Человек и свобода в поэме А. С. Пушкина Цыганы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Лицей №62» г. Саратова

Конспект урока литературы в 9 классе.

Учитель Ваничкина Марина Анатольевна.


УРОК - ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА


Тема. Человек и свобода в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»


Цели: доказать, что поэма «Цыганы» - романтическое произведение;

продолжить работу над темой: «Свобода в творчестве А. Пушкина»;

продолжить обучение анализу поэтического текста.

Ход урока.


  1. Cообщение темы и целей урока.

  2. Работа по теме урока. Эвристическая беседа.

    • О чём эта поэма?

Учащиеся коротко рассказывают содержание: (приходит человек из города. «Его преследует закон». «Он хочет быть как мы, цыганом»).

  • Что влечёт его к цыганской жизни?

  • Что оставляет Алеко в городе?

  • Что привлекает Земфиру в городе, цивилизации?

  • Это так для неё важно?

(Нет, это скорее любопытство).

  • В чём проявляются недостатки вольной жизни для непривычных к ней людей?

(Легенда об Овидии: «Не всегда мила свобода тем, кто к ней приучен»).

  • Зачем в повествование введена эта легенда?

  • Как относились люди к певцу? Почему?

(«Не обижая никого. людей рассказами пленяя»

Живёт по нравственным законам племени).

  • Как ведёт себя Алеко, попавший на волю?

(«Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»).

  • Изменили его годы на свободе?

(«Всё тот же он»)

Читаю отрывок ироническим тоном.

-Идиллия?

- Что предвещает тревогу? Какие средства языка?

Чтение диалога Земфиры и Алеко (с песней).

Анализ.

  • Что случилось?

(«Мне скучно, сердце воли просит»)

(«Его любовь постыла мне»)

  • Какое слово важнее?

(«Ты для него дороже мира»)

  • На чьей стороне читательские симпатии?

Анализ разговора Старика и Алеко.

  • На чьей стороне Старик? Алеко? Земфира?

Из сложившейся ситуации есть два выхода.

Старик - гордо переносил уход жены.

Алеко - «Я не таков…»

  • Какой он? («не таков»)

(«Всё тихо, страх его объемлет…»)

  • Что за страх? Страх чего?

Читаю. Алеко: «Проснулся я…»

  • Что это за чувство?

Месть.

  • Почему мы ему не сочувствуем?

  • Какова реакция свободного племени на преступление Алеко?

(Холодное презрение к герою, даже не хотят ему мстить).

В лице Алеко в племя цыган пришло «Просвещение». Оно несёт им неприятности.

  • До его появления они жили счастливо?

  • Почему же у них так всё разумно устроено?

  • Почему Мариула уходит от старика? Цивилизация ещё тогда не пришла в их жизнь.

  • Так это не плоды просвещенья несут им беды?

  • А когда происходят события? (год)

  • А важна дата? Почему?

(«Но счастья нет и между вами

…………………………………

И от судеб защиты нет…»)

Эти общечеловеческие проблемы, которые не зависят от времени и места.

НО. Также одинаково значимо для людей всех времён и народов звучат слова старого цыгана о том, что нигде не сможет жить человек, который «для себя лишь хочет воли»

  • О чём же эта поэма?

III. Домашнее задание: письменно ответить на этот вопрос.


© 2010-2022