Описание опыта педагогической деятельности «Использование игровых технологий на уроках русского языка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание опыта

педагогической деятельности

«Использование игровых технологий на уроках русского языка»























Белоусова Аксана Владимировна

учитель русского языка и литературы

8 (029) 255-73-51



Содержание

1. Информационный блок

1.1 Аннотация------------------------------------------------------------------------------------------------------3

1.2 Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------5

2. Описание технологии опыта

2.1Игровые формы на уроке русского языка -----------------------------------------------------------7

А) Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм;

Б) Лексико- фразеологические игры.

В) Игровые задания, направленные на отработку орфографических и

пунктуационных норм;

Г) Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий

3. Игровые технологии и их классификация----------------------------------------------------------13

4.Новизна опыта------------------------------------------------------------------------------------------------18

Заключение-------------------------------------------------------------------------------------------------------19

Литература-------------------------------------------------------------------------------------------------------20

Приложения----------------------------------------------------------------------------------------- -----------21





Аннотация

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения ». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Тема самообразования, взятая мной в этом учебном году, звучит так: «Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы». К данной теме я обратилась в связи с тем, что столкнулась со снижением интереса к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.

Цель моей работы: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

1. Раскрыть особенности педагогических игр;

2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;

3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе;

Гипотеза: Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Краткая биография:

Где учился - Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина

Когда закончил учебное заведение - 2002г.

По какой специальности - белорусский язык и литература

Образование - высшее

Дата рождения - 13.04.1979г.

Место работы - ГУО «Сварынская СШ»







Введение

Огромную роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что « игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка, впивается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионализма педагога, от знания или психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных способностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Особое место в обучении занимают сюжетно - ролевые игры (их называют еще творческими ). В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важнейшим средством воспитания. Игра - это еще и важнейшее средство умственного воспитания. Знания, полученные в школе, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятным.В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. В мире все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается их увлечь играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность и интерес. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установит с ним контакт. Это достигается к игре серьезно, с искренним интересом, понимая замыслы школьников, их переживания. Такому учителю ребята охотно рассказывают, сочиняют, не боятся казаться смешными. Обычно в игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и плохие черты характера. Задача учителя - воспитать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

Очень важно сделать урок маленьким открытием в познании. Ученик должен видеть перед собой творческое отношение к делу своего учителя. И тогда он тоже будет стремиться к творчеству.

Недаром Лев Николаевич Толстой советовал учителям: « … Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Обучающегося нужно учить познавать, думать, анализировать.Одна из основных причин того, что учащиеся средней школы теряют интерес к русскому языку, предпочитая ему историю, математику и физику, заключается на мой взгляд, в том, что мы, учителя русского языка, не всегда ярко и убедительно показываем учащимся богатство русского языка, его способность выражать самые различные мысли и чувства, все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, не все делаем для того, чтобы ученики дивились «драгоценности нашего языка».

Каковы же пути, позволяющие воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как к предмету?

Таких путей много, но одним из них, является применение элементов занимательности на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков. Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят предмет, то успех почти обеспечен.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние.

Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью стоит кропотливая подготовительная работа учителя.



2.1 Игровые формы на уроке русского языка.

А. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм.

Для ребенка многогранное сияние мира, его каноны и противоречия открываются через игру. И роль игры в жизни юного существа трудно переоценить. Игра - закон жизни ребенка. И, работая с детьми, нельзя не играть с ними. Игры, которые я провожу на уроках, привела в следующую систему: разложила по папкам по различным темам для учащихся 5-11 классов, куда вошли более пятидесяти оригинальных игр, с помощью которых легко учатся даже самые трудные правила, отрабатываются навыки орфографии и пунктуации, нормы стилистики и культуры речи.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм.

Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».

• «Пригласи на обед».

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (коллегу, знакомого»). В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.( другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).

• «В эфире - новости»

Данный тип заданий предполагает составление текста со словами, представляющими определенные трудности произношения. Тематика текста: события, происходящие в мире ( стране, области). Подобное задание позволяет не только отработать произносительные нормы, но и стимулиро-вать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Как показывает опыт, систематическое применение подобного задания превращает школьников в зрителей новостных программ.

Б. Лексико-фразеологические игры.

* « Собери фразеологизм» .

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы: - Куда Макар телят не гонял.

- Как в воду канул.

- Ветер свистит в карманах.

- На языке вертится.

- В ежовых рукавицах.

* «Угадай-ка».

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», « собаку съел».

• Подбери синонимы.

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз- два и обчелся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счета, в мгновенье ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца- краю нет.

• Географические названия.

Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больще фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.

Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля, - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево побоище; иудин поцелуй; лавры Герострата и т. п.

В. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм.

В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» я использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Что за рыжий огонек

Прячет хвостик за пенек?

Выходи - я не боюсь,

Я морковкой поделюсь.

Ребята отвечают: "Это белка".

Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто? Сидит Пахом на коне верхом,

Книжку читает, а грамоты не знает. Что это?

"Очки".

Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок. Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. Часто я использую загадки для словарных диктантов, когда учащиеся записывают только отгадки.

При изучении темы "Сложные имена существительные" использую загадки для словарных диктантов.

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгреб

Преогромнейший сугроб.

"Это снегоочиститель".

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер "ТУ".

"Пылесос".

Черная речка под землей

Сотни километров течет

. "Нефтепровод".

Изучая тему "Правописание падежных окончаний имен существительных", я использую загадки , которые учащиеся записывают полностью, а также отгадывают их, выделяют окончания существительных.

В поле родился, на заводе варился, на столе растворился

. "Сахар".

Сидит на ложке, свесив ножки.

"Лапша".

К теме "Имя прилагательное. Разряды имен прилагательных, краткие прилагательные" мною подобраны загадки:

Бархатные лапки, на лапках царапки.

"Кошка".

В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?

"Рябина".

Красна, сладка, душиста, растет низко, к земле близко.

"Земляника".

При изучении темы "Имя существительное" и темы "Имя прилагательное" я провожу выборочные диктанты с использованием карточек. Читаю текст, ребята выписывают только словосочетания существительное + прилагательное. Проверку провожу так: один из учеников читает выписанные словосочетания, а все остальные поднимают карточки с буквой, обозначающей падеж. При такой проверке сразу видно, кто из учащихся затрудняется в определении падежей существительных, а поэтому допускает ошибки в окончаниях. Такая работа проводится по проверке усвоения склонения существительных, правописания суффиксов прилагательных.

Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Диктую слова: плащ печь нож мышь рожь тишь врач камыш

Учащиеся легко справляются с заданием.

После изучения темы "Качественные и относительные имена прилагательные" тоже использую игру "Четвертый лишний". Читаю слова: красный летний добрый стеклянный сахарный синий зеленый сельский Ребята находят "лишние" слова и объясняют их правописание.

При изучении темы "Сложные прилагательные" провожу игру "Одним словом". Ученики получили задание заменить определения из нескольких слов одним прилагательным:

"завод, на котором строят машины -машиностроительный завод".

В игре применяется элемент соревнования, отмечается, кто скорее выполнит задание.

Игра "Кто наблюдательнее?" развивает внимание учащихся, улучшает их речь.

При изучении темы "Фонетика" также провожу игры.

1. Кто быстрее и больше запишет слов, в которых букв больше, чем звуков: конь, мель, печь.

2. Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.

3. "Сквозная буква". Предлагаю ученикам считать одну из букв сквозной, т.е. стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова: река, песня, лесной и т.д. Можно задать вопросы-шутки:

1. Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).

2. Что стоит посередине земли? (Буква М)

. 3. Что находится в начале книги? (Буква К).

При повторении темы "Синонимы и антонимы" предлагаю игру "Кто больше?" За 5 минут учащиеся должны записать антонимические пары:

1. обозначающие время: рано - поздно, утро-вечер, день-ночь;

2. обозначающие пространство: далекий - близкий, высокий - низкий, длинный - короткий;

3. обозначающие чувства, настроение человека: веселый - грустный, добрый - злой, здоровый - больной.

Выигрывает тот, кто первым запишет наибольшее количество антонимов. которая опирается на материал для внеклассного чтения. Начинаю читать известные учащимся стихотворения, а они по очереди продолжают их. В тетрадях записываются слова с определенной орфограммой. Отвечающий говорит правило, приводит примеры. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.

Г) Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий.

Предложите детям стать ненадолго пытливыми исследователями какой-либо лингвистической проблемы.

Наиболее типичны следующие:

• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно сформулированный вопрос ( в основе - сопоставление несопоставимых, на первый взгляд, фактов);

• сочинение на лингвистическую тему ( в серьезной или занимательной форме);

• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры

• ( инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ- исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники ( в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и пеленкой?

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой ?

3. Являются ли однокоренные слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренные слова: оса, ось, осина, осел, основа, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задания 2. Напишите сочинение на одну из тем ( в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка?)

2. «Портреты» суффиксов ( -чик- -щик, - тель), приставок (пре- при, раз- рас, с-), корней- омонимов.

3. Знакомые незнакомцы ( о заимствованных словах).

4. Как вас теперь называть? ( О переходе слов из одной части речи в другую).

5. История слов в истории города ( о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

Задания «на засыпку»

• Лингвистический диктант.

Наука о языке (языкознание). Графическое обозначение звука на письме. (буква). Часть слова перед корнем ( приставка). Определение, выраженное существительным (приложение). Вода, от воды, к воде…( склонение).

Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль … (словосочетание).

3. Игровые технологии и их классификация

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

• мотивационный;

• ориентационно-целевой;

• содержательно-операционный;

• ценностно-волевой;

• оценочный.

-Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.

-Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.

-Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.Ориентировочная основа действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые, как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе. Пример: в играх-путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др.

-Ценностно-волевой компонентобеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

-Оценочный компонентигры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.

Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры. Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.Начало любой игры - это, прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Архангельской области…».

Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Нередко учителю стоит произнести «Представьте, что…», как они начинают входить в игру. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.

Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.Какие игровые правила следует выработать в процессе подготовки к игре? Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации: ты - «филолог», ты - «учитель», ты - «поэт». Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса русского языка.

Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила межличностных отношений. Без введения этих правил, игра будет неуправляемой, а учебные цели не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: закончил свою работу - помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение товарища и т.д. В играх-состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).

Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.

Характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. Ученики 5-7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы.Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для них организуются игры, сюжеты которых взяты из исторических и приключенческих книг. Особый интерес в этом возрасте вызывают компьютерные игры.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10-11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться.

Старшеклассников привлекают и разнообразные словесные игры: кроссворды, сканворды, шарады, развивающие память, логическое мышление (Найди ошибку в тексте, реши задачу), а также игры-состязания (Клуб знатоков, КВН), ролевые игры, требующие активной речевой деятельности (пресс-конференция, презентация, брифинг), их также привлекают роли, имеющие высокий общественный статус (министр, дипломат, академик). Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов. Об этих возрастных особенностях учитель помнит при организации игр. Значение игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником - партнерские.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры.

Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.

Во время игры решаются определенные задачи:

1) победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в какой-либо роли. Перед учениками не ставится прямая цель - овладеть определенными знаниями, умениями;

2) добровольный характер игры диктует добровольное подчинение всех участников игровым правилам;

3) игра должна заинтриговать (удивить, поразить воображение и, может быть, поставить в тупик). Поэтому в ней должны участвовать все («слабым» ученикам надо дать возможность поверить в себя);

4) игра должна обеспечивать более высокую, по сравнению с обычными формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную результативность.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

-По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

-По характеру педагогического процесса:

1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

-По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

-По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

4. Новизна опыта

В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, учитель использует игровую деятельность в следующих случаях:

в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Используя развивающие игры, педагогу удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.







Заключение.

Таким образом, для того, чтобы игровая технология выполняла свои функции и решала педагогические цели, необходимо тщательно проработать организационные и содержательные аспекты создания игровых групп, распределения в них ролей с учетом не только игровых, но и целевых интересов группового взаимодействия. Это дает возможность рационально использовать преимущества и развивающий потенциал игрового моделирования.

Выявлено, что изменилось отношение к изучению русского языка, появился интерес к выполнению творческих заданий, что способствовало развитию умственных и творческих способностей.

В то же время необходим системный подход, пошаговое использование игровой технологии; необходима диагностика. Как результат этого - участие ребят в олимпиадах, конкурсах. Больше занимающихся на «4» и «5».

Собрана определенная игротека по некоторым вопросам и по определенным темам.

«Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф.И.Буслаев.

Использование игровых форм помогают учитель сделать урок интересным, в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.







Литература

1. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка». - М.: «Русский язык», 1989.-213с.

2. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.

3. Выготский Л.С. «Педагогическая психология».- М.: «Педагогика», 1991 г.-79с.

4. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Педагогический университет.- М.: «Первое сентября», 2009.-78с.

5. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128 с.

6. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.

7. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67

8.Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.





© 2010-2022