- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русской литературе
Урок по русской литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Омарова Б.З. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Омарова Б.З.
3 базовый уровень
сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область
Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни
Тип урока: урок изучения нового материала.
Применяемые модули Программы : Новые подходы в преподавании и обучении, критическое мышление, ИКТ, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых учеников, управление и лидерство в обучении
Цель : в конце урока учащиеся называют признаки реализма в русской литературе и письменно высказывают своё мнение в эссе
Задачи :
1.Научатся выделять признаки реализма, проводить обзор содержания романа;
2.Развитие навыков обобщения и систематизации знаний об истории создания романа Пушкина «Евгений Онегин»
3.Воспитание стремления к творческой самореализации, умения работать в группе.
Задания к уроку: задания даются по группам или индивидуально, учащиеся 9 класса подготавливают небольшие презентации (3-4 слайда) с устными комментариями с цитатной опорой на строфы из романа «Евгений Онегин» по следующим темам:
1. Социально-историческое развитие России первой трети XIX века (из курса истории России: государственный строй, крепостничество, сословия Гл.1 стрф. VII, Гл.2 стрф. IV). 2. Жизнь и быт Петербурга (Гл.1 стрф. ХХХV)
3. Образование дворян (Гл.1 стрф. V -VIII). 4. Стиль бидермейер . (Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира Гл.1 стрф. ХV, ХХVI).
5. Театральная жизнь пушкинской эпохи (Гл.1 стрф. ХVIII-ХХI). 6. Еда и предметы дворянского быта (Гл.1 стрф. ХVI, ХХIV)
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийные презентации к уроку.
Дидактическое обеспечение: учебник-хрестоматия; рабочая тетрадь для записей, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», таблицы демонстрационные к урокам литературы ,дополнительная литература (раздаточный материал, ресурсы).
Критерии успеха : умеют анализировать, сравнивать, обобщать; умеют формулировать вопросы по тексту произведения, умеют участвовать в коллективном диалоге; устно или письменно отвечают на проблемный вопрос; умеют формулировать проблему.
Критерии оценивания :
1. Раскрытие материала задания темы, работа с ресурсами
2. Защита собственных презентаций
3. Сотрудничество в паре, в группе; умение слушать презентации одноклассников.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
Информация о домашнем задании (комментирование).
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута).
- Приветствие учащихся,
- проверка явки учащихся,
- заполнение учителем классного журнала,
- проверка готовности учащихся к уроку,
- позитивный настрой учащихся на работу.
Приветствие учителя.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Актуализация
знаний
(8 минут)
3. Постановка учебной цели.
(1минута)
- Ребята, сегодня мы начинаем изучать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Работа с ресурсами об истории написании романа (учитель раздаёт каждому уч-ку) - предлагается ознакомиться с ресурсами инд и в парах
- Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом?
Беседа по содержанию романа
- Как автор представляет нам своего героя?
- Какие еще герои встречаются на страницах романа?
- Какова роль эпиграфов в 1 и 2 главах?
- Чем отличаются Ольга и Татьяна?
- Была ли дружба между Онегиным и Ленским?
- Какова роль описания природы?
- Какова судьба Татьяны и Ольги?
- Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? Как изменились оба героя?
Работа с ресурсами
- Рассмотрите текст и иллюстрации к нему. Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к 1 главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?
- Если говорить словами В.Белинского, то "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Почему критик так сказал о романе?
- Откройте тетради, запишите число, тему урока: « Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни»
- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его цель. С чем нам сегодня предстоит познакомиться?
- Итак, в ходе урока мы должны познакомиться с понятием «русский реалистический роман» или «реализм», а также увидеть исторические факты, запечатленные в романе «Евгений Онегин».
Называют периоды,
внимание на авторском
названии пунктов плана.
Отвечают на вопросы
(подходят к теме урока)
Говорят о правдивости, т.е. о реалистичности романа
Записывают тему в тетради.
формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Усвоение новых знаний.
( 19 минут)
Первичное закрепление знаний.
( 2 минуты)
Учитель комментирует выступления, передает слово выступающим, ориентирует учащихся на текст по ресурсам
Реализм - литературное направление, появившееся в Европе и России в 30-х годах 19 века. Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного периода. Основные черты реализма:
- объективизм в изображении жизни (авторское видение действительности);
- нравственный идеал автора.
Вопрос учителя:
- Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» русским реалистическим романом. Почему?
Выступление групп с заранее подготовленными презентациями.
Остальные девятиклассники работают с текстом в учебнике - хрестоматии, оригиналом романа
(по желанию обучающихся), а также
записывают в словарик новые
слова, термины и понятия.
Выступают с презентациями по темам:
1. Социально-историческое развитие
России первой трети XIX века
2. Жизнь и быт Петербурга
3.Образование дворян
4. Стиль бидермейер .
5.Театральная жизнь пушкинской
эпохи
6.Еда и предметы дворянского быта.
Выражают собственную точку
зрения, отвечают на вопросы
Записывают, отвечают на вопрос
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;
развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге; умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;
формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;
развитие умения формулировать проблему.
работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).
Закрепление изученного материала
(10 минуты) Эссе
Написать эссе по теме «Роман «Евгений Онегин» - вечный для всех поколений»
Пишут эссе, зачитывают
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.
(2 минуты)
Продолжите текст
Онегин - это герой времени или _______________________________________________
_______________________________________________
Это может войти в энциклопедию русской жизни ________________________________________________
________________________________________________
Выставление оценок
Продолжают текст
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
(2 минуты)
1. по группам : 1. мое представление об Онегине; о Ленском;
2. мое представление о Татьяне в виде небольших презентаций (цитаты, художественное обрамление, рисунки).
2. Задание творческого характера. Напишите эссе «Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни?» В.Белинский
Запись учащимися задания в тетради и дневники.