- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Опыт работы преподавателя русского языка и литературы
Опыт работы преподавателя русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лаврова Е.А. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моя профессиональная карьера началась 2004 году. Будучи студенткой пятого курса филологического факультета, я пришла в техникум железнодорожного транспорта, где и работаю по сей день. Поначалу было трудно, сказывалось отсутствие опыта, в процессе работы возникали вопросы, и если бы не помощь и поддержка моих старших коллег и руководства, может и не стала бы профессия учителя по-настоящему моей.
В своей работе я реализую программу по литературе и русскому языку, разработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Я преподаватель русского языка и литературы, именно тех предметов, которые прежде всего затрагивают душу, позволяют увлечь ребят, почувствовать себя в разных жизненных ситуациях, примерить на себя разные роли. Для того, чтобы урок прошёл успешно, а цели его были достигнуты, очень важно создать такую эмоциональную атмосферу, которая позволит ребятам раскрыться, даст возможность почувствовать, что их мнение, видение проблемы - важно и ценно. Именно поэтому я обратила внимание на личностно ориентированный подход в обучении, который нацелен на создание условий для познавательной активности студентов. Основной идеей такого обучения является развитие студента как личности не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
В организации учебного процесса важно понимать, что учебная задача решается на
личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема, что, в свою очередь,
мобилизует и развивает мощные структуры интеллекта. Переживание как способ
существования личностного опыта предполагает и присущие именно ему субъект-
субъектные формы учебного взаимодействия: общение-диалог, игровое моделирование,
рефлексию. Освоение знаний не произойдёт без пробуждения интереса, без внутренней мотивации.
Личностно ориентированная система обучения предполагает:
- признание студента основным субъектом процесса обучения;
- признание основной целью развитие индивидуальных способностей студента;
- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели
посредством выявления и структурирования субъективного опыта студента,
целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении:
- установка на студента как на субъект образовательного процесса, как на
личность, индивидуальность;
- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
- позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и
выводов студента;
- опора на субъективный личностный опыт студента;
- развитие мотивационной сферы студентов, повышение степени
самостоятельности на уроке;
- направленность педагогической деятельности на развитие личности студентов;
- диалогическая позиция в общении со студентами;
- направленность на осознание мотивов собственных действий;
- заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания
студентов по поводу организации образовательного процесса;
- поощрение творческой активности учащихся.
Существенным образом меняются функции педагога: он становится
собеседником, исследователем, создателем условий для учения, экспертом.
Личностно ориентированную направленность урока обеспечивают психолого-
педагогические характеристики:
- формирование и стимулирование субъективной позиции студентов;
- создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности
и уникальности студентов;
- ориентация на формирование учебной деятельности (а не на
передачу учебной информации);
- знание и учет психофизиологических особенностей студентов;
- ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и
становление собственного (личностного) смысла учения;
- организация развивающего пространства, ориентация на развитие
познавательных (интеллектуальных) способностей;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию,
окружающим, себе;
- организация равноправного партнерского общения в ходе учебного
взаимодействия;
- создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга;
- обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.
В своей работе я стараюсь учитывать все эти факторы, создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, что позволяет студентам стать более доверчивыми, открытыми для нового опыта и знаний. В своей работе использую разные типы уроков, такие как урок-размышление, урок-диалог, урок-взаимообучение.
Не возникает сомнений, что литературному образованию принадлежит особая роль
в развитии личности студентов. Через осмысленное чтение литературных
произведений изучение литературы призвано сформировать ценностные ориентиры
студента, его отношение к Родине, труду, семье, религии, любви, обществу,
искусству, природе, собственной личности. К сожалению, сейчас мы наблюдаем падение интереса к чтению, к книге, снижение культурного уровня, неумение правильно построить свою мысль, немаловажным является и разрыв между жизненным опытом
студента и содержанием изучаемых произведений, ведущий к постоянному увеличению
расстояния между культурой и современным человеком.
Урок должен быть направлен на то, чтобы формировать у ребят литературный
вкус, приобщать учащихся к тайне слова писателя или поэта, помогать понимать и
уяснять глубину содержания авторской мысли, давать верную оценку героям, их
поступкам, а самое главное - учить внимательно и вдумчиво читать и анализировать
прочитанное произведение. Именно такие задачи призван решить личностно
ориентированный урок литературы.
Я часто использую на уроках метод активизации субъектного опыта (концепция И. С. Якиманской), когда предлагаю студентам вообразить, будто бы они оказались в такой же ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Например, изучая роман Достоевского «Преступление и наказание», я предлагаю им прогуляться по Петербургу вместе с главным героем (в данном случае я использую компьютерную презентацию для наглядности). Или почувствовать себя на месте Печорина (вот уж где простор творчества) - с ним ребята могут оказаться и свидетелем темных дел контрабандистов под покровом ночи, и поучаствовать в дуэли, и примерить на себя роль коварного соблазнителя. Можно сформулировать задание и так: «Раскрась свои чувства», то есть предложить раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д. Такое задание я предлагаю в наиболее душевные моменты урока, когда эмоции от прочитанного велики, например, финал рассказа М. Шолохова «Судьба человека», где после всех жизненных бед герой не отчаялся, не почерствел душой.
Следующий метод, которым я пользуюсь в своей работе - это метод интроспективного анализа, при котором моя задача - поставить перед студентами проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных переживаний. Практически всегда в литературном
произведении описывается ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого
переживания, которые обязательно находят эмоциональный отклик в душах читателей. Так, например, при изучении романа «Война и мир», я прошу ребят поразмышлять над вопросом: «Как вы думаете, правильно ли поступает старик Болконский в сцене прощания с сыном, то есть не показывает глубину своих переживаний, страхов за сына, силу своей любви к нему? ». Или, возвращаясь к рассказу «Судьба человека», предлагаю такое задание: «Представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предпринимали?» Успешно используется на уроках и такая форма задания: предлагается перечень личных качеств, черт характера, а ребятам предлагается соотнести их с героем произведения и с собой. Выглядит это так:
Личные качества
Я
Базаров
интеллигентный
+
-
решительный
-
+
деятельный
-
+
Такие таблицы универсальны, их можно использовать при изучении практически любого произведения. Они позволяют проанализировать поведения героя с точки зрения своего опыта. Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, даже если совпадений не будет, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков.
Не менее эффективно и задание «Описание с закрытыми глазами». Часто мы пытаемся обратить внимание ребят на какую-то художественную деталь текста, чтобы вывести на понимание характера героя или символичного авторского знака. Как это работает: закройте глаза и представьте свою комнату. Какие предметы вы видите в ней? Какого они цвета? Что находится на столе? Почему именно так, а не иначе ты расположил вещи на полке? Можно ли что-то убрать? Важно ли для тебя то, что находится в твоей комнате? и т.д. Затем провести аналогии с художественным произведением.
Известно, что научиться строить свою речь грамотно в любой жизненной ситуации (и исходя из неё) можно, тренируя свои речевые и мыслительные умения, поэтому целью моих уроков является формирование коммуникативных умений учеников, умений, необходимых для построения текста (отбор материала, редактирование, совершенствование). Для реализации этого на уроке даю ученикам возможность
- читать внимательно, вдумчиво;
- думать свободно;
- говорить эмоционально;
- писать непринуждённо.
Когда и на каком этапе урока применить те или иные методы, зависит от содержания, способов организации учебного занятия, специфики конкретной учебной ситуации урока, специфики цели конкретного урока, а самое главное - учета индивидуальных особенностей учащихся. Отбор направленности методов и приемов зависит и от эмоционального состояния класса и каждого конкретного ученика.
В своей работе активно использую такое направление как ИКТ на уроках русского языка и литературы. Это позволяет расширить возможности применения личностно ориентированного обучения, осуществляются межпредметные связи. Но я думаю, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, активизация самостоятельной деятельности студентов. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке невозможно, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает эффективность, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
За время моей работы у нас появились и некоторые традиции, например ежегодный «Конкурс чтецов», который мы проводим совместно с коллегами и студентами. Конкурс мы проводим в два этапа - сначала в каждой группе, а потом лучшие чтецы от группы направляются на турнир между группами. Ребята всегда с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, где они могут проявить себя творчески. Декламация стихотворений превращается в целый организованный спектакль, зрителями которого мы приглашаем быть и коллег-предметников, и мастеров-воспитателей, перед которыми нередко студенты раскрываются совсем с другой стороны. Помимо конкурса чтецов, регулярно проводятся различные литературные игры, мероприятия. Студенты используют знания, полученные на уроках, готовятся самостоятельно, и успешно справляются с заданиями. Все участники получают памятные подарки, победители - ценные призы, и, конечно, море положительных эмоций.