Исследовательская работа на тему М. А. Шолохов в краю воронежских степей

В данной исследовательской работе рассказывается о гимназическом периоде (1915 - 1918 гг.) обучения М.А.Шолохова в Богучаре и его значении в творчестве великого писателя. Вспомним рассказ "Судьба человека", в котором Шолохов повествует о сложной судьбе воронежца Андрея Соколова. Работа основана на воспоминаниях гимназистов, обучавшихся вместе с будущим писателем, педагогов Богучарской мужской гимназии.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Шолохов Михаил Александрович (11.05.1905 хутор Крушилин станицы Вешенской ОВД - 21.02.1984 станица Вешенская Ростовской обл.) прозаик, член СП СССР (1934), академик АН СССР (1939), лауреат Госпремии СССР (1941), Ленинской (1960), Нобелевской (1965)премий, дважды герой Социалистического Труда. Печатался с 1923 года. Широко известен роман Шолохова «Тихий Дон» (опубликован в 1928-40). Биография и творчество Шолохова многими нитями связана с воронежским краем. С осени 1915 по весну 1918 Шолохов учился в мужской гимназии г. Богучар Воронежской губернии. Почетный гражданин г. Богучар (1978). В рассказе Шолохова «Судьба человека» содержится описание Воронежа времен ВОВ. Героем произведения является уроженец Воронежской губернии Андрей Соколов. В воронежской прессе много писал о Шолохове лично его знавший профессор ВГПИ Ф. Бирюлин, сам уроженец станицы Вешенской. Осенью 2005 года в Богучаре открыт памятник Шолохову.

Содержание.

I. Вступление………………………………………………………………………………..4-6

II. Основная часть. М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

  1. Годы обучения Шолохова М.А. в Богучарской гимназии………………………7-9

  2. Рассказ «Судьба человека» - повествование о подвиге людей воронежского края…………………………………………………………………………………...10

  3. М.А.Шолохов в воспоминаниях гимназистов, учителей, современников……..11-13

III. Заключение. М.А.Шолохов - Почётный гражданин города Богучар………………14

IV. Литература….. …………………………………………………………………………..15

V. Приложение………………………………………………………………………………16-20









Исследование материалов по литературе Воронежского края для истинных краеведов представляет большой интерес, ведь это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне (А.В.Кольцов, И.С.Никитин, И.А.Бунин, С.Я.Маршак, А.Платонов, В. Кубанёв, А. Жигулин, А. Прасолов). Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие. При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями перед нами неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.

В нашей школе на уроках краеведения обучающиеся собирают материал по нескольким направлениям:

-«Писатели, родившиеся в Воронеже»,

-«Писатели в гостях в краю воронежских степей»,

-«Они воспели отчий край» (творчество местных авторов).

В разное время и по разным причинам, вольно или невольно, в столице Черноземья побывали знаменитые писатели и поэты, литературные критики, иные общественные деятели.

Николай Гаврилович Чернышевский с радостью посетил наш Воронеж. В 1846 году по дороге в Петербургский университет он побывал здесь по настоянию отца-священнослужителя, считавшего для сына необходимым посетить Митрофаньевский монастырь, прикоснуться к мощам святого Митрофания и помолиться за успех дела.

А вот Осип Мандельштам отбывал в Воронеже свою трехлетнюю ссылку.

Я около Кольцова

Как сокол, закольцован -

И нет ко мне гонца,

И дом мой без крыльца.

Василий Андреевич Жуковский дважды приезжал в Воронеж, чтобы встретиться с Кольцовым. Представьте себе изумление воронежцев, когда июльским днем 1837 года на улицы города въехал экипаж, запряженный шестеркой лошадей. За ними тянулась свита великого князя Александра Николаевича, будущего императора. Изумленные обыватели долго вспоминали о знатном вельможе со звездой на груди рядом с купеческим сыном. А Кольцов восхищенно писал: «Едва ли ангел имеет столько доброты в душе, сколько Василий Андреевич…» Я до сих пор думаю, что все это было не со мной». Внимание Жуковского оказало благотворное влияние на молодого поэта.

Губернские газеты писали о том, что с 24 по 30 января 1841 года в городе останавливался поручик Михаил Лермонтов. Еще раз газеты писали о его пребывании в Воронеже 30 мая 1841 года. Шли последние месяцы жизни великого поэта. Он ехал на

4

Кавказ, где ему было суждено умереть от пули Мартынова. Стихотворение «Смерть поэта» - одно из лучших и самых известных в творчестве М. Ю.Лермонтова. И в этом стихотворении есть «воронежский след». Из-за последних 16 строк, начинающихся гневным обращением « А вы, надменные потомки…», автор был сослан на Кавказ. След этого подлинника отыскался в Воронеже. Ученый архивной комиссии Дмитриев передал в дар местному краеведческому музею подлинную рукопись лермонтовского стихотворения, в которой приведены и 16 дополнительных строк. Ученый сообщил, что рукопись была подарена ему в Аккермане офицером - сослуживцем. Тот, в свою очередь, получил ее от отца, служившего в Тенгинском полку вместе с Лермонтовым. Фонды краеведческого музея во время Великой Отечественной войны были разграблены гитлеровцами. Рукопись пропала.

Великий Толстой однажды тоже посетил Воронеж. Всего одни сутки гостил он у своей племянницы Денисенко. Говорили о литературе, и присутствующие внимали каждому слову патриарха. На стене дома, где побывал Л. Толстой, установлена мемориальная доска.

В период странствий по Руси жил в Воронеже и Алексей Пешков. Целое лето прожил он в Митрофаньевском монастыре, работая помощником садовника - монаха. «Эх, хорошее было времечко, с удовольствием вспоминаю», - писал М. Горький.

А вот А. П.Чехов оказался в Воронеже по делам, связанным с организацией помощи голодающим. Интересная деталь - наша земля была для писателя тоже родиной, потому что дед Чехова был крепостным воронежского помещика.

Глеб Иванович Успенский останавливался в Воронеже на целых 10 дней. Это было время масленицы, но писателя она не радовала, потому что он был очень болен. Печальным памятником пребывания Успенского в городе были сочиненные в гостиничном номере «письма с дороги».

Имя Кондратия Федоровича Рылеева известно каждому жителю Подгоренского района. В селе Белогорье в конногвардейской батарее служил поэт-декабрист Кондратий Рылеев. В это время там жил герой Бородинской битвы полковник М. Г.Бедрага, который после тяжелого ранения вышел в отставку и поселился в доме своей матери. В августе 1817 года Рылеев восторженно рисует обстановку, в которой живут он и его товарищи-офицеры в Белогорье, в полуверсте от Дона. Иногда офицеры посещали семью Бедраг: «Дом весьма гостеприимный, и мы в нем приняты, как нельзя лучше». Рылеев выражает благодарность от лица товарищей « за те ласки и приятные беседы, коими пользовались мы в доме господ Бедраг в продолжение двухлетнего пребывания нашего в с. Белогорье, что в Воронежской губернии». Зимой, а иногда и летом К. Ф.Рылеев бывал в Подгорном. Здесь он познакомился с младшей дочерью местного помещика М. А.Тевяшова Натальей Михайловной, и 22 января 1819 года состоялась их свадьба, а в августе этого же года они выехали из Подгорного. Последний приезд в Подгорное К. Ф.Рылеева, в 1823 году ставшим членом Северного общества и занявшего там руководящее положение, состоялся в 1824 году - за год до восстания декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин по дороге из Петербурга на Кавказ в мае 1829 года проезжал по территории Воронежской губернии. В тот год Россия воевала с Турцией. Ехал он вопреки запрету царя Николая I, не разрешавшего ему отлучаться без высокого соизволения куда бы то ни было. На просьбу Пушкина зачислить его в Закавказскую

5

армию от правительства поступил запрет: «Все места в армии заняты». Это политическое недоверие еще больше побудило поэта на самостоятельный шаг - уехать на фронт, где было много друзей - декабристов. В своем дорожном дневнике он последовательно упоминает такие географические ориентиры, как Елец, воронежские степи, Новочеркасск. Это позволяет предположить, что Пушкин проезжал через Воронеж. Все версии об этом путешествии представляют большой интерес для нас.

Настоящая исследовательская работа посвящена годам пребывания в нашем литературном крае писателя Михаила Александровича Шолохова. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с ней. Цель исследования: познакомить слушателей с периодом пребывания в краю воронежских степей великого писателя истории Дона Михаилом Александровичем Шолоховым.









6

После возвращения в начале 1915 года из Москвы А.М. Шолохов (отец М.А.Шолохова) (рис.1 приложения) принял решение отдать сына Михаила учиться в гимназию. Верхнедонские казаки отдавали своих детей в Усть - Медведицкую гимназию. Гимназия давала знания не только по государственной программе. Атмосфера, царившая там, прививала юным воспитанникам неистребимую любовь к родному краю, к традициям казачества. Каждый из них отлично знал историю своего края, всех его великих представителей. М.Т. Мезенцев в книге «Молодой Шолохов», изданной в 1991 году, писал: «Родители понимали, что в Усть - Медведицкой гимназии сыну придется туго. Но к 1915 году, когда М.А. Шолохову пришло время продолжать образование, в огромной области Войска Донского насчитывалось всего 7 мужских гимназий. Выбора не оставалось. Тогда созрело решение ехать в соседнюю Воронежскую губернию»..1
Ближе всего находился город Богучар (рис.2 приложения), куда и определили Михаила. Он начал учиться в первом классе Богучарской гимназии в сентябре 1915 года. Конечно, бытовые трудности возрастали во много раз. Хутор Каргин, где тогда жила семья Шолоховых, находился к Усть - Медведицкой значительно ближе, чем Богучар, кроме того, с последним отсутствовали традиционные транспортные связи, приходилось ехать окружным путем. Но условия учебы Михаила в Богучаре определялись перечисленными выше причинами.
Дореволюционный Богучар представлял собой провинциальный захолустный уездный городок, каких было много в старой России. Как и другие его братья, он имел свой герб, изображавший хорька в золотом поле. В Богучаре, кроме чиновничьих ведомств и купеческих лавок, трактиров и постоялых дворов, острога и церкви, были две гимназии: женская и классическая мужская (рис.3 приложения). И хотя в этих гимназиях был строгий режим, они значительно оживляли захолустную купеческую атмосферу города. Благотворное влияние оказали они и на формирование совсем еще юного Михаила Шолохова, который здесь учился. В «Адрес-календаре Воронежской губернии на 1917 год»2, изданном статистическим комитетом в 1916 году, говорится, что директором Богучарской гимназии был действительный статский советник Г.А. Новочадов, законоучителем - священник Д.И. Тишанский. Русский язык и литературу преподавали Г.И. Карманов и О.П. Страхова, математику и физику - А.Р. Слапчинский и Н.Л. Хохряков, древние языки - И.И. Сийлит, историю - П.П. Новицкий и B.C. Клепчиков, французский язык О.И. Вольская, немецкий - Н.П. Овчаренко, природоведение и географию - И.Н. Морозов, законоведение - Заборовский, гимнастику - А.В. Олейников, чистописание, рисование и лепку - М.Я. Разиньков, пение - П.М. Копасов.


Михаил Александрович всегда тепло вспоминал гимназию, учительницу литературы Ольгу Павловну Страхову (рис.4 приложения), семью законоучителя Дмитрия Ивановича Тишанского, в которой он жил четыре года. Впервые десятилетний Миша Шолохов переступил порог Богучарской гимназии 15 августа 1915 года. После всеобщей молитвы в актовом зале начались занятия. Гимназисты носили шинели с голубыми петлицами и латунными пуговицами, гимнастёрки и брюки навыпуск (рис.5 приложения). На ременных бляхах и кокардах сияли три буквы: БМГ. Из-за светло-серого сукна, из которого была пошита форма, богучарские мальчишки дразнили гимназистов "мукомолами".

Учительница литературы Ольга Павловна Страхова, воспитанница московских женских курсов, заметила творческие способности Михаила Александровича, поддерживала его увлечение литературой, зачитывала сочинения юного Шолохова на уроках как образцовые. Благодаря Ольге Павловне Миша стал интересоваться поэзией

7

Пушкина, Лермонтова, Тютчева, особо полюбил Толстого, Некрасова, Гоголя, Тургенева.«... Он три года (с первого по третий год включительно), учился у меня...». В конце списка её учеников 3 «А» в классном журнале «было три фамилии: предпоследняя Анатолий Шолохов (двоюродный брат Шолохова) и последняя Михаил Шолохов»3.

Живя в семье Тишанских (рис.6 приложения), образованнейших людей города, он мог пользоваться большой библиотекой Дмитрия Ивановича. В доме было много подлинных картин неплохих художников. Миша зачитывался Чеховым, Ушинским и "«Севастопольскими рассказами" Л. Толстого, любил рисовать. В доме Тишанских частым гостем бывал директор гимназии Г.А. Новочадов. Тогда Дмитрий Иванович садился за рояль, а Новочадов брал в руки скрипку. Михаил Александрович очень любил эти домашние концерты. Хозяин называл его "удивительным мальчиком", учил его игре на рояле. А когда ознакомился с историческими рассказами десятилетнего квартиранта об эпохе Петра I, о походах казаков на Азов, пришёл в истинный восторг… Развлечений у гимназистов было мало. Часто Михаил Шолохов ходил пешком на Дон с товарищами, среди них был Сергей Троицкий, впоследствии ставший специалистом по выращиванию лотоса на Кубани. Таким образом, он учился в гимназии 2,5 года, имея соответствующее образование 2,5 класса, что нашло справедливое отражение во всех послереволюционных документах М.А. Шолохова. В графе «образование» в 1922 году у него значилось - «низшее».. Однако в цитировавшейся выше анкете он пишет в графе «образование»: «среднее». В анкете, заполненной М.А. Шолоховым 20 января 1949 года, читаем: «незаконченное среднее».

В Богучарской школе-интернате о писателе все: и воспитанники, и учителя, говорят: "Наш Шолохов". Говорят с любовью и гордостью. Любят шутить: "Это благодаря нам, богучарцам, Миша Шолохов стал великим писателем". Сейчас в бывшей гимназии - школа-интернат. В своем музее, как бесценную реликвию, хранят письмо Михаила Александровича.

Вот оно:

«Дорогие ребята! Учился я в Богучарской гимназии с осени

1915 г. по весну 1918. Никакой комнаты, по-моему, «оформлять» не надо, а вот что касается приезда к вам - как только выберу свободное время - непременно приеду.

Желаю всем вам успешно учиться.

19.1.65 г.

М. Шолохов»4.

Не так много у нас фактов о жизни Михаила Шолохова в Богучаре. Но здесь он уже слышал о Бунине, Горьком, о Куприне и Короленко. Михаил Александрович рос мечтательным мальчиком. Любимым его местом в гимназии была библиотека. Иногда он ходил пешком к Дону. Здесь рождались мечты, воображались удивительные и увлекательные события…

Г.К. Подтыкайло вспоминал: «На уроках русского языка и литературы Шолохов часто

8

выступал перед классом с чтением народных сказов и произведений классической литературы. Читал он хорошо, выразительно, умел как - то по - особенному передать содержание прочитанного произведения. Среди гимназистов Михаил Шолохов был замечательным товарищем: смелым, общительным, правдивым, остроумным и всегда веселым … Дружно не любили мы и пресловутый «закон божий». Редко кто из нас мог ответить его на «удовлетворительно». Не забуду, как однажды преподаватель вызвал меня к ответу. Я, разумеется, не знал задания. Священник поставил «единицу» и тут же спросил Шолохова. Миша поднялся, вышел было из-за стола, но тут же вернулся на место и немо замер, опустив голову.
- Так-с, - злорадно сказал священник. - Значит, и вы, Шолохов, не готовы-с?
- Не готов-с, - с деланой дрожью в голосе пролепетал Миша, и, когда священник нагнулся над журналом, Миша изобразил такую мину, что класс прыснул от смеха.
- Ну вот, Жора, - сказал мне Шолохов на перемене, - надо нам теперь объединяться в одну упряжку, ведь на паре быстрее прокатишься!
Михаил был на редкость энергичным и общительным мальчиком. Уже тогда его отличала страсть к чтению, книгам. Причем читал он не мещанскую или бульварную макулатуру, а произведения русских и иностранных классиков. В гимназии была неплохая библиотека, и Шолохов часто засиживался там допоздна. И конечно же будущий проникновенный певец родной природы не мог не любить ее и в те юные годы. Как часто видели мы Мишу с удочкой в руках или возвращающимся с ботинками через плечо из придонских лугов!»5

Окончить гимназию не пришлось. К Богучару приближались кайзеровские войска. Шёл 1918 год. Миша уехал к родителям в хутор Плешаков. Осенью он продолжит учёбу, но уже в Вёшенской гимназии.

В Богучарской школе-интернате есть музей, рассказывающий об истории города, истории школы-интерната. Самое почётное место в нём занимает экспозиция, посвящённая М.А. Шолохову. Есть и своя литературная гостиная. Вот что пишут воспитанники интерната: "Какое счастье выпало нам, воспитанникам Богучарской школы-интерната, учиться в классах, где когда-то постигал азы школьных наук гимназист Миша Шолохов, ходить по коридорам, где ступала его нога. Сегодня даже трудно представить, что он бегал по этим же лестницам и, как мы сегодня, норовил кого-то обогнать. Эти стены слышали его голос. Он тоже смотрел в эти окна и видел ту же Богучарку и тополиную рощу за ней"6.



9

Многие страницы художественных произведений А.М. Шолохов посвятил простым людям воронежской земли. Вспомним Андрея Соколова из рассказа «Судьба человека». Высокий, сутуловатый, с большими руками, Андрей Соколов пережил на войне нелюдские муки. Но он выстоял и победил. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» - с этими словами писатель обращается к Андрею Соколову, называя его, природного воронежца, русским человеком, человеком несгибаемой воли…Заканчивалась война. На улице цвела весна. Солдат Андрей Соколов, уроженец Воронежской губернии, вспоминая прошлое, рассказывает о своей жизни. Как в гражданскую войну он был на стороне красных, а в голодном 22-ом работал на Кубани. Потом вернулся в родной Воронеж и был плотником, освоил профессию шофера. Женился на любимой девушке, воспитывал троих детей. Но, грянул роковой 1941-ый год и Андрея призвали в армию.На фронте, работая шофером, возил боеприпасы на передовую. После взрыва авиабомбы его машина была разбита, а он сам был контужен и взят в плен. Пленных держали в полуразрушенной церкви. Так сложились обстоятельства, что Андрею пришлось убить другого пленного, хотевшего выдать немцам своего взводного командира. Война жестока, Андрей Соловьев попадает в концлагерь, мысль о побеге и здесь не оставляет его. Ему удается сбежать, но его ловят. Несмотря на укусы, натравленных на него собак, ему удалось выжить. И снова тяжкий труд, голод, издевательства. В 1944 новый побег, захватив с собою немецкого офицера с документами, удалось попасть к своим. После лечения в госпитале, Андрей возвращается в родной Воронеж и узнает, что его семьи тут больше нет: жена и дочь погибли во время бомбежки, а сын Анатолий ушел на фронт. Радостное известие о капитуляции Германии для него было омрачено новость о смерти единственного сына Анатолия.После демобилизации он больше не вернулся в родной Воронеж. Случайно, возле чайной в Урюпинске, Андрей встречает беспризорника. Грустные глазёнки Ванюшки не оставили его равнодушным. Зная, что у мальчика тоже никого нет, он решает быть теперь с ним вместе и стать для него отцом.





10

Из воспоминаний О.Страховой (1962 г.).

…В 1916/17 учебном году в моем третьем классе «А» учился Михаил Шолохов. И хотя далеко ушло то время, передо мной и сейчас ясно встает образ живого любознательного мальчика-подростка Миши Шолохова. Видимо, это потому, что вся моя трудовая жизнь принадлежит школе, я любила своих учеников и многих из них запомнила навсегда.

В гимназии Шолохов отличался не только прекрасными способностями, но и чувством товарищества. Как-то перед летними каникулами учителя сидели на перемене в учительской, негромко разговаривали и заполняли классные журналы. Неожиданно в коридоре послышался голос Новочадова, директора гимназии. Он открыл дверь в учительскую и, сопровождая проворного гимназиста, вошел вслед за ним. У Новочадова было недовольное лицо.

- Откуда вы взяли такую манеру - заглядывать в учительскую и наблюдать, что делают учителя? - спрашивал он Мишу Шолохова.

Тот не смутился, спокойно ответил:

- Мне нужно узнать, какую отметку выставит Адам Романович Слаичинский.

- А вы что, не успеваете по математике и физике?

- Нет, у меня по этим предметам «пять».

- Тогда зачем же вы пришли?

- Об этом меня просил мой товарищ Гриша Лелекин. А то дома у него спрашивают отметки, а он их не знает, и его наказывают за это.

- Вот оно что, - заулыбался Новочадов, - как же твоя фамилия и в каком классе учишься?

- Шолохов моя фамилия. А учусь я в третьем классе «А», Гавриил Алексеевич…

Отметку Миша Шолохов не узнал, угрюмый Адам Романович не сказал ее. Но поступок этот показывает доброту гимназиста Шолохова и его заботу о своем товарище…7

Личный секретарь Шолохова П.Е.Чукарин в одном из писем от 5 сентября 1968 года вспоминал: «У М.А.Шолохова остались очень приятные воспоминания о годах учебы в Богучарской гимназии и квартировании в доме Тишанских».

Со слов Шолохова П.Е.Чукарин записал: «…В какой-то мере начинал оттуда, от умного и образованного Дмитрия Ивановича Тишанского, привившего любовь к классикам русской литературы и поддерживающего в творческих начинаниях. Именно там я начал писать подражательные рассказы романтического направления»8.

Евгений РОМАНОВ (г.Богучар, Воронежская область) вспоминал:

«Шел январь 1925 года. В одном из редакционных кабинетов «Крестьянской газеты» было по обыкновению шумно, тесно, дымно. Тут присутствовали Серафим Огурцов, Николай Тришин (Одоев), Иван Молчанов, Егор Хвастунов, Василий Кумач. Мэтр отечественной журналистики Владимир Гиляровский рассказывал о своих приключениях. И в это время в комнате появился «незнакомый паренек в солдатской шинели, видавшей виды серой папахе, слегка сдвинутой набекрень, в простых сапогах. Парень был невысок и очень юн». Николай Тришин вспоминал: «Полагая, что это один из селькоров, прибывших в Москву, заведующий отделом юнселькоров Василий Кудашев усаживает паренька к столу:


11

- Садись, товарищ, рассказывай, с чем прибыл.
Не слышал, о чем они говорили, только видел, что парень в шинели поднялся, козырнул Кудашеву и вышел. На следующий день Вася Кудашев принес мне рассказ, написанный от руки четким почерком:
- Читай. По-моему, здорово! Читаю заголовок: «Пастух». По мере чтения передо мной зримо встают пейзажи Придонья: знойная степь с висящими в небе ястребами, звоном кузнечиков хутора в вербах и садах... Знакомая картина, которая уже стала тускнеть в памяти за эти три года городской жизни. Ведь точно, в этих местах, на юге Калачеевского уезда Воронежской губернии, граничащих с казачьими станицами, я провел 1920 и 1921 годы. Там мы, комсомольцы, работали в комбедах, дрались с бандитами Колесникова, Маруси, Курочкина и прочими. В рассказах поражали цепкий глаз автора, необычайная образность и колоритный язык. Дочитывая рассказ, смотрю на подпись автора: М. Шолохов».

Через день Михаил Шолохов зашел в редакцию узнать о судьбе рассказа и встретился с Николаем Тришиным. Разговорившись, Николай выяснил, что Михаил учился в Богучаре. Пошли воспоминания. Каково же было удивление, когда «выяснилось, что уже дважды в жизни наши дороги едва не скрестились. Оказывается, в 1916 году мы одновременно учились в Богучаре Воронежской области - он в гимназии, а я в городском училище, и жили мы на квартирах по одной улице». Была эта улица Мещанская. Сейчас она называется Прокопенко. Переименована после Гражданской войны в честь Н.Я.Прокопенко, первого командира 1-го Богучарского стрелкового полка, погибшего от разрыва гранаты 9 августа 1918 года»4.

Василий Воронов, ростовский писатель и биограф Шолохова, впервые приводит факты раннего творческого созревания десятилетнего мальчика. После библиотеки, после прочитанного он выходил на берег Дона, садился на берегу, задумывался, и воображение уносило его в прошлые века. «В такие минуты, - писал В. Воронов, - Мише хотелось по-своему оживить и берега, и Дон, и Богучар, вообразить себя в другой жизни - вольной, казачьей, на разбойных стругах, в далеких походах к морю Азовскому»6.





12

Сноски:

  1. Михаил Шолохов: летопись жизни и творчества [Текст] : материалы к биографии / [сост. Н.Т. Кузнецова]. - Москва : Галерея, 2005. - 504 с. : ил.

  2. М. А. Шолохов : уроки мужества и доброты [Текст] : ветераны органов внутр. дел вспоминают о великом писателе-земляке / [сост. Э.Г. Барсуков]. - Ростов-на-Дону : Донской издательский дом, 2004. - 247 с. : ил.

  3. Альбом Всероссийской художественной выставки, посвященной 100-летию М. А. Шолохова [Изоиздание]. - Ростов-на-Дону, 2006.

  4. Воронов, В. Юность Шолохова [Текст] : страницы биографии / Василий Воронов. - Ростов-на-Дону : Книжное издательство, 1985. - 112 с.

  5. Воронцов, А. В. Шолохов [Текст] : роман М. : ИТРК, 2003. - 477 с. - (Библиотека исторического романа).

  6. Воронцов, А. В. Михаил Шолохов : загадка советской литературы [Текст] / Андрей Венедиктович Воронцов. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 397 с. : ил.

  7. Гаранжин, В. Тайна великана : 15 лет рядом с М. А. Шолоховым [Текст] / Владимир Гаранжин. - Ростов-на-Дону : Издание журнала «Дон», 1999.- 62 с. : портр.

  8. Губанов, Г. В. Михаил Александрович Шолохов : мгновения жизни [Текст] / Георгий Васильевич Губанов. - Ростов-на-Дону : Цветная печать, 2000. - 416 с. : ил.







13

Шолохов любил воронежскую землю, и в этом, безусловно, «виноваты» наследственные корни писателя. Его дед, Михаил Михайлович, был женат на дочери богучарского купца 3-й гильдии Василия Тимофеевича Мохова Марии.
Григорий Подтыкайло и Михал Шолохов были хорошими товарищами не только в гимназии, но и на протяжении всей жизни, о чем свидетельствую их частые встречи в с. Вешенской и г. Богучаре. Г.К. Подтыкайло рассказывал мне, что был случай, когда М.А. Шолохов приезжал в Богучар тайком и сразу направился к нему в дом. Григорий работал тогда врачом тубдиспансера, а жил в бывшем доме богучарского купца Куранова, что и сейчас расположен у моста через реку Богучарка. Они долго беседовали с ним у реки. В этот же день Михаил на перекладных уехал назад в Вешенскую.
На богучарщине принято считать, что вешенские казаки недолюбливают богучарцев. Причины на то были. Прежде всего это гражданская война, события которой так хороши описаны в книге Михаила Шолохова «Тихий Дон». Считается, что именно бойцы Богучарского 103 - го полка (впоследствии 353 - го полка 40 -й Богучарской дивизии) «порубали» тогда восставших казаков в 1919 году. Хотя это факт оспаривается историками и очевидцами.

Во время выборов в Верховный Совет СССР в 1954 году М.А. Шолохов был кандидатом от Богучарского избирательного округа, а затем и депутатом. Тогда через богучарскую районную газету «Коллективист» было опубликовано письмо Михаила Шолохова, в котором он сообщал, что приедет в Богучар, что бы повидаться со своими земляками и посетить те места, где «провел 3 года в далеком отрочестве», да так и не приехал.
Во времена Н.С. Хрущева город Богучар хотели сделать городком поселкового подчинения, переместив районный центр на ст. Кантемировка. Но благодаря заступничеству Михаила Шолохова он остался как центр колхозно - совхозного управления и сохранил свой статус.
Богучарцы часто приезжали к Шолохову. Вот как вспоминает об этом И.М. Абросимский: « 19 августа 1979 года богучарцы отмечали 275 - летие своего города. Как и полагалось, к празднику его любовно украсили и преобразили. Разослали приглашения гостям. К Михаилу Александровичу Шолохов отправилась делегация передовиков во главе с первым секретарем Н.И. Морозовым (рис.7 приложения), чтобы пригласить великого писателя земляка на торжества. Михаил Александрович встретил богучарцев в своем рабочем кабинете очень приветливо. Каждому пожал руку, усадив гостей, сел сам и приготовился слушать».
Беседа была долгой, в заключении Шолохов поблагодарил богучарцев за приглашение «… и выразил сожаление, что не сможет приехать на торжества по состоянию здоровья».
В этот же год богучарцы присвоили М.А. Шолохову звание Почетного гражданина города Богучар. В ответ он прислал телеграмму: « Благодарю богучарцев за оказанную мне высокую честь. Шолохов».
В городе Богучаре память о Михаиле Шолохове увековечена. На доме где он жил с 1915 по 1918 годы и здании Богучарской школы - интернат имени М. Шолохова установлены мемориальные доски (рис.8 приложения). В городском парке установлен бюст писателя (рис.9 приложения). Есть и музей М.И. Шолохова.

14

Литература:

1. Воронов В. Юность Шолохова: страницы биографии 1905-1928 гг. // Дон, 1985. - No. 4. - С. 78-94; Гамон Н. Земля Шолохова и край воронежский: документальные рассказы // Дон. - 1986. - No. 5. - С. 137-141; Прохоров В. А., КовалевН. М. Богучар // Города Воронежской области. - Воронеж, 1978. - С. 101-112; Чукарин П. Ученик Богучар- ской гимназии // Подъем. - 1974. - No. 2. - С. 161-163.

2.Кононов, В. И. Памятники Воронежа и Воронежской области [Текст] / В. И. Кононов. - Воронеж :Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1979. - 192 с.

3. Митин, В. А. Усадьбы города Воронежа ХVIII, XIX, ХХ веков [Текст] / В. А. Митин. - Воронеж :Изд-во Никитинское, 2004. - 223 с.

4. Удовенко, Л. Т. Записки воронежских краеведов [Текст] . Вып. 1 : Л. Т. Удовенко, Б. Г

. Окунев, Б. А.Ищенко, В. И. Чесноков, А. И. Гайворонский, В. Н. Соломкин / сост. А. И.Гайваронский. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1979. - 183 с.





















15

Приложения.

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Рис.1.Семейная фотография Шолоховых. На фото щеголеватый отец, всем своим видом подчеркивающий свое купеческое сословие. Мать в строгом платье, занимающая прочное положение хозяйки семьи и Миша Шолохов - мальчик, аккуратно одетый, во франтоватой фуражке, копирующий позу своего отца.

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.
Рис.2.Город Богучар. Улица Мещанская (ныне Прокопенко). 1915 год.

16

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Рис.3. Здание мужской классической гимназии (современный вид), в которой обучался М.А.Шолохов.

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Рис.4. Учительница литературы - Ольга Павловна Страхова.



17

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Рис.5.Михаил Шолохов во дворе мужской трехклассной гимназии (cидит слева). Город Богучар. 1915 год.



Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.
Рис.6. Дом №12, где жил Михаил Шолохов с 1915 по 1918 годы.



18



Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Рис.8. Памятник Шолохову в ОГОУ «Богучарская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени М.А.Шолохова».Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.В Богучарской гимназии. . 1915 г. Сидит слева - Миша Шолохов.В Богучарской гимназии. . 1915 г. Сидит слева - Миша Шолохов.

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.
Рис.7.На снимке слева направо: сидят - М.А. Шолохов, Н.И. Морозов, первый секретарь Богучарского райкома КПСС; Г.К. Подтыкайло, одноклассник Шолохова по Богучарской мужской гимназии: стоят - И.М. Абросимский редактор богучарской районной газеты «Сельская новь»; М.Т. Твердохлебова, доярка колхоза им. 40 - й Богучарской дивизии; М.П. Федорищев председатель колхоза «Родина» Богучарского района; Н.А. Булавин, первый секретарь Вешенского райкома КПСС.

19

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Рис.9.Памятник М.А. Шолохову (г. Богучар Воронежской обл.)
Скульптор: Анатолий Михайлович Дементьев (1938 г.р.), (г. Ростов-на-Дону).
Архитектор: Салазкин Владимир Иванович (г. Воронеж).
Материал: бетон, металл (медь), гранит.
Размер: В. бюста - 1 м; В. постамента - 1,8 м.
Бюст - бетон, облицованный красной медью. Постамент - бетон, облицованный красным гранитом.
В городском парке на центральной шолоховской аллее установлен бюст, открытие которого состоялось 20 сентября 2005 года. Часть средств на памятник собрали дети школы-интерната, работая в производственных бригадах.

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.

Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.Исследовательская работа на тему М.А.Шолохов в краю воронежских степей.















20

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Староникольская СОШ» Хохольского района

Воронежской области







Тема. М.А.Шолохов в краю воронежских степей.



Автор. Теплухина Светлана Николаевна, 7 класс.

Руководитель. Панкратова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Староникольская СОШ»





село Староникольское

2015 - 2016 г.

© 2010-2022