Олимпиада по русскому языку и литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Олимпиада по русскому языку - I-й этап (школьный) 2015 г.

10-11 кл.

Задание I. Прочитайте отрывки из раннего стихотворения С. Есенина «В хате». Назовите диалектизмы в этом стихотворении, укажите их значение.

Пахнет рыхлыми дроченами; Вьётся сажа над заслонкою

У порога в дежке квас, В печке нитки попелиц,

Над печурками точеными А на лавке за солонкою -

Тараканы лезут в паз. Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к мохотке крадется

На парное молоко.

Задание II. Подберите к приведённым фразеологизмам антонимы-фразеологизмы

1) Сбросить маску - ..... 2) резать слух - ....... 3) на чужой счёт - .......

4) кот наплакал - ....... 5) высшей пробы -....... 6) у черта на куличках - ....

Задание III. Объясните значение авторских неологизмов. Ответьте на вопросы.

1) Четыре раза употребил этот поэт слово «кюхельбекерно», но оно так и осталось продуктом индивидуального словотворчества.

  • Кто этот поэт?

  • С чем/с кем связано это слово?

  • Что оно может обозначать?

2) Сам автор не употреблял это слово - «хлестаковщина», но обозначенное им явление и неологизм «хлестаковщина» не утратили своей популярности и в наше время.

  • Кто этот автор?

  • С чем/с кем связано это слово?

  • Что оно обозначает?

3) Этот писатель был мастером виртуозной имитации под народную речь.

  • В каком произведении встречаются эти слова - « нимфозория и свистовые»?

  • Кто автор произведения?

  • Как образованы эти слова? (нимфозория и свистовые)

Задание IV. Запишите числительное словами, поставив его в правильную форму

Стеллаж с 1785 книгами

Задание V. В данных предложениях запишите правильные формы глагола брызгать.

Объясните выбор форм.

1) Мальчишка ________________ водой.

2) Грязь ______________ на повозку.

3) Искры _____________ во все стороны.

В данных предложениях запишите правильные формы глагола капать.

Объясните выбор форм.

4) Сестра ____________ лекарство.

5) Крыша снова ________________.

Задание VI. Правильно ли построены данные предложения. Исправьте возможные ошибки. Объясните тип ошибки.

1) Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина появились присущие этому обществу привычки и взгляды.

2) Лица, ходящие по газонной траве, расстилающейся плотным ковром, а также ездящие по газону на велосипедах или выгуливающие своих питомцев, вытаптывающих траву и цветы, будут оштрафованы.

Задание VII. Определите синтаксическую роль выделенных глаголов в неопределённой форме.

1) Жизнь прожить - не поле перейти.

2) Желание учиться никогда не покидало меня.

3) Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам.

4) Я прошу вас говорить громко.

Задание VIII. Слова скатерть, тунеядец в древнерусском языке были сложными. Предложите свои версии об их происхождении.

Задание IX. Распределите данные слова по столбикам, правильно поставив ударение:

Ударение на 1-м слоге || ударение на 2-м слоге || ударение на 3-м слоге

избалованный, щавель, иконопись, знамение, жалюзи, откупорить, грушевый, черпать, щегольски, ломоть, украинский, повторим, маркетинг, партер, пломбированный, колосс, кашлянуть, давящий.

Задание X. Прочитайте стихотворение Владимира Маяковского.

Письменно ответьте на вопросы:

1) Какова цель данной рекламы?

2) На какие композиционные части можно поделить рекламу?

3) Современно ли её содержание?

4) Как автор убеждает в необходимости покупать «Чайное» печенье?

5) Проанализируйте глаголы, употреблённые в тексте рекламы.

«Чайное» печенье. Текст для упаковки

Зовёте вы или не зовёте,

просите или не просите,

но к вам обязательно

приходят гости.

Бросишься угощать,

а в доме ни крошки.

Хлеб высох, масло поели кошки.

Что делать?..

Положение отчаянное...

Беги

покупай печенье «Чайное»

Задание XI. Составьте один рекламный текст кружка (или факультатива, или спортивной секции - по выбору).

3

© 2010-2022