Рабочая программа по литературе

В 10-ом классе предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Программа предполагает изучение литературы на базовом уровне. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, раз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип
урока

Элементы

содержания

Планируемые результаты освоения материала

Виды, формы
контроля

Дата

1

Слово о русском языке

1

Комбинированный

Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Принципы выбора и организации языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией

и условиями речевого общения

Знать: некоторые особенности развития русского языка; понятия речь, формы речи, речевая ситуация.

Уметь: оперировать терминами при анализе языкового явления.

Иметь представление

о социальной сущности языка

Организация

совместной учебной деятельности


ЛЕКСИКА (12 Ч.)


2-3

Слово и его значение. Однозначность и многозначность.

2

Комбинированный

Лексическая система русского языка. Сис-тематизация изученного ранее по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Метафора, метонимия, синекдоха»; формирование умения различать прямое и переносное значения слов, сравнивать статьи в толковом словаре, определять значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения, понятие однозначные и многозначные слова.

Уметь: определять
прямое и переносное значение слов, значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем; осуществлять речевой самоконтроль

Организация

совместной учебной деятельности

4

Р/р. Лингвистический анализ текста

1

Урок контроля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов

Знать: особенность текстов по стилю и типу.

Уметь: отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст; проводить лингвистический анализ текстов различных стилей

Тренинг, практикум

5-6

Смысловые отношения между словами.

2

Урок систематизации ЗУН

Формирование умения определять смысловые отношения между словами;
синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте; отличие омонимов, паронимов от многозначных слов; определение стилистической
окраски синонимов. Анализ, выбор, использование выразительных средств лексики

Знать: специфику
смысловых отношений между словами.

Уметь: определять синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значение в контексте

Конструирование предложений

7

Административная к/р

1

Урок контроля ЗУН




8-9

Происхождение лексики современного русского языка.

2

Комбинированный

Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова)

Знать: сферы употребления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь.

Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

Конструирование предложений

10

Фразеология. Употребление фразеологизмов.

1

Комбинированный

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая
и стилистическая
синонимия

Знать: понятие фразеологизмы. Уметь: определять фразеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов

Конструирование предложений

11-12

Р/р. Лексический анализ текста с решением тестовых задач

1

Урок контроля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограмм

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

ФОНЕТИКА. ОРФОГРАФИЯ (5 Ч.)

13

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

1

Комбинированный

Понятия фонема, открытый и закрытый слоги. Особенности русского словесного ударения. Выразительные средства русской фонетики.

Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Знать: основные
орфограммы, изученные ранее.

Уметь: соблюдать

в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, речевого общения, основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор

Беседа, проблемные задания

14-15

Фонетический разбор слова. Чередование звуков

2

Комбинированный

Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительные средства

Беседа, проблемные задания


ОРФОЭПИЯ ( 2 Ч.)

16

Орфоэпические нормы
современного русского языка.

1

Комбиниро-ванный

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, а в практике речевого общения - основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; выполнять орфографический и фонетический разбор

Организация

совместной учебной деятельности


17

Контрольный тест.

1

Урок контроля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений,
навыков

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Тренинг, практикум

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (2 Ч.)

18

Морфемика

и словообразование. Морфемный анализ слова.

1

Комбинированный

Понятие морфемы. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разбор. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

Знать: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: применять знания по морфемике и словообразованию
в практике правописания, не забывая следующее: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных

Организация

совместной учебной деятельности

19

Словообразователь-

ный разбор слова.

1

Комбинированный

Основные способы словообразования. Морфологические
и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор Применение знаний по морфемике

и словообразованию в практике правописания

Знать: виды морфем

(корень, приставка,
суффикс, окончание, основа слова),
чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь: производить морфемный и словообразовательный анализ слов

Организация

совместной учебной деятельности


ОРФОГРАФИЯ (16 Ч.)

20

Орфография

и культура речи. Орфографические нормы

1

Комбинированный

Понятие орфограмма. Основные принципы

и нормы современной русской орфографии. Актуализация
навыков применения орфограмм, связанных с употреблением ъ и ь, ь после шипящих; чередование гласных, правописание суффиксов, приставок на -з, -с. Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы

Знать: основные
нормы русского лите-
ратурного языка (грамматические и орфо-
графические).

Уметь: опознавать
языковые единицы,
проводить различные виды их анализа;
соблюдать в практике письма основные
правила орфографии; составлять словарный диктант на

повторяемые орфограммы;
решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Тренинг, практикум

21

Принципы русской
орфографии

1

Комбинированный

Принципы русской орфографии (фонети-ческий, морфологический, традиционный). Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с употреблением приставок пре- и при-, суффиксов
-ущ-, -ющ-, -ащ-,-ящ-; гласных перед суффиксами -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-;
н
и нн в суффиксах прилагательных
и причастий

Тренинг, практикум

22

Разделы русской орфографии

1

Комбинированный

Дифференцирующий принцип русской орфографии. Принципы, регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание; употребление прописных букв, правила переноса слов. Актуализация

навыков применения орфограмм, связанных с правописанием не с частями речи; слитным, дефисным, раздельным написанием слов

Классификация ошибок, правильное графическое объяснение орфограммы. Уметь решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Тренинг, практикум




23

Трудные случаи правописания слов

1

Урок
систематизации ЗУН

Применение знаний

по орфографии в практике правописания

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению

Работа

с деформированным текстом

24-25

Повторение

орфографии.

Совершенствование орфографических на-

выков

2

Урок
систематизации ЗУН

Применение знаний

по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения

Работа

с деформированным текстом

26

Контрольный тест

1

Урок контроля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы

Тренинг, практикум

27-28

Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова

2

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных

в корне слова

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные видытих анализа; соблюдать

в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов

Тренинг, практикум

29

Правописание гласных после шипящих и ц

1

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после
шипящих и ц

Тренинг, практикум

30

Правописание
согласных
в корне слова. Правописание двойных согласных

1

Урок
систематизации ЗУН

Применение знаний

по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться

определенными способами их применения

Работа

с деформированным текстом

31

Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая
и композиционная целостность текста

1

Комбинированный

Текст, его строение и виды его преобразования

Знать: признаки текста

и его функционально- смысловых типов.

Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Организация

совместной учебной деятельности

32-33

Р/р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста

2

Комбинированный

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Анализ текста.

34-35

Правописание приставок. Гласные ы, и после приставок

2

Комбинированный

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок на -з,
-с, пре-, при-
и т. д.

Знать: основные
нормы русского литературного языка (грамматические и орфо-
графические).

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы.

Тренинг, практикум


МОРФОЛОГИЯ (32 Ч.)



36

Система
частей речи
в русском
языке

1

Комбинированный

Углубление знаний учащихся о самостоятельных и служебных частях речи, принципах выделения частей речи и их составе в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую

Знать: основные положения теоретической грамматики, касающиеся принципов выделения частей речи; содержательной стороны морфологических категорий; особенностей употребления форм именных частей речи и глагола; основные особенности словоизменения и явления, сопутствующие ему (морфонологические чередования, образование форм от разных основ, перемещение ударения и т. д.), основные случаи вариантности.

Уметь: определять возможные стилистические различия между вариантными формами, дать при морфологическом разборе соответствующую характеристику любой словоформы существительного, глагольной формы и т. д.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа

37

Систематизация знаний
о частях речи. Морфологические нормы

1

Урок
систематизации ЗУН

Общее грамматическое значение,

грамматические формы
и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи

Знать: языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Комментированное письмо. Самостоятельная работа

38

Правописание окончаний и суффиксов сущест-вительных

1

Урок
систематизации ЗУН

Систематизация ранее изученного
об имени существительном, формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов склоняемых частей речи

Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Самостоятельная работа Фронтальный опрос.




39-40

Имя прилагательное. Разряды и степени сравнения прилагательных.

2

Урок
систематизации ЗУН

Систематизация ранее изученного об имени прилагательном, углубление
понятия о роли имен в речи; определение синтаксической роли

склоняемых частей речи в предложении

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль склоняемых частей речи.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа

41-42

Правописание окончаний и суф-фиксов имен прилагательных

2

Урок
систематизации ЗУН

Систематизация ранее изученного об имени прилагательном; формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний и суффиксов прилагательных

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа

43

Правописание сложных имен существительных
и прилагательных

1

Урок
систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах,

порядка действий при решении орфографических задач

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфо-
граммы

Тематический диктант

44-45

Склонение и правописание числительных. Грамматические нормы

2

Урок
систематизации ЗУН

Систематизация ранее изученного об имени числительном, совершенствование навыка применения основных типов орфограмм склоняемых частей речи

Знать: общее грамматическое значение, морфологические при-знаки и синтаксическую роль числительных.

Уметь: находить числительные в тексте, определять их синтак-
сическую роль в предложении, применять на практике знания
по грамматике

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа




46-47

Р/р. Функционально-смысловые типы
речи. Особенности рассуждения как типа речи.

2

Урок
систематизации ЗУН

Функциональные
разновидности языка (книжный и разговорный язык), функциональные стили (научный, публицистический, официально-
деловой)
; язык художественной литературы. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для текста-рассуждения

Знать: признаки текста

и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой); язык художественной литературы.

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Работа

с деформиро-
ванным текстом

48

Правописание местоимений. Морфологические нормы

1

Урок
систематизации ЗУН

Систематизация ранее изученного о местоимении, углубление понятия о роли местоимений в речи, формирование умения определять синтаксическую роль
местоимения в предложении

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений, парадигму личных местоимений, орфограмму-пробел (местоимение с предлогом, частицей).Уметь: находить
местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в пред-
ложении

Фронтальный опрос. Само-
стоя-
тельная работа

49-50

Правописание личных окончаний
и суффиксов глаголов.

2

Урок
систематизации ЗУН

Систематизация ранее изученного о глаголе, углубление знаний: особенности функционирования глаголов в речи,

отработка умения правильно писать личные окончания и суффиксы глаголов

Знать: общее грамматическое значение, морфологические при-знаки и синтаксическую роль глагола.

Уметь: находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа




51-52

Глагольные формы - причастие и деепричастие

2

Урок
систематизации ЗУН

Систематизация ЗУН

по теме «Глагольные формы - причастие

и деепричастие», углубление знаний: особенности функционирования глагольных форм в речи;

отработка умения
правильно употреблять глагольные
формы в речи

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки

и синтаксическую роль причастия и деепричастия, орфографию причастия и деепричастия.

Уметь: применять изученные орфографические правила; использовать изученную часть речи в устной и письменной практике

Органи-

зация
совместной
учебной деятель-

ности

53-54

Значение
и употребление, правописание причастий и деепричастий

2

Урок
систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм и пункто-грамм причастия
и деепричастия, изученных в 7-8 классах, порядка действий при решении орфографических и пунктуационных задач

Знать: основные
нормы русского литературного языка (грамматические и орфо-
графические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами по их применению; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм

Тематический диктант

55

Наречия и наречные сочетания.

1

Урок
система-

Систематизация
ранее изученного о наречии, углубление знаний: особенности функционирования наречий в речи

Знать: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий.

Уметь: находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Фронтальный

опрос.

Самостоятельная работа

56-57

Правописание наречий и наречных
сочетаний.

2

Урок
систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм наречия, изученных в 5-7 классах, порядка действий при решении орфографических
задач

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры изученных орфограмм

Тематический диктант

58-59

Правописание производных предлогов

2

Урок
систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах, порядка действий при решении орфографических задач

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Уметь: применять изученные правила, пользоваться определенными способами их применения; соблюдать в практике письма основные правила орфографии.

Тематический диктант

60

Правописание союзов

1

Урок
систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах,

порядка действий при решении орфо-графических задач

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Уметь: применять
изученные правила, пользоваться определенными способами
по их применению;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на данные орфограммы; находить в тексте примеры на изученные орфограммы

Тематический диктант

61

Правописание частиц

1

Урок
систематизации ЗУН

Совершенствование навыка применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классе, порядок действий при решении орфографических задач

Тематический диктант

62

Контрольная работа на промежуточной аттестации

1

Урок контро

ля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные орфограммы

Тест




63-64

Омонимия
частей речи

2

Комбинированный

Принципы выделения частей речи
и состав частей речи в русском языке.
Спорные вопросы определения часте-
речной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую

Знать: классы слов,

не входящие в части
речи.

Уметь: находить
в тексте примеры омонимии частей речи; использовать в речи данное явление

Организация

совместной учебной

деятельности

65

Речевое общение как форма взаимодействия
людей

1

Комбинированный

Осознание целей
и ситуации речевого общения как формы взаимодействия людей. Разновидности речевого общения (неопосредованное
и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое)
; их особенности. Формирование навыка использования языковых средств в устной

и письменной речи в соответствии с целями и условиями общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления

Знать: о речи как форме существования
языка и источнике его развития, речевом общении как форме взаимодействия людей. Уметь: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства

Организация

совместной учебной деятельности

66-67

Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту

2

Урок
развития речи

Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Микротема. Абзац

Знать: признаки текста

и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Уметь: свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

Организация

совместной учебной

деятельности

68

Итоговое занятие

1



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-Пкл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета на 2 часа в неделю (10 класс - 68 часов)

Выбор авторской программы мотивирован и тем, что

  • программа и учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации» для общеобразовательных классов;

  • соответствует стандарту основного общего образования;

  • методологической основой данной программы и курса являются Образовательные стандарты среднего (полного) общего образования по русскому языку.

  • она построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

  • она способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

  • обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

  • способствует эффективной подготовке к государственной итоговой аттестации.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний, полученных в основной школе, а также развитие творческого потенциала учащихся.

Программа охватывает все разделы русского языка; основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была четко видна взаимосвязь между различными разделами наук о языке и складывалось представление о русском языке как системе. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-­трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное,

публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Особенности русского речевого этикета.

Всё это свидетельствует о том, что данный курс, прежде всего, практикоориентированный, направленный на усиление практической направленности изучаемого теоретического материала.

Теоретический материал, изучаемый в ходе работы, охватывает все разделы науки о языке. Каждый раздел открывается перечнем основных терминов и понятий, которые являются «сквозными», важными для каждой учебной темы внутри раздела. Учащиеся осваивают лингвистическую терминологию, учатся оперировать основными понятиями. Авторы УМК придерживаются принципов преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс 10 - 11 классов, с одной стороны, призван обеспечить качественно восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков, а с другой стороны, расширить лингвистически кругозор учеников, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить качественно иной уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизм их функционирования в речи.

Основа любой темы - сведения, знакомые ученикам из курса русского языка девятилетней школы (общего образования). Эти сведения уточняются, дополняются информацией, связанной со стилистикой русского языка и культурой речи, историческим комментарием или большим числом правил и нормативных вариантов. В связи с этим авторы сочли необходимым включить в учебное пособие разделы «Культура речи», «Стилистика», «Из истории языкознания». Данный расширенный материал для учащихся общеобразовательных и профильных неязыковых классов является ознакомительным.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Гольцова Н.Г. Программа курса. Русский язык 10 - 11 классы.

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку.

  3. Государственного стандарта общего образования

  4. Федерального компонента образовательного стандарта по русскому языку

  5. Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку

УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  1. Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 8-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык: Трудные вопросы морфологии: 10­11 классы: Для учащихся старших классов, учителям, абитуриентам и др. - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

  1. Методические пособия для учителя:

  1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина)/ Н.Г. Гольцова - 7-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012.

  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина): Базовыйй уровень. Профильный уровень/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина- 7­е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012.

  3. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя/ Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина- 6-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

  4. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 8-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

  5. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты. Орфография и пунктуация. 10-11 классы/ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

  6. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.Русский язык: Трудные вопросы морфологии: 10­11 классы: Для учащихся старших классов, учителям, абитуриентам и др. - 5-е изд. - М.:ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2011.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Формирование универсальных учебных действий приведет к следующим результатам:

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог - обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные ЗУНы

ЗУН, которыми должны овладеть учащиеся 10 класса в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся основной и средней ступени образования.

Учащиеся должны знать:

  • Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно­научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся должны уметь:

  • Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста

  • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


© 2010-2022