Отзыв на произведение Распутина Уроки французского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наступил сентябрь - месяц , который ассоциируется у нас с 1 сентября, со школьными уроками. И как- то сами собой, ненавязчиво, приходят воспоминания о наших школьных учителях, о произведениях, в которых рассказывается о школьных буднях. «Уроки французского» - это один из тех замечательных рассказов для любого возраста, который никого не оставляет равнодушным. Его можно читать многократно, и каждый раз он будет приоткрывать читателю все новые и новые свои грани. Простая, незамысловатая история послевоенного детства вдруг заставляет нас вспомнить свою школу и своих учителей. Странно, но чаще мы вспоминаем ни столько те знания, что они в нас вложили, сколько их душевные качества. И если вдуматься, то чаще всего любимым будет не тот учитель, который вдолбил в наши голову знания, а тот , кто был для нас примером для подражания, тот, кто учил нас оставаться людьми в любой ситуации, кто мог выслушать нас и понять. Рассказ «Уроки французского» - именно об этом.

«Каждый учитель - педагог, но не каждый педагог - учитель»,- прочитала я в одном из отзывов о рассказе В.Распутина и задумалась. Для большинства эти понятия абсолютно идентичны, просто слова - синонимы.

Пришлось заглянуть в словарь:

Педагог (греч. paidagogós - воспитатель, от páis, родительный падеж paidós - дитя и ágo - веду, воспитываю).

Учитель - тот, кто учит, передает знания .

Похоже, что эти две профессии изначально предполагали разный подход к ребенку и воспитанию. Учитель - вкладывает уже выработанные кем- то другим знания в головы своих учеников. Педагог же идет рядом с ребенком и методом проб и ошибок, наблюдений, подсказок находит совместно с ним решение. Поэтому учителя - это « ремесленники» своего дела, а педагоги- художники, скульпторы, убирающие все ненужное , наносное с наших умов и души. Для меня педагог - всегда будет стоять немного выше учителя. И вспомним мы именно педагога, если нам повезло встретить его на нашем школьном пути. Они пытались научить нас быть людьми. Получилось или нет, но может быть поэтому «… мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после».

Герою этого рассказа не должно быть стыдно за себя, ведь он с самого детства уже был самым настоящим Человеком с большой буквы. Он смог вырваться из деревни и не загордиться, его обирали , но он даже в мыслях не допускал , что можно выследить вора или пожаловаться кому-нибудь, он никогда и ни у кого не просил помощи, искал и находил выход самостоятельно. Пусть не всегда правильный, но всегда действенный. Его не любили: «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех ненавидит его тот, кто идет за ним следом». Какие же истины пришлось понять этому мальчику в его годы! И какое счастье, что на его пути встретилась Лидия Михайловна, молоденькая учительница французского языка.

По мере того, как развивались события в рассказе, барьер между учителем и учеником постепенно таял, обнажая истинную природу души каждого из них. Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, когда ,узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому языку берет над ним негласную опеку. Главный же герой, подсознательно ощущает, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают ее обрывки фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искреннее, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться . Сначала она пытается под видом занятий заманить его к себе домой, обогреть и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чём не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Сколько же душевного тепла было в Лидии Михайловне при полном отсутствии хитрости, практичности, мудрости! Наивно и глупо было посылать посылку с продуктами, недоступными в послевоенные годы. Но ею двигало желание помочь ученику выжить , а не желание получить благодарность и бонусы за доброе дело. Именно поэтому она идет на должностное преступление, за которое сейчас бы ее просто лишили права заниматься педагогической деятельностью - она начинает играть с учеником на деньги и (о, ужас!) проигрывать ему.

Молодая педагог оказалась добрее, человечнее, мудрее всех своих коллег. Изгнанная из школы, она навсегда поселилась в сердце своего ученика, и теперь , каждый раз вдыхая запах яблок, он будет вспоминать уроки человечности и учительницу, которая их преподавала…

Поэтому известную фразу «Каждый учитель - педагог, но не каждый педагог - учитель», я бы изменила : «Не каждый учитель - педагог, но каждый педагог- учитель!» А еще я хочу, чтобы каждый из нас в эти сентябрьские дни вспомнил бы своих педагогов и учителей и не постеснялся бы сказать им слова благодарности за то, что они были в нашей жизни!

© 2010-2022