Урок по русской литературе

Омарова Б.З. 3 базовый уровень сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизниТип урока: урок изучения нового материала.Применяемые модули Программы : Новые подходы в преподавании и обучении, критическое мышление, ИКТ, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых учеников, управление и лидерство в обучении Цель : в конце урока учащиеся называют признаки реализма в русской литературе и письменно выс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Омарова Б.З.
3 базовый уровень
сш № 11 пос. Достык Алакольский район Алматинская область

Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Тип урока: урок изучения нового материала.

Применяемые модули Программы : Новые подходы в преподавании и обучении, критическое мышление, ИКТ, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение талантливых и одарённых учеников, управление и лидерство в обучении

Цель : в конце урока учащиеся называют признаки реализма в русской литературе и письменно высказывают своё мнение в эссе

Задачи :

1.Научатся выделять признаки реализма, проводить обзор содержания романа;

2.Развитие навыков обобщения и систематизации знаний об истории создания романа Пушкина «Евгений Онегин»

3.Воспитание стремления к творческой самореализации, умения работать в группе.

Задания к уроку: задания даются по группам или индивидуально, учащиеся 9 класса подготавливают небольшие презентации (3-4 слайда) с устными комментариями с цитатной опорой на строфы из романа «Евгений Онегин» по следующим темам:

1. Социально-историческое развитие России первой трети XIX века (из курса истории России: государственный строй, крепостничество, сословия Гл.1 стрф. VII, Гл.2 стрф. IV). 2. Жизнь и быт Петербурга (Гл.1 стрф. ХХХV)

3. Образование дворян (Гл.1 стрф. V -VIII). 4. Стиль бидермейер . (Мода бидермейера - мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда - фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира Гл.1 стрф. ХV, ХХVI).

5. Театральная жизнь пушкинской эпохи (Гл.1 стрф. ХVIII-ХХI). 6. Еда и предметы дворянского быта (Гл.1 стрф. ХVI, ХХIV)

Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийные презентации к уроку.

Дидактическое обеспечение: учебник-хрестоматия; рабочая тетрадь для записей, роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», таблицы демонстрационные к урокам литературы ,дополнительная литература (раздаточный материал, ресурсы).

Критерии успеха : умеют анализировать, сравнивать, обобщать; умеют формулировать вопросы по тексту произведения, умеют участвовать в коллективном диалоге; устно или письменно отвечают на проблемный вопрос; умеют формулировать проблему.

Критерии оценивания :

1. Раскрытие материала задания темы, работа с ресурсами

2. Защита собственных презентаций

3. Сотрудничество в паре, в группе; умение слушать презентации одноклассников.

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.

Информация о домашнем задании (комментирование).



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

- Приветствие учащихся,

- проверка явки учащихся,

- заполнение учителем классного журнала,

- проверка готовности учащихся к уроку,

- позитивный настрой учащихся на работу.

Приветствие учителя.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация

знаний

(8 минут)

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

- Ребята, сегодня мы начинаем изучать роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Работа с ресурсами об истории написании романа (учитель раздаёт каждому уч-ку) - предлагается ознакомиться с ресурсами инд и в парах

- Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом?

Беседа по содержанию романа

- Как автор представляет нам своего героя?

- Какие еще герои встречаются на страницах романа?

- Какова роль эпиграфов в 1 и 2 главах?

- Чем отличаются Ольга и Татьяна?

- Была ли дружба между Онегиным и Ленским?

- Какова роль описания природы?

- Какова судьба Татьяны и Ольги?

- Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? Как изменились оба героя?

Работа с ресурсами

- Рассмотрите текст и иллюстрации к нему. Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к 1 главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости?

- Если говорить словами В.Белинского, то "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Почему критик так сказал о романе?

- Откройте тетради, запишите число, тему урока: « Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни»

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его цель. С чем нам сегодня предстоит познакомиться?

- Итак, в ходе урока мы должны познакомиться с понятием «русский реалистический роман» или «реализм», а также увидеть исторические факты, запечатленные в романе «Евгений Онегин».

Называют периоды,

внимание на авторском

названии пунктов плана.

Отвечают на вопросы

(подходят к теме урока)

Говорят о правдивости, т.е. о реалистичности романа

Записывают тему в тетради.

формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.

( 19 минут)

Первичное закрепление знаний.

( 2 минуты)

Учитель комментирует выступления, передает слово выступающим, ориентирует учащихся на текст по ресурсам

Реализм - литературное направление, появившееся в Европе и России в 30-х годах 19 века. Под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного периода. Основные черты реализма:

- объективизм в изображении жизни (авторское видение действительности);

- нравственный идеал автора.

Вопрос учителя:

- Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» русским реалистическим романом. Почему?

Выступление групп с заранее подготовленными презентациями.

Остальные девятиклассники работают с текстом в учебнике - хрестоматии, оригиналом романа

(по желанию обучающихся), а также

записывают в словарик новые

слова, термины и понятия.

Выступают с презентациями по темам:

1. Социально-историческое развитие

России первой трети XIX века

2. Жизнь и быт Петербурга

3.Образование дворян

4. Стиль бидермейер .

5.Театральная жизнь пушкинской

эпохи

6.Еда и предметы дворянского быта.

Выражают собственную точку

зрения, отвечают на вопросы

Записывают, отвечают на вопрос

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге; умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Закрепление изученного материала

(10 минуты) Эссе

Написать эссе по теме «Роман «Евгений Онегин» - вечный для всех поколений»

Пишут эссе, зачитывают

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

(2 минуты)

Продолжите текст

Онегин - это герой времени или _______________________________________________

_______________________________________________

Это может войти в энциклопедию русской жизни ________________________________________________

________________________________________________

Выставление оценок

Продолжают текст

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

(2 минуты)

1. по группам : 1. мое представление об Онегине; о Ленском;

2. мое представление о Татьяне в виде небольших презентаций (цитаты, художественное обрамление, рисунки).

2. Задание творческого характера. Напишите эссе «Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни?» В.Белинский

Запись учащимися задания в тетради и дневники.



© 2010-2022