Рабочая программа учебного предмета (курса) Литература

образования с учетом специфики учебного предмета, курса)Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»






Согласовано:

заместитель директора

Бобылева Л.Ф.

_______________________

«_____»________20___г.



Рабочая программа учебного предмета (курса)

Литература

(наименование учебного предмета)

______________________Основное общее образование, 9 класс__

(уровень образования)

___________________2014-2015 учебный год_________________________

(срок реализации программы)


Составлена на основе примерной программы Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 9 класса

(наименование программы)

В.Я. Коровина

(автор программы)

__Бобарыкина Галина Михайловна_______

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)




Югорск

2014 г


1.Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального, основного, общего, среднего (полного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса)

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10-11 классах (литература второй половины XIX в. - литература XX в. - современная литература).

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный план образовательного учреждения МБОУ «СОШ №3» предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 3 часа в неделю, что составляет 105 учебных часов в год.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).

5.Предметные, компетентностные результаты освоения учебного предмета, курса.

Предметные результаты

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Компетентностные результаты:

Компетенции познавательной деятельности:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

Информационно-коммуникативные компетенции:

  • адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

  • умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Рефлексивные компетентности:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками. Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

6.Содержание учебного предмета, курса.

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер русской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…»; Проблема авторства. Историческая основа памятника, сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава. Соединение язычества и христианства. Язык произведения. Переводы «Слова...».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Расцвет русской поэзии. Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. От классицизма и сентиментализма к романтизму. Романтизм и его характерные черты. Романтизм в России.

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Жанр баллады. Баллада «Светлана» - первая русская национальная баллада. Народные обычаи. Герой и сюжет баллады.

А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества. Творческая история комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского общества. Система образов: герои и их судьбы. Смысл названия. Развитие комедийной интриги, конфликт в комедии. Жанровое своеобразие (сочетание черт классицизма и романтизма). Критики о комедии. И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (обучение навыкам конспектирования).

А.С. Пушкин. Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта. Обучение анализу лирического стихотворения. Традиции и новаторство поэта. Стихотворения «К Чаадаеву, «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Во глубине сибирских руд», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил…».

«Евгений Онегин» - роман в стихах. Система образов, особенности сюжета, «онегинская» строфа. Онегин и Ленский. Татьяна - нравственный идеал поэта. Пушкинский роман в оценке критиков.

М.Ю. Лермонтов. Основные периоды творчества. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова («Родина», «Прощай немытая Россия»). Человек и природа в лирике поэта («Когда волнуется желтеющая нива», «На севере диком…», «Выхожу один я на дорогу…»). Раздумья Лермонтова о судьбах поколения («Дума»).

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Особенности композиции, художественное своеобразие, проблематика. Печорин среди других героев романа. Сочетание черт реализма и романтизма в романе.

Н.В. Гоголь. Краткий обзор творчества. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Деталь как средство создания образов. Чичиков и помещики. Чиновники и их жены. Жанровое своеобразие. Лирические отступления.

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлении о жанровых особенностях рассказа.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». Печальная история любви людных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характере героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа и «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века (обзор) Общий обзор и изучение трёх монографических тем. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам Александр Александрович Блок. Слово о поэте. Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без края...», «О, я хочу безумно жить...», цикл

«Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уже вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народнопесенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок)и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Мосте». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление).

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ XIX - XX ВЕКОВ.

А. С. Пушкин. «Певец», М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. Сологуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу….» («Я встретил вас - и всё былое...», А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…». А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...», А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...», К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...», Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, поэм словесного и музыкального искусства выражающий мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Античная лирика. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела) и мистический (интуитивное постижение божественного через восприятие красоты поэзии как божественного, хотя и сотворённого земным человеком, разумом поэта). Теория литературы. Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет». «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Драматическая поэма (углубление понятия).

Итоговый контроль по результатам изучения курса.

7.Тематическое планирование.


темы, название темы, урока

Дата


Понятийный

аппарат

ЗУН

Компетентности

Методы, формы организации УВП, в том числе формирования компетентностей


Познавательная

Информационно-

коммуникативная

Рефлексивная

контроль

Введение

1. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Литература как искусство слова

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.

Уметь аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал

Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Умение развернуто обосновывать суждения.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

беседа

Пересказ

Из древнерусской литературы

2. Самобытный характер древнерусской литературы.

3.«Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ.

4.Композиция «Слова…»

5. Образ автора в «Слове…»

6.Образ русской Земли на страницах «Слова….»

Жанры ДРЛ

Зачин

Гражданственность

Антитеза

Символика

Метафорический пейзаж

Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.

Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Беседа о ДРЛ

Чтение текста

Выразительное чтение, пересказ, чтение наизусть

План событий

Письменный ответ

Литература 18 века

7. Классицизм в русском и мировом искусстве.

Публицистика

Литературная критика

Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.

Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками. Объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Лекция учителя

Словарная работа

беседа

Рассказ от лица героя

Устный опрос

8.М.В.Ломоносов «Ода на восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Ода

Гимн

Стили РЯ

Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.

Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.

Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии.

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь развернуто обосновывать суждения, прослеживать темы РЛ в их исторических изменениях, делать выводы, давать определение романтизму.

Слово о поэте

Чтение наизусть

Пересказ

Чтение наизусть

Практическая работа.

Устный опрос

9.Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Анализ стихотворений.

10. Анализ стихотворения Г.Р. Державина «Памятник»

Лирика

Ода

Жанры лирики

Слово о поэте

Чтение наизусть

11. А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

12.Тема русского народа, крепостного права и самодержавия в «Путешествии». 13. Сентиментализм в России.

14.Н.М.Карамзин - писатель и историк

15. Жизнь простых людей в повести «Бедная Лиза»

16. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза»

Понятие о сентиментализме

Сентиментальная повесть

Композиция

Слово о писателе

Пересказ содержания

Беседа

Дискуссия

Ответ на проблемный вопрос

17. Романтизм в России.

18.Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского

19. Анализ стихотворений «Море», «Певец во стане русских воинов»

20. Особенности языка баллад В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»


Романтизм

Элегия

Сообщения учащихся

Творческая работа

Из русской литературы 19 века

21. А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

22. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Конфликт

Умение развернуто обосновывать суждения.

.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Анализ содержания

Лекции учителя

Исторический комментарий

Сообщение учащихся на заданную тему

проект

23.Административная контрольная работа за 1 четверть

24. Р.Р. Обучение анализу монолога

25.«Век минувший» и «век нынешний» в конфликте комедии

26. Чацкий в системе образов комедии.

27.Смысл названия комедии «Горе от ума»

28. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

29. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».

Литературный характер

Драма

Женские, мужские образы

Жизненный путь

Образ

Критически статьи

Литературная критика

Открытый финал

Знать основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума».

Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Свободная работа с текстом художественного стиля

Знать литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующих лиц.

определение развязки действия, открытого финала; о смысле названия комедии.

Уметь определять основные конфликты, развернуто обосновывать суждения, объяснять понятие открытого финала.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Слово о писателе

Пересказ содержания

Беседа

Дискуссия

Исторический комментарий

Сообщение учащихся на заданную тему

Сочинение

Устный опрос

Конспект статьи

30.А.С.Пушкин: жизнь и творчество.

31. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

32. Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина

33.Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина.

34.Р.Р. Обучение анализу лирического стихотворения 35.А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». 36.Реализм как художественный метод.

37. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. 38.Один день Онегина (глава 1).

39. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

40. Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин»

41.Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. 42.Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

43.Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

44. Вн.Чт. Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы


Роман в стихах

Сюжетная линия

Онегинская строфа

Женские, мужские образы

Композиция

Звукопись

Стилистические

Фигуры

Образ

Критически статьи

Литературная критика

Композиция

Жанр письма

Повесть

Кульминация

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.

Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение, выявляя особенности жанра; понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.

Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах

Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Слово о писателе

Пересказ содержания

Беседа

Дискуссия

Исторический комментарий

Сообщение учащихся на заданную тему

Чтение наизусть

Проект

Ответ на проблемный вопрос

Устный опрос

Литературный диктант

45.М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

46. Конфликт поэта с миропорядком. Анализ стихотворения «Смерть поэта»

47. Мотивы вольности и одиночества в лирике. Анализ стихотворений «Парус», «И скучно и грустно»

48.Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт», «Пророк»

49. Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений

50.Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»

51. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности.

52.Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

53.Герой романа в поединке с «водяным обществом»

54.«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

55. Любовь в жизни Печорина

56. Р.Р. Обучение анализу эпизода

57. Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Мотивы в лирике

Биография

Пророк

Тема

Идея

Композиция

Звукопись

Стилистические

Фигуры

Образ

Критически статьи

Литературная критика

Композиция

«лишний человек»

фабула

Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.

Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять творческие манеры Пушкина и Лермонтова, давать историко-культурный и биографический комментарий.

Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа.

Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.

Знать о Печорине в системе женских образов романа, о дружбе в жизни Печорина.

Уметь выражать отношение к прочитанному, составлять сравнительную характеристику героев.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Анализ содержания

Лекции учителя

Исторический комментарий

Сообщение учащихся на заданную тему

Анализ лирики с помощью вопросов

Беседа

Аналитическое чтение эпизодов

Чтение наизусть

Творческая работа

Тест

58.Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества

59. «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, система образов поэмы.

60.Образ города в поэме «Мертвые души»

61.Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

62.«Мертвые души» - поэма о величии России.

63.Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».

Тема

Идея

Композиция

Звукопись

Стилистические

Фигуры

Образ

Критически статьи

Литературная критика

Композиция

Поэма

Знать основные факты жизни Гоголя, текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.



Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Слово о писателе

Пересказ содержания

Беседа

Дискуссия

Исторический комментарий

Сообщение учащихся на заданную тему

Чтение наизусть

Тест

Устный опрос

Биографический диктант

64.Ф.М.Достоевский. Слово о писателе.

65.Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

66. А.Н.Островский. Слово о писателе.

67. Вн. чт. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

Драма

Пьеса

Трагедия

Конфликт

Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Анализ содержания

Лекции учителя

Исторический комментарий

Творческая работа

Устный опрос

Проверочная работа

68. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».





Биографии

Трилогия

Автобиография

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание трилогии; особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения.

Самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Сообщение учащихся на заданную тему

Анализ рассказа с помощью вопросов

тест

69.А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника».

70. А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

71. Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века? (На примере одного из произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова)».

Рассказ

Рассуждение

Тезис

Доказательство

Знать особенности художественной манеры писателя, идейный смысл и проблематику рассказа «Тоска».

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Анализ содержания

Лекции учителя

Исторический комментарий

Ответ на проблемный вопрос

Из русской литературы 20 века

72. Многообразие жанров и направлений в русской литературе 20 века


направление

Знать особенности литературы 20 века

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Лекции учителя

Сообщение учащихся на заданную тему

Устный опрос

Сообщение учащихся на заданную тему

73.Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи».

Сборник рассказов

Знать основные факты жизни и творчества Бунина; историю любви Надежды и Николая Алексеевича в произведении «Темные аллеи»;

о «поэзии» и «прозе» русской усадьбы.

Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики, выявлять авторскую позицию.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Аналитическое чтение с комментированием.

Слово учителя

Чтение произведения

Художественный пересказ понравившегося фрагмента

Анализ содержания по вопросам

Творческая работа

74.Административная контрольная работа за 3 четверть

75. Поэзия Серебряного века



76. А.А.Блок. Слово о поэте.

77. Тема Родины в творчестве А.А. Блока. Анализ стихотворений

Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха.

Трехсложные размеры стиха

Знать основные факты творческого пути Блока, особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Аналитическое чтение с комментированием.

Слово учителя

Работа с репродукцией

Чтение произведения

Чтение наизусть

78. Тема Родины в лирике С. Есенина

79. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина.

80. Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А. Блока и С.А. Есенина

Средства художественной выразительности

Антитеза, сравнение

Понятие о метафоре

Антитеза. Трехсложные размеры стиха.


Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Слово о поэте

Пересказ содержания

Беседа

Дискуссия

Исторический комментарий

Сообщение учащихся на заданную тему

Чтение наизусть

Проект

Анализ лирического произведения

81. Создание мини-проекта по теме «Биография В.Маяковского»

82.Новое в лирике В.В. Маяковского

Стихотворный размер. Двусложные размеры стиха.

Трехсложные размеры стиха

Знать основные факты творческого пути Есенина, особенности ее художественного метода.

Самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Аналитическое чтение с комментированием.

Анализ содержания по вопросам

83. Р.Р. Обучение анализу стихотворения «Послушайте!»

84. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта

Знать основные факты творческого пути Маяковского, особенности ее художественного метода.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Слово о писателе

Пересказ содержания

Беседа

Сообщение учащихся на заданную тему

85.М.А.Булгаков. Слово о писателе.

86. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

87.Художественные особенности повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Сатира

Философия

Повесть

Композиция

Исторический аспект

Экранизация

Тема

идея

Знать основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа.

Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Аналитическое чтение с комментированием.

Слово учителя

Работа с репродукцией

Чтение произведения

Художественный пересказ понравившегося фрагмента

Анализ содержания по вопросам

Сравнительный анализ кинопоказа и литературного произведения

88. М.И.Цветаева. Слово о поэтессе.

89. Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».




Знать основные факты творческого пути Цветаевой особенности его художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Слово о писателе

Пересказ содержания

Беседа

Дискуссия

Сообщение учащихся на заданную тему

Чтение наизусть

Чтение наизусть

90.А.А.Ахматова. Слово о поэтессе.

91. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

92. Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворений А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой

тема

Идея

Композиция

Звукопись

Стилистические

Фигуры

Образ

Знать основные факты творческого пути Ахматовой, особенности его художественного метода.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Устный опрос

93. Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.

94. Философский характер лирики Заболоцкого

Мотивы в лирике

Тема

Идея

Композиция

Звукопись

Стилистические

Фигуры

Образ

Знать основные факты творческого пути Заболоцкого, особенности ее художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

Самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Сообщение учащихся на заданную тему

Анализ лирики с помощью вопросов

Творческая работа

95. М.А. Шолохов «Судьба человека». История создания, особенности сюжета рассказа.

96. Обобщенный характер названия рассказа «Судьба человека»

Знать основные факты творческого пути Шолохова М.А., особенности его художественного метода.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Творческая работа, пересказ

97. Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Философская лирика. Анализ стихотворений «Перемена», «Весна в лесу»


Знать основные факты творческого пути Пастернака, особенности его художественного метода.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Творческая работа

98.А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.




Звукопись

Стилистические

Фигуры

Знать основные факты творческого пути Твардовского, особенности ее художественного метода.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Аналитическое чтение с комментированием.

Слово учителя

Работа с репродукцией

Чтение произведения

тест

99. А.И. Солженицын «Матренин двор». Особенности жанра.

100. Образ праведницы Матрены в рассказе.

Знать основные факты творческого пути Солженицына А.И., особенности его художественного метода.

Исследование несложных реальных связей и зависимостей.


Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.

Творческая работа, пересказ

101. Романсы и песни на слова русских поэтов 19-20вв

Звукопись

Стилистические

Фигуры

Уметь выразительно читать и анализировать произведения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Аналитическое чтение с комментированием.

Слово учителя

Работа с репродукцией

Чтение произведения

тест

Из зарубежной литературы

102. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты).

103. У.Шекспир. «Гамлет». Одиночество героя в его конфликте с реальным миром

104.Философский характер трагедии.

105. И.В. Гёте. «Страдания молодого Вертера». Особенности эпистолярного романа


Конфликт

Трагедия

Драма

Род литературы

Женские и мужские образы

Сопоставление

Образ

Собирательный образ

Знать о множественности смыслов «Божественной комедии».

Уметь выразительно читать, определять аллегорический, мистический смысл поэмы.

Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет»; о «вечных проблемах» в творчестве Шекспира.

Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя, давать оценку его поступкам, сравнивать произведения разных эпох.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками.

Ответ на проблемный вопрос

Устный опрос

План событий





8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Ученик должен знать:

  • базовые теоретико-литературные понятия;

  • содержание программных произведений;

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

Ученик должен понимать:

  • закономерности происхождения литературы;

  • жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

(сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

Способен решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


















9.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по предмету

1

Представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

1.2

Примерные программы по учебным предметам

Программы по литературе для обучающихся 5 - 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 -11 классы» (Москва «Просвещение» 2005г.)

1

Является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования

1.3

Рабочая программа по учебному предмету

Программы по литературе для обучающихся 5 - 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 -11 классы» (Москва «Просвещение» 2005г.)

1

определяет назначение и место учебной дисциплины в подготовке учащегося, ценности и цели, состав и логическую последовательность усвоения элементов содержания, выявляет уровень подготовки обучающихся

1.4

Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников (учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 9 класс» под ред. В.Я.Коровиной М.: Просвещение, 2009)

1 экз. в 2 ч. на каждого ученика

Создание целостной среды , необходимой для реализации требований к уровню подготовки обучающихся

1.5

Учебная, научная, научно-популярная литература по учебному предмету

Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.

Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2009

Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Справочное пособие. 3-е изд - М.: Айрис-пресс, 2008.



1



1

Организация деятельностного подхода к процессу обучения, формирование общих учебных умений, навыков, и обобщенных способов деятельности.

1.6

Методические издания

1. Ерёмина О.А. Древнерусская литература в школе. Поурочное планирование. 5 - 9 классы: Методическое пособие / О.А.Ерёмина. -М.: Экзамен, 2010.

2. Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, И.С.Збарского, В.И.Коровина / авт.-сост.

1





1

Используя различные виды методических изданий, изложить сведения, подлежащие распространению; проанализировать передовой педагогический опыт; разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии и т. д.

2.

Демонстрационные учебные пособия

2.1

Таблицы по стандартам



2.2.

Плакаты методические

  • Комплект плакатов по основной школе

1

наглядное пособие к урокам

2.3

Портреты выдающихся деятелей

- Стенд с портретами выдающихся писателей XIX и XX века

- Комплект портретов для кабинета литературы. Русские писатели XIX и XX веков

1

наглядное пособие к урокам

3.

Экранно-звуковые пособия

3.1

Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам по учебному предмету

  • Уроки литературы Кирилла и Мефодия

  • Русская литература XIX века в классических разборах от Белинского до Лотмана

2

стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность

3.2.

Аудиозаписи, видеозаписи

Киноверсии художественных произведений русской и зарубежной литературы

6

Предназначены для использования в учебном процессе, стимулирования познавательного процесса, для развития монологической и диалогической речи, наглядное представление изучаемого материала

4.

Технические средства обучения

мультимедиапроектор

1

для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов с целью качества изучения материала

интерактивная доска

1

для демонстрации экранных пособий, демонстрация изучаемых объектов с целью качества изучения материала

компьютер

1

для работы с компьютерными программами

Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование.



© 2010-2022