- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Багир Л.А. |
Дата | 02.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Планируемые результаты освоения материала
Виды, формы
контроля
Дата
1
Слово о русском языке
1
Комбинированный
Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией
и условиями речевого общения
Знать: некоторые особенности развития русского языка; понятия речь, формы речи, речевая ситуация.
Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления.
Иметь представление
о социальной сущности языка
Организация
совместной учебной деятельности
ЛЕКСИКА (12 Ч.)
2-3
Слово и его значение. Однозначность и многозначность.
2
Комбинированный
Лексическая система русского языка. Сис-тематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха»; формирование умения различать прямое и переносное значения слов, сравнивать статьи в толковом словаре, определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем
Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, понятие однозначные и многозначные слова.
Уметь: определять
прямое и переносное значение слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль
Организация
совместной учебной деятельности
4
Р/р. Лингвистический анализ текста
1
Урок контроля ЗУН
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов
Знать: особенность текстов по стилю и типу.
Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей
Тренинг, практикум
5-6
Смысловые отношения между словами.
2
Урок систематизации ЗУН
Формирование умения определять смысловые отношения между словами;
синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте; отличие омонимов, паронимов от многозначных слов; определение стилистической
окраски синонимов. Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики
Знать: специфику
смысловых отношений между словами.
Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте
Конструирование предложений
7
Административная к/р
1
Урок контроля ЗУН
8-9
Происхождение лексики современного русского языка.
2
Комбинированный
Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова)
Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.
Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
Конструирование предложений
10
Фразеология. Употребление фразеологизмов.
1
Комбинированный
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая
и стилистическая
синонимия
Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов
Конструирование предложений
11-12
Р/р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач
1
Урок контроля ЗУН
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограмм
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Тренинг, практикум
ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ (5 Ч.)
13
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии
1
Комбинированный
Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения. Выразительные средства русской фонетики.
Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Знать: основные
орфограммы, изученные ранее.
Уметь: соблюдать
в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, речевого общения, основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор
Беседа, проблемные задания
14-15
Фонетический разбор слова. Чередование звуков
2
Комбинированный
Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства
Беседа, проблемные задания
ОРФОЭПИЯ ( 2 Ч.)
16
Орфоэпические нормы
современного русского языка.
1
Комбиниро-ванный
Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, а в практике речевого общения - основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; выполнять орфографический и фонетический разбор
Организация
совместной учебной деятельности
17
Контрольный тест.
1
Урок контроля ЗУН
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений,
навыков
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Тренинг, практикум
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (2 Ч.)
18
Морфемика
и словообразование. Морфемный анализ слова.
1
Комбинированный
Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разбор. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию
в практике правописания, не забывая следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных
Организация
совместной учебной деятельности
19
Словообразователь-
ный разбор слова.
1
Комбинированный
Основные способы словообразования. Морфологические
и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор Применение знаний по морфемике
и словообразованию в практике правописания
Знать: виды морфем
(корень, приставка,
суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов
Организация
совместной учебной деятельности
20
Орфография
и культура речи. Орфографические нормы
1
Комбинированный
Понятие орфограмма. Основные принципы
и нормы современной русской орфографии. Актуализация
навыков применения орфограмм, связанных с употреблением ъ и ь, ь после шипящих; чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на -з, -с. Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы
Знать: основные
нормы русского лите-
ратурного языка (грамматические и орфо-
графические).
Уметь: опознавать
языковые единицы,
проводить различные виды их анализа;
соблюдать в практике письма основные
правила орфографии; составлять словарный диктант на
повторяемые орфограммы;
решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов
Тренинг, практикум
21
Принципы русской
орфографии
1
Комбинированный
Принципы русской орфографии (фонети-ческий, морфологический, традиционный). Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением приставок пре- и при-, суффиксов
-ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-; гласных перед суффиксами -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-;
н и нн в суффиксах прилагательных
и причастий
Тренинг, практикум
22
Разделы русской орфографии
1
Комбинированный
Дифференцирующий принцип русской орфографии. Принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание; употребление прописных букв, правила переноса слов. Актуализация
навыков применения орфограмм, связанных с правописанием не с частями речи; слитным, дефисным, раздельным написанием слов
Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы. Уметь решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов
Тренинг, практикум
23
Трудные случаи правописания слов
1
Урок
систематизации ЗУН
Применение знаний
по орфографии в практике правописания
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).
Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению
Работа
с деформированным текстом
24-25
Повторение
орфографии.
Совершенствование орфографических на-
выков
2
Урок
систематизации ЗУН
Применение знаний
по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения
Работа
с деформированным текстом
26
Контрольный тест
1
Урок контроля ЗУН
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы
Тренинг, практикум
27-28
Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова
2
Комбинированный
Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных
в корне слова
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные видытих анализа; соблюдать
в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов
Тренинг, практикум
29
Правописание гласных после шипящих и ц
1
Комбинированный
Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после
шипящих и ц
Тренинг, практикум
30
Правописание
согласных
в корне слова. Правописание двойных согласных
1
Урок
систематизации ЗУН
Применение знаний
по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).
Уметь: применять изученные правила, пользоваться
определенными способами их применения
Работа
с деформированным текстом
31
Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая
и композиционная целостность текста
1
Комбинированный
Текст, его строение и виды его преобразования
Знать: признаки текста
и его функционально- смысловых типов.
Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Организация
совместной учебной деятельности
32-33
Р/р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста
2
Комбинированный
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ текста.
34-35
Правописание приставок. Гласные ы, и после приставок
2
Комбинированный
Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок на -з,
-с, пре-, при- и т. д.
Знать: основные
нормы русского литературного языка (грамматические и орфо-
графические).
Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы.
Тренинг, практикум
МОРФОЛОГИЯ (32 Ч.)
36
Система
частей речи
в русском
языке
1
Комбинированный
Углубление знаний учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, принципах выделения частей речи и их составе в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую
Знать: основные положения теоретической грамматики, касающиеся принципов выделения частей речи; содержательной стороны морфологических категорий; особенностей употребления форм именных частей речи и глагола; основные особенности словоизменения и явления, сопутствующие ему (морфонологические чередования, образование форм от разных основ, перемещение ударения и т. д.), основные случаи вариантности.
Уметь: определять возможные стилистические различия между вариантными формами, дать при морфологическом разборе соответствующую характеристику любой словоформы существительного, глагольной формы и т. д.
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
37
Систематизация знаний
о частях речи. Морфологические нормы
1
Урок
систематизации ЗУН
Общее грамматическое значение,
грамматические формы
и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи
Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
Комментированное письмо. Самостоятельная работа
38
Правописание окончаний и суффиксов сущест-вительных
1
Урок
систематизации ЗУН
Систематизация ранее изученного
об имени существительном, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов склоняемых частей речи
Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Самостоятельная работа Фронтальный опрос.
39-40
Имя прилагательное. Разряды и степени сравнения прилагательных.
2
Урок
систематизации ЗУН
Систематизация ранее изученного об имени прилагательном, углубление
понятия о роли имен в речи; определение синтаксической роли
склоняемых частей речи в предложении
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи.
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
41-42
Правописание окончаний и суф-фиксов имен прилагательных
2
Урок
систематизации ЗУН
Систематизация ранее изученного об имени прилагательном; формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов прилагательных
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
43
Правописание сложных имен существительных
и прилагательных
1
Урок
систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах,
порядка действий при решении орфографических задач
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).
Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфо-
граммы
Тематический диктант
44-45
Склонение и правописание числительных. Грамматические нормы
2
Урок
систематизации ЗУН
Систематизация ранее изученного об имени числительном, совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи
Знать: общее грамматическое значение, морфологические при-знаки и синтаксическую роль числительных.
Уметь: находить числительные в тексте, определять их синтак-
сическую роль в предложении, применять на практике знания
по грамматике
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
46-47
Р/р. Функционально-смысловые типы
речи. Особенности рассуждения как типа речи.
2
Урок
систематизации ЗУН
Функциональные
разновидности языка (книжный и разговорный язык), функциональные стили (научный, публицистический, официально-
деловой); язык художественной литературы. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для текста-рассуждения
Знать: признаки текста
и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы.
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст
Работа
с деформиро-
ванным текстом
48
Правописание местоимений. Морфологические нормы
1
Урок
систематизации ЗУН
Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль
местоимения в предложении
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, частицей).Уметь: находить
местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в пред-
ложении
Фронтальный опрос. Само-
стоя-
тельная работа
49-50
Правописание личных окончаний
и суффиксов глаголов.
2
Урок
систематизации ЗУН
Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний: особенности функционирования глаголов в речи,
отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов
Знать: общее грамматическое значение, морфологические при-знаки и синтаксическую роль глагола.
Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола
Фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
51-52
Глагольные формы - причастие и деепричастие
2
Урок
систематизации ЗУН
Систематизация ЗУН
по теме «Глагольные формы - причастие
и деепричастие», углубление знаний: особенности функционирования глагольных форм в речи;
отработка умения
правильно употреблять глагольные
формы в речи
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки
и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия.
Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике
Органи-
зация
совместной
учебной деятель-
ности
53-54
Значение
и употребление, правописание причастий и деепричастий
2
Урок
систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм и пункто-грамм причастия
и деепричастия, изученных в 7-8 классах, порядка действий при решении орфографических и пунктуационных задач
Знать: основные
нормы русского литературного языка (грамматические и орфо-
графические).
Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм
Тематический диктант
55
Наречия и наречные сочетания.
1
Урок
система-
Систематизация
ранее изученного о наречии, углубление знаний: особенности функционирования наречий в речи
Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.
Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении
Фронтальный
опрос.
Самостоятельная работа
56-57
Правописание наречий и наречных
сочетаний.
2
Урок
систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм наречия, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических
задач
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм
Тематический диктант
58-59
Правописание производных предлогов
2
Урок
систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.
Тематический диктант
60
Правописание союзов
1
Урок
систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах,
порядка действий при решении орфо-графических задач
Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).
Уметь: применять
изученные правила, пользоваться определенными способами
по их применению;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы
Тематический диктант
61
Правописание частиц
1
Урок
систематизации ЗУН
Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классе, порядок действий при решении орфографических задач
Тематический диктант
62
Контрольная работа на промежуточной аттестации
1
Урок контро
ля ЗУН
Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы
Тест
63-64
Омонимия
частей речи
2
Комбинированный
Принципы выделения частей речи
и состав частей речи в русском языке.
Спорные вопросы определения часте-
речной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую
Знать: классы слов,
не входящие в части
речи.
Уметь: находить
в тексте примеры омонимии частей речи; использовать в речи данное явление
Организация
совместной учебной
деятельности
65
Речевое общение как форма взаимодействия
людей
1
Комбинированный
Осознание целей
и ситуации речевого общения как формы взаимодействия людей. Разновидности речевого общения (неопосредованное
и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое); их особенности. Формирование навыка использования языковых средств в устной
и письменной речи в соответствии с целями и условиями общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления
Знать: о речи как форме существования
языка и источнике его развития, речевом общении как форме взаимодействия людей. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства
Организация
совместной учебной деятельности
66-67
Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту
2
Урок
развития речи
Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Микротема. Абзац
Знать: признаки текста
и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст
Организация
совместной учебной
деятельности
68
Итоговое занятие
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-Пкл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета на 2 часа в неделю (10 класс - 68 часов)
Выбор авторской программы мотивирован и тем, что
-
программа и учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» для общеобразовательных классов;
-
соответствует стандарту основного общего образования;
-
методологической основой данной программы и курса являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку.
-
она построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
-
она способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
-
обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
-
способствует эффективной подготовке к государственной итоговой аттестации.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе, а также развитие творческого потенциала учащихся.
Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами наук о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное,
публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.
Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета.
Всё это свидетельствует о том, что данный курс, прежде всего, практикоориентированный, направленный на усиление практической направленности изучаемого теоретического материала.
Теоретический материал, изучаемый в ходе работы, охватывает все разделы науки о языке. Каждый раздел открывается перечнем основных терминов и понятий, которые являются «сквозными», важными для каждой учебной темы внутри раздела. Учащиеся осваивают лингвистическую терминологию, учатся оперировать основными понятиями. Авторы УМК придерживаются принципов преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 - 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественно восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков, а с другой стороны, расширить лингвистически кругозор учеников, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизм их функционирования в речи.
Основа любой темы - сведения, знакомые ученикам из курса русского языка девятилетней школы (общего образования). Эти сведения уточняются, дополняются информацией, связанной со стилистикой русского языка и культурой речи, историческим комментарием или большим числом правил и нормативных вариантов. В связи с этим авторы сочли необходимым включить в учебное пособие разделы «Культура речи», «Стилистика», «Из истории языкознания». Данный расширенный материал для учащихся общеобразовательных и профильных неязыковых классов является ознакомительным.
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-
Гольцова Н.Г. Программа курса. Русский язык 10 - 11 классы.
-
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.
-
Государственного стандарта общего образования
-
Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку
-
Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
-
Учебно-методический комплект для учащихся:
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 8-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык: Трудные вопросы морфологии: 1011 классы: Для учащихся старших классов, учителям, абитуриентам и др. - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
-
Методические пособия для учителя:
-
Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина)/ Н.Г. Гольцова - 7-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012.
-
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина): Базовыйй уровень. Профильный уровень/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина- 7е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012.
-
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина- 6-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 8-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык: Трудные вопросы морфологии: 1011 классы: Для учащихся старших классов, учителям, абитуриентам и др. - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Формирование универсальных учебных действий приведет к следующим результатам:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
-
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
-
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
-
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
-
владение всеми видами речевой деятельности:
-
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
-
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
-
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
-
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
-
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
-
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
-
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
-
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
-
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные ЗУНы
ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся 10 класса в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся основной и средней ступени образования.
Учащиеся должны знать:
-
Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:
-
Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
-
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
-
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
-
Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
-
Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
-
Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
-
Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.