Урок на тему «Местоимение. Значение и грамматические особенности местоимений»

С целью активизации деятельности учащихся на уроке используются интерактивные методы обучения: упражнение «Кто я?», «Снежный ком», эксресс-опрос, учащиеся составляют кластер по теме, работают в группах, сочиняют сказку, в конце урока пишут эссе и на листе оценки знаний по теме выставляют себе оценки. Положительный эффект даёт использование интерактивной доски, презентации по теме. На данном уроке изучался большой и сложный материал . И очень важно, чтобы ребята запомнили, о чём мы говорили на ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА 6.8. «МЕСТОИМЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕСТОИМЕНИЙ»


Цели урока:

* дать понятие о части речи - местоимении;

*совершенствовать умения отличать местоимения от других частей речи и правильно писать их;

*развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, умение работать в группах;

*воспитывать любовь к Родине - РК, уважительное отношение к русскому языку, толерантное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

МЕТОДЫ: словесный, наглядный, практический, интерактивные.

ФОРМЫ РАБОТЫ: коллективная, индивидуальная, групповая.

По ходу занятия учащиеся заполняют Лист контроля по теме «Местоимение»

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ по теме «Местоимение»

Виды рабо

ты/№ заня

тия

Работа с текс

том

«Снежный ком»

Работа в группе

«Кто больше?»

Сказка , эссе

«4-ое

лиш

нее»

Игра «Дружная семья»

Работа на заня

тии

(кол-во очков)

1



2



ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Психологический настрой «Моё настроение».

Урок на тему «Местоимение. Значение и грамматические особенности местоимений»С разным настроением вы все пришли сегодня в школу. Кто - то идёт сюда с грустью, вспоминая, что сегодня будет контрольная, кому-то радостно, что он увидит друзей; кого-то утром обидел близкий человек, и он идёт в школу обиженным. На доске три cмайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению в данный момент. Не секрет, что от того, какое настроение у человека, зависят его результаты учёбы или работы.

2. Упражнение «Знакомство».

Всем участникам роздано по 1-ому клейкому листочку, на котором они должны написать свое имя и жизненный девиз (стих, пословица, крылатое выражение и т.д.). Через один минуту каждый участник озвучивает то, что записал, прикрепляя листочек на флипчарт с надписью «Знакомство».

После окончания знакомства учителю желательно подвести черту, сказав, что знакомство продемонстрировало, какие интересные ребята учатся в классе, и это даёт нам уверенность, что всех нас ждет сегодня интересное общение.

Изучение новой темы.

3. Упражнение «Кто Я?»

Предлагается честно и откровенно закончить предложения (письменно).

- Я симпатичный человек, потому что…

- У меня есть такие два замечательных качества…

Ответы зачитываются вслух по кругу.

Вопросы для обсуждения:

1) Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?

2) Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?

3) Для чего проводилось это упражнение? (Примерный ответ: развитие позитивного самовосприятия, а это очень важно в жизни, подготовка к восприятию новой темы занятия).

4. Экспресс - опрос.

Каждому из присутствующих задаются вопросы, на которые нужно ответить устно «да» или «нет», или дать ёмкие и краткие ответы. Цель: осмысление своего «Я», тренировка образно- чувственного мышления, подготовка к восприятию новой темы.

Вопросы экспресс - опроса:

1) Извиняетесь ли вы, когда допускаете ошибку?

2) Улыбаетесь ли вы в школе?

3) У вас есть ярлык - «хороший» или «плохой»ученик?

4) Нравится ли вам беспорядок или шум на занятиях тогда, когда причиной этому стала усиленная работа?

5) Вы - неуспевающий?

6) В чем причина неуспеваемости учеников?

7) Какой вы ученик?

8) Если бы родителем был я, то…

9) Если бы учителем русского языка был я…

10) Я мечтаю, чтобы в нашей школе было…

11)Когда меня вызывает директор школы, я…

12)Чтобы на занятии не уставать, мне надо…

13)Когда я вижу человека, идущего мне на встречу, я чувствую…

14)Когда я вижу малыша, идущего мне навстречу, я чувствую…

15)Когда я вижу старенького дедушку, идущего мне навстречу, я чувствую…

16) Когда слышу звонок на урок, я чувствую…

17) Когда слышу звонок с урока, я чувствую…

Беседа.

* какую часть речи вы использовали, говоря о себе?

* какую часть речи мы будем изучать?

5. Работа с текстом.

Слово учителя:

- У меня в руках глобус (можно использовать карту мира), на котором обозначены все страны света. Кто из вас хотел бы уехать куда-нибудь в далёкую страну жить?

- А я бы ни за что не уехала. Потому что здесь обозначена страна, которую я очень люблю. Это моя Родина - мой Казахстан.

На экране высвечиваются слова:

Моя любовь к степному краю безгранична.

И ничего нет здешних мест милей.

Ведь Казахстан - моя Отчизна,

Я здесь живу, я поклоняюсь ей.

- назовите все местоимения в этом четверостишии;

- что мы называем «местоимением»?

6. Составление кластера.

Урок на тему «Местоимение. Значение и грамматические особенности местоимений»

7.Работа в группах.

1 группа: составить словосочетания « прилагательное + местоимение» и

« существительное + местоимение».

2 группа: найти в выше названном четверостишии местоимения, назвать их формы и разряды.

3 группа: составить 2 предложения, используя местоимения.

После 5 минут каждая группа в течение 2-х минут презентует результаты своей работы.

8. Мини - лекция преподавателя о разрядах местоимений (Таблица №1 на экране).

9. Игра «Дружная семья».

Цель: уметь определять разряды местоимений.

На доске по вертикали написано слово «местоимение», учащиеся должны придумать местоимения любых разрядов, начинающихся на каждую букву заданного слова. В результате получается «дружная семья» местоимений.

М ы - личное;

Е го - личное (он);

С колько (вопросительное), самый(определительное), себя(возвратное);

Т вой(притяжательное), ты (личное), тот (указательное);

О н (личное), каков, чей(относительное);

И х (притяжательное - они);

М ой (притяжательное), меня (личное);

Е ё (личное - ОНА);

Н екто, кое-кто(неопределённое), никто (отрицательное);

И м (личное - ОНИ);

Е й (личное - ОНА).

По таблице №1. «Разряды местоимений» студенты сверяют свои записи.

Урок на тему «Местоимение. Значение и грамматические особенности местоимений»

10.Упражнение «Снежный ком». Учащиеся по памяти называют разряды местоимений. Первый называет один из разрядов местоимений, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой вариант и т.д. Последний учащийся называет все разряды местоимений.

11. Упражнение «Убери лишнее»:

* слайд№1 : найти местоимения, назвать личные: я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, мну, яму ,тебе, тобой, табун, вес, но ,оно.

* слайд№2: каждый, всякий, себя;

Ничей, нисколько, некому;

Мой, твой,себя;

Тот, другой, такой;

Кто-либо, что-то,где-нибудь.

12. Упражнение «Подбери предлоги»

С тобой

…меня

…вам

…меня

…тебя

…мне

…собой

…нас

…тебе

…мной

…вами

…вас

13. Сочинение сказки «Что было бы, если бы пропали все местоимения?» (по принципу упражнения «Снежный ком»).

14. Закрепление.

Беседа.

*так, что же такое местоимения?

* почему они так называются?

* какие есть однокоренные слова к слову «местоимение»?

Экспресс-опрос. (Слайд). Учащиеся записывают в течение 5 минут только ответы на предложенные вопросы.

ВОПРОСЫ.

  1. Личное местоимение 1лица множественного числа (МЫ).

  2. Указательное местоимение винительный падеж множественное число (ТЕ).

  3. Одно из определительных местоимений (САМ).

  4. Указательное местоимение (ТОТ).

  5. Личное местоимение женского рода (ОНА).

  6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа (ТЕМИ).

  7. Личное местоимение 1лица единственного числа творительного падежа (МНОЙ).

  8. Возвратное местоимение в дательном падеже (СЕБЕ).

  9. Отрицательное местоимение в творительном падеже множественного числа (НИКЕМ).

  10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа (ВСЕМИ).

  11. Отрицательное местоимение в дательном падеже (НЕКОМУ).

На экране через 5 минут появляются правильные ответы. Учащиеся подсчитывают количество правильных ответов и заполняют лист контроля знаний по теме.

16. Написание эссе (фразы на экране).

Задание: подытожьте свои знания по изученной сегодня теме, выбрав и продолжив одно из следующих высказываний:

* из урока я понял(а)…

*мне стало ясно, что…

* я познакомил(а)ся(сь) с…

* я узнал(а)…

Все высказываются по кругу.

17. Итоги занятия:

* итоги заполнения Листа оценки знаний по теме;

*настроение в конце занятия.

18. Домашнее задание: написать мини - сочинение на тему «Местоимения в моей жизни». Комментирование домашнего задания.

Примечание: урок рассчитан на два часа.

© 2010-2022