Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Цели урока:  1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после     шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писа   слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака   после шипящих в других частях речи (существительных   прилагательных, глаголах);   2) продолжить работу по развитию  лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического  мышления, их познавательной активности и творческих способностей,      обогатить активны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.


Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после

шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писа

слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака

после шипящих в других частях речи (существительных прилагательных, глаголах);

2) продолжить работу по развитию лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся;

3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Положительный эмоциональный настрой

2. Запись числа, классной работы.

а) Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

МОРФОЛОГИЯ.

- Что изучает морфология? (Слова как части речи).

- Какую часть речи в этом разделе мы изучаем?

Наречие

- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.

III. Подводящий к теме диалог.

На доске записана загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?)

Отгадайте загадку. (Кузнечик)

-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце - шипящие «ч»).

- В каком ещё слове загадки есть орфограмма, связанная с шипящим? (Живёт: жи-ши пиши с буквой И).

- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?

- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?

-Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных?

Какого склонения существительное «скрипач»?

Сделайте вывод.

- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик - у доски)

- А как писать «вскач(?)» ?

Что это за часть речи? Докажите.

Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

Изменяется или не изменяется?)

- Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.

- Мнения разделились.

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих)

- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…(Ь после шипящих в других частях речи).

IV. «Открытие» нового знания.

1. Чтение правила на с.134

- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

2. Запись правила в опорный конспект

V. Закрепление знаний.

1. Упражнение 251 выполним на доске и в тетрадях комментировано,используя алгоритм в упр. 250

2. Работа у доски

Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Словарная работа.

- Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь - распахнуть совсем, до конца.

Сплошь - без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) - стать чьей-то женой.

Прочь - в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь - сильно размахнувшись.

Навзничь - опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).

4. Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения 251 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом - устная выборочная проверка).

5. Работа в тетрадях комментировано

1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).

2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).

3. Ласковым словом и камень растопиш(?).

4. Повинную голову меч(?) не сечёт.

5. Воду в ступе толоч(?) - вода и буде

т- Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?

Мягкий знак после шипящей

Пишется


Не пишется

В левую сторону ь знак пишу, а в правый - ь знак не пишу

VII. Домашнее задание.

Упр. 249, учить правила в опорном конспекте

VIII. Подведение итогов урока.

1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило)

Уметь: правильно… научились?

Повторить: правописание… повторили?

2. -Оцените сами урок: понравилось вам или нет?

3. Оценивание учителем работы учеников на уроке.



© 2010-2022