Рабочая программа, составленная на основе авторской (Б. А. Ланин и др.), на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа  составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования по литературе и авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой (Литература: программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова.- М: «Вентана-Граф», 2011) Место предмета. Федеральным базисным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Авторская программа рассчитана на 102 часа. Вучебном плане гимназии  отвод...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»

г. Подольск Московская область


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

«29» августа 2014г.






Рабочая программа,

составленная на основе авторской (Б.А. Ланин и др.),

на 2014 - 2015 учебный год


Шарипова Наталия Николаевна

Ф.И.О. преподавателя

Литература

Предмет

6 «А», 6 «Б» класс ( 2 часа)

Классы / количество часов в неделю

6 «А», 6 «Б» класс (68 часов)

Классы / количество часов в год

Уровень базовый___________________________________________________________________________

Базовый учебник: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. -

М.: Дрофа, 2012; Русский язык. Практика. 6 класс/ под ред. Лидман-Орловой Г.К. - М.:

Дрофа, 2012; Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 6 класс. - М.: Дрофа, 2013









г. Подольск

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой (Литература: программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова.- М: «Вентана-Граф», 2011)

Место предмета. Федеральным базисным планом на изучение русского языка в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Авторская программа рассчитана на 102 часа. В учебном плане гимназии отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели) .

В авторскую программу внесены следующие изменения:

- сокращены часы на повторение изученного - 4 ч; фольклор - 3 ч; литературная сказка - 3 ч; воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив - 1ч; наедине с поэтом - 6ч; страницы классики - 5 ч; среди ровесников - 10 ч.

Цель программы - воспитание у учащихся любви и привычки к чтению, приобщение к богатствам отечественной и мировой литературы, воспитание эстетического вкуса, формирование духовно-нравственных качеств.

Задачи - развивать способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; совершенствовать умения анализа и интерпретации художественного текста; расширять теоретико-литературные знания обучающихся.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- работать с книгой;

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

-характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;

- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;

-отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);

- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;

- работать со справочными материалами.


СОДЕРЖАНИЕ (тематическое планирование)

п/п

Тема

К-во часов

по авт. прогр.

К-во часов

по прогр.

Вводный урок. От истоков литературы - к литературным жанрам

2

1

Фольклор

11

8

Героический эпос. Былина.

3

3

Героическое сказание.

2

1

Рыцарская героическая поэма.

3

2

Русские народные песни.

3

2

Баллада

5

5

В.А. Жуковский. «Лесной царь».

2

2

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге».

3

3

Литературная сказка

12

8+1

А.Н. Островский. «Снегурочка».

3

2

В.М. Гаршин. «Аttelea prinsceps».

3

2

В.А. Каверин «Легкие шаги».

3

2

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

3

2

Литературная песня

1

1

А.В. Кольцов

1

1

Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив

10

9

Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

4

3

А.С. Грин. «Алые паруса».

4

3

Э.А. По. «Золотой жук».

2

3

Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества

14

8

А.С. Пушкин.

2

1

Е.А. Боратынский

2

1

М.Ю. Лермонтов

2

1

С.А. Есенин

2

1

Б.Л. Пастернак, Д.С. Самойлов, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава

2

2

В.В. Маяковский.

2

1

М.В. Цветаева.

2

1

Страницы классики

18

11+2

А.С. Пушкин. «Повести Белкина».

6

3

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

3

2

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

5

3

И.С. Тургенев. «Муму».

4

3

Среди ровесников

23

13

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

2

1

Л.Н. Толстой «Детство».

4

3

М. Горький «Детство».

4

3

Ю.Я. Яковлев «Багульник».

3

1

А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете».

3

2

В.К. Железников «Чучело».

5

2

Ю.П. Мориц «Всадник Алеша».

2

1

Повторение и обобщение изученного в 6 классе.

4

1

Итого:

105

68

Сочинение:


3


Литература для учителя:

1. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.

2. Литература: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.

3. По страницам литературных произведений. 5-11 классы: викторины/ авт.-сост. Л.А. Курганова. - Волгоград: Учитель, 2009


Литература для учащихся:

1. Литература: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф», 2013.









СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от 27.08.2014 № 01.

Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.

СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 28.08.2014

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата по календарю

Дата по факту

Примечание

1

Введение. От истоков литературы - к литературным жанрам

1

1.09-5.09



Фольклор (8 ч)

2

Героический эпос. Былина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1




3

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность

1

8.09-12.09



4

Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий

1




5

Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты). Сила, доблесть, мужество, честность и благородство богатыря

1

15.09-19.09



6

Рыцарская героическая поэма. «Песнь о Роланде». Рыцарский героический эпос

1




7

Представление об идеальном герое: Образы Роланда и Оливье

1

22.09-26.09



8

Русские народные песни. Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя

1




9

Исповедальность лирической песни, ее диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы»

1

29.09-3.10



Баллада (5 ч)

10

В.А. Жуковский. «Лесной царь». Фантастический сюжет

1




11

«Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения

1

6.10-10.10



12

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге». Исторический сюжет

1




13

Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта

1

13.10-17.10



14

Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики

1




Литературная сказка (8+1ч)

15

А.Н. Островский. «Снегурочка». Фольклорные корни образа Снегурочки

1

20.10-24.10



16

Преданность героини. Тема предательства в сказке

1




17

В.М. Гаршин. «Аttelea prinsceps». Стремление к свободе главной героини

1

27.10-31.10



18

Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала

1




19

В.А. Каверин «Легкие шаги». Снегурочка среди современных людей. Две Снегурочки.

1

10.11-14.11



20

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от нее.

1




21

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

1

17.11-21.11



22

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения

1




23

Р/р. Написать сочинение: «Истина… Чтобы найти её, «надо искать сердцем»».

1

24.11-28.11



Литературная песня (1ч)

24

А.В. Кольцов «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…». Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова

1




Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив (9ч)

25

Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Образ путешественника в литературе

1

1.12-5.12



26

Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам

1




27

Преобразование мира как жизненная потребность человека

1

8.12-12.12



28

А.С. Грин. «Алые паруса». Алые паруса как образ мечты

1




29

Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Детство и юность Грея, его взросление и мужание

1

15.12-19.12



30

Встреча с «волшебником» - знак судьбы

1




31

Э.А. По. «Золотой жук». Литературные истоки детективного жанра

1

22.12-26.12



32

Поиски сокровищ капитана Кидда

1




33

Логическая загадка и ее объяснение Вильямом Леграном

1

12.01-16-01



Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества (8ч)

34

А.С. Пушкин. «Узник», «Зимняя дорога», «Туча». Авторское мироощущение и читательские впечатления

1




35

Е.А. Боратынский «Водопад»

1

19.01-23.01



36

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»

1




37

С.А. Есенин «В зимний вечер по задворкам…», «Сыплет черемуха снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота…»

1

26.01-30.01



38

Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов «Перед снегом». Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». Б.Ш. Окуджава «Полночный троллейбус». Автор и пейзаж в лирическом стихотворении

1




39

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

2.02-6.02



40

М.В. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано…». В.Ф. Ходасевич. «Поэту». Образ поэта в лирике.

1




41

Выразительное чтение наизусть.

1

9.02-13.02



Страницы классики (11 + 2ч)

42

А.С. Пушкин. «Повести Белкина». Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»)

1




43

Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики

1

16.02-20.02



44

Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой

1




45

Р/р. Сочинение с элементами литературоведческого анализа

1

23.02-27.02



46

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Из биографии поэта (к истории создания стихотворения). Историческая основа стихотворения

1




47

Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении

1

2.03-6.03



48

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Из биографии (к истории создания цикла).

1




49

«Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы в повести

1

9.03-13.03



50

Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя

1




51

И.С. Тургенев. «Муму». Из биографии (к истории создания рассказа).

1

16.03-20.03



52

Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя

1




53

Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни

1

1.04-3.04



54

Р/р. Сочинение на тему: «Образ положительного героя в рассказе»

1




Среди ровесников (13ч)

55

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Из биографии писателя.

1

6.04-10.04



56

Л.Н. Толстой «Детство». Из биографии. Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования.

1




57

Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребенка и анализируемые взрослым человеком.

1

13.04-17.04



58

Учитель Карл Иванович и Наталья Савишна - простые добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера.

1




59

М. Горький «Детство». Из биографии. Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора).

1

20.04-24.04



60

Взросление маленького человека, борьба за свое достоинство.

1




61

Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла.

1

27.04-1.05



62

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души.

1




63

А.Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете». Ребенок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми.

1

4.05-8.05



64

Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости.

1




65

В.К. Железников «Чучело». Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»).

1

11.05-15.05



66

Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести.

1




67

Ю.П. Мориц «Всадник Алеша». Скорое взросление и трудный выбор Алеши.

1

18.05-22.05



Повторение и обобщение изученного в 6 классе (1ч)

68

Что читать летом?

1





Итого:

Сочинение:

68 ч.

3 ч.





© 2010-2022