Урок по русскому языку для 6 класса на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года)

"Описание материала: Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» направлен на повторение и закрепление понятия «Словосочетание» в начале учебного года. Конспект содержит два раздела: в теоретическом отображаются основные понятия темы – «словосочетание», «главное слово и зависимое», типы связи слов в словосочетании, «грамматическая основа предложения»; в практическом разделе отрабатывается навык выделения словосочетаний в предложении, умение отличать словосочетание от грамматичес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 6 классе на тему «Словосочетание» (повторение в начале учебного года).

(§ 5, учебник под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. М., «Просвещение», 2010).

Цель урока - повторить и закрепить тему «Словосочетание», изученную в 5 классе.

I. Теоретическая часть.

Словосочетание:

1). Оно состоит из главного слова и зависимого.

2). От главного слова к зависимому задается вопрос.

Красный фломастер (фломастер «какой?» красный).

3). Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически.

4). Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) словосочетанием не являются.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Практическая часть:

Задание № 1: выделите из предложений словосочетания типа «глагол + существительное»:

1). Дом стоял посреди огромного парка. 2). Парк окружали огромные каналы. 3). Над каналами висели черные железные мосты. 4). Мосты охраняла стража. 5). Ваня не шел, а бежал по дороге.

Ключ:

(1) Стоял посреди парка; (2) парк окружали; (3) над каналами висели; (4) мосты охраняла; (5) бежал по дороге.

Задание № 2 (диктовка учителя): прослушайте словосочетания и запишите только его схему (частеречная принадлежность слов, главное и зависимое слово, вопрос от главного слова к зависимому).

1) Помогать старушке, 2) крылечко избы, 3) красивая брошь, 4) смотреть ласково, 5) отплыть от причала, 6) учебник сестры, 7) чудное мгновение, 8) сшить аккуратно.

Ключ:

1) Помогать старушке (гл. + сущ.), 2) крылечко избы (сущ. + сущ.), 3) красивая брошь (прил. + сущ.), 4) смотреть ласково (гл. + нар.), 5) отплыть от причала (гл. + сущ. с предлогом), 6) учебник сестры (сущ. + сущ.), 7) чудное мгновение (прил. + сущ.), 8) сшить аккуратно (гл. + нар).

Задание № 3: выделить в предложении грамматическую основу, выписать словосочетания и составить их схему:

Бурый медведь с удовольствием рвал ягоды и совсем не смотрел на нас.

Ключ:

1) Бурый медведь (прил. + сущ.), 2) рвал с удовольствием (гл. + сущ. с предлогом), 3) рвал ягоды (гл. + сущ.), 4) не смотрел совсем (гл. + нар.), 5) не смотрел на нас (гл. + мест. с предлогом).

Задание № 4: из данных сочетаний слов выпишите только словосочетания, укажите вопрос, на который отвечает зависимое слово:

(1) Прекрасное утро, (2) города и села, (3) папа работает, (4) подбежать к дому, (5) после занятий, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (8) аккуратно и красиво, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (11) урок кончился, (12) благодаря поддержке, (13) распорядок дня, (14) явилось солнце, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (17) лес шумит, (18) укрыться от мороза.

Ключ:

(1) Прекрасное утро, (4) подбежать к дому, (6) любимый сад, (7) выбрать профессию, (9) хорошо учиться, (10) стакан сока, (13) распорядок дня, (15) в сонной тишине, (16) скрылось за рекою, (18) укрыться от мороза.

Задание № 5: из данных слов составьте словосочетания, употребляя нужные предлоги:

(1) Бежать, дорога; (2) забыть, рассеянность; (3) возвратиться, театр; (4) скучать, друг; (5) приехать, отпуск; (6) прибыть, Урал; (7) схватить, рука; (8) убежать, преследователь.

Ключ:

(1) Бежать по дороге; (2) забыть из-за рассеянности; (3) возвратиться из театра; (4) скучать по другу; (5) приехать в отпуск; (6) прибыть на Урал; (7) схватить за руку; (8) убежать от преследователя.

Задание № 6: составьте и запишите ряды словосочетаний, доказывая многозначность выделенных слов:

Образец: лист железа - лист березы, лист бумаги.

(1) Варить сталь, (2) крыло самолета, (3) кисть винограда, (4) накопить опыт, (5) иглы сосны, (6) нос лодки, (7) хвост поезда, (8) птичья клетка, (9) звезда экрана, (10) ручка ребенка.

Ключ:

(1) Варить сталь: варить обед.

(2) крыло самолета: крыло курицы.

(3) кисть винограда: кисть руки, малярная кисть.

(4) накопить опыт: накопить денег.

(5) иглы сосны: швейные иглы, иглы ежа.

(6) нос лодки: нос человека.

(7) хвост поезда: хвост лисы, нахватать «хвостов» (двоек).

(8) птичья клетка: тетрадь в клетку, грудная клетка.

(9) звезда экрана: небесная звезда.

(10) ручка ребенка: шариковая ручка, ручка двери.

Домашнее задание: упражнение № 28.


© 2010-2022