Урок русского языка «Напиши мне письмо»

Урок познакомит ребят с эпистолярным жанром. Они узнают структуру письма, познакомятся с видами писем. Поздравительные письма, деловые, фронтовые письма - вот что интересно будет на уроке. Знакомство с письмами с фронта, обсуждение ценности таких писем для семьи. Музыкальное сопровождение создаст особую атмосферу дружеского общения. Для урока необходимо заготовить раздаточный материал , который прилагается. Итогом работы является личное письмо ( сочинение в форме письма) . Урок развивает кру...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс

Тема: Пишите письма.

Цель: научить ребят писать письма.

Задачи:

  1. познакомить с разновидностями писем;

  2. познакомить с историей письма;

  3. развивать речь учащихся;

  4. воспитывать их нравственность, чувство патриотизма.

Средства обучения: раздаточный материал, схема-опора.

Оборудование:

-иллюстрации

- музыкальное сопровождение

Выставка книг

Ход урока.

  1. Тема. Цель. Задачи.

  2. Словарная работа.

На доске записаны слова, расставьте ударение. Запишем в тетрадь, узнаем значение, отметим трудные места для написания.

Письмо, корреспондент, эпистола, постскриптум, адресат, каллиграфия, графика.

  1. Чтение слов К.Паустовского

Нельзя писать в пустоту. Работая, надо представлять того человека, которому ты пишешь всё лучшее, что накопилось у тебя на душе и на сердце. Тогда придут сильные и свежие слова.

-Какие выводы можно сделать из мудрых мыслей писателя?

- На что нацеливает нас писатель?

4. Историческая справка.

Доклады ребят о письмах.

-«Почта», «Виды писем», «Узловое письмо».

5. Работа со схемой-опорой.

- Кто сможет прокомментировать эту схему?

- Из каких частей состоит письмо?

Схема:

Почта

адресат ← Письмо →информация

↓ ↓

Виды структура

Личные, деловые, СМИ

Рекомендательные, благодарственные, поздравительные

Структура: Приветствие→ вступление→ основная часть→ заключение→- подпись, дата.

  1. Групповая работа

На каждой парте - образцы писем. Давайте прочитаем их и ответим на вопросы.( образцы писем детей бабушке, брату)

-Кому адресовано ?

- Соблюдена ли структура?

- Есть главная часть?

- Определите вид письма.

6. Учитель:

А знаете ли вы, ребята, что было особое время. Когда писем ждали, некоторые письма боялись читать. А потом читали каждый день и не один раз. Это были особые письма. О чём я? Это письма с фронта.

А письма

В треугольниках солдатских!

Они для нас до сей поры полны

И мужества, и доброты, и ласки

И грозного дыхания войны…(Г. Серебряков)

Письма с фронта. Они отправлялись не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так.

Давайте прочитаем воинское письмо.

«Добрый день, мои дорогие родные: мама, братья и сёстры!

Шлю я вам свой горячий привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Я сейчас работаю разведчиком и выполняю со своими боевыми товарищами все поставленные нам приказания. И сейчас утром, 2 ноября, вернувшись после ночного похождения, я сижу в землянке и пишу вам письмо, товарищи мои спят богатырским сном. По всей землянке развешаны наши маскировочные халаты. Немец молчит, только изредка где-то застучит пулемёт и сейчас же умолкает.

Пишите мама больше, может хоть одно дойдёт ваше письмо.

2.11.1943г. Владимир.»

(письмо взято из реферата школьника из Красногорского района « Военные письма Владимира Микрюкова( моего дяди)»)

- Соблюдена ли структура?

7. Чтение стихотворения учащимися К. Симонова «Жди меня»

Учитель: Сколько стихов и песен сложено в эту пору. «Я вернусь» - этими словами часто завершались послания к родным. Стихотворение К. Симонова стало молитвой к любимым, родным людям. ( чтение стихотворения)

8. Прослушивание музыкального фрагмента.

Учитель: А вот ещё одно письмо.. Оно стало песней. 16 строк из письма фронтового поэта Сергея Суркова своей жене Софье ( ноябрь 1941г) были положены на музыку Константином Листом( в 1942г.)

Прослушивание песни «В землянке»

9. Учитель. А вот стихотворение Е.Благининой «Папе на фронт» передаёт состояние таких же детей как вы.

(чтение стихотворения Е.Благининой «Папе на фронт» )

10. Вывод.

Учитель: Письмо- это порой единственная возможность узнать о близких людях, узнать их мысли, чувства, переживания, получить весточку издалека.

Наша страна вступила в эпоху электронного письма, но слова К.Паустовского не устарели.

Доклады ребят о письмах «Деловое письмо», «Электронные письма».

Советы. Как писать письма7

11. Учащиеся зачитывают советы.( раздаточные материал)

Советы

1.Старайся писать ясно и просто

2. Учитывай, кому пишешь, выбери для своего письма верный тон.

3. Будь искренним, дружелюбным. Не пиши письма в минуты гнева, раздражения.

4. Поздравляй родителей в дни рождения, в Новый год и другие большие семейные праздники.

  1. Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен.

Писатели иногда используют жанр письма в своих художественных произведения.

Вот небольшая выставка книг.

А.Чехов «Ванька», Д.Лихачёв «Письма о прекрасном», М. Горький «Письма сыну», А Сухомлинский «Письма сыну»

. Д/З. Ребята, каждый напишите мне письмо о себе, как вы живете, как учитесь.


© 2010-2022