листах).

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемый ответ:

- Представить в красивых поэтических формах, эмоционально, возвышенно.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Обратиться к произведению писателя. Проанализировать его (образы - через языковые средства выразительности), выделить художественные приемы, характерные для раннего романтического периода его творчества, для поэтической речи.


  1. Первичная проверка понимания

Слайд 15 (цель для групп)



Слайд 16 (таблица)

Слайд 17 -19 (презентация образов)



Слайд 20 (проблема/поэтические приемы)

Формулирует задачи для работы в группах.

- Продолжим работу в группах.

- Цель работы: выделить/отметить приемы и средства создания образов, характерные для поэтической речи.

Дает задание каждой группе и паре.

- 1 группа Образ Ларры

- 2 группа Образ старухи Изергиль

- 3 группа Образ Данко

- Результаты вашей работы представьте в виде презентации образа.

Аналитическая работа с текстом рассказа «Старуха Изергиль».

- Работаем в группах в течение 5 минут.

Контролирует выполнение работы.

Презентация результатов работы.

Внимание. Время вышло. Рассмотрим представленные вами модули.

В процессе презентаций информацию о героях представьте в форме концептуальной таблицы (проверка - после сбора тетрадей.)



Подводит обучающихся к выводу.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: какие средства художественной речи способствуют поэтизации романтических образов рассказа «Старуха Изергиль» ?

- Подведем итоги исследования: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?



Работают в группах.

Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.



Презентация результатов работы.

Слушают выступления, заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:


  1. Первичное закрепление

Слайд 21 (тема/цель урока)

Возврат к теме и целям урока.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

  1. Информация о домашнем задании

Слайд 22 (д/з)

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

1. Вспомнить: драма как род литературы.

2. Прочитать пьесу М. Горького «На дне».

- Мы завершаем наш урок. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.

  1. Рефлексия

Слайд 23 (вопросы рефлексии)

Слайд 24 (спасибо)

Осуществляет рефлексию.

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.



© 2010-2022