Рабочая программа кружка Юный лингвист

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации Обоянского района Курской области

Филатовский филиал Муниципального Бюджетного Образовательного учреждения

«Рыбинобудская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ.

ШМО ---------------------------------- педагогического совета школы. Директор школы _________/В,Г.Котов/

/Протокол № 1 от 26.08.2015г./ /Протокол № 1 от 31.08.2015г./

Руководитель ШМО ________ /------------------./ Председатель _________ /В.Г.Котов/ /Приказ от 31.08.2015г. №49/






Рабочая программа

кружка дополнительного образования

«Юный лингвист»





направленность: социально-педагогическая

возраст учащихся: 15-16 лет

срок реализации программы - 1 год

педагог дополнительного образования: Бобракова Екатерина Васильевна


с. Филатово, 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Основной целью данного курса является выявление и развитие способностей учащихся, в том числе одарённых детей, и преодоление трудностей в изучении русского языка у детей, имеющих низкую мотивацию в учении. Рабочая программа составлена для реализации в 9 классе Филатовского филиала МБОУ «Рыбинобудская СОШ»

Стандарты образования требуют от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность кружка заключается в формировании следующих умений и навыков:

  • писать изложения разных видов

  • читать текст и анализировать его содержание

  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка.

Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.

В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).

Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации.

Информационный материал курса сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень знаний, умений, навыков, необходимых для успешного продолжения образования после окончания основной школы. Кроме того, занятия в кружке позволяют организовать работу с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебной деятельности.

Цели: 1) систематизация знаний, умений и навыков учащихся, формирование умения применять их в новых, отличных от урока условиях; 2)совершенствование умения излагать учебный текст; 3) совершенствование умения создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему; 4) обеспечение с работы с книгой по заданию учителя, успешного устного ответа и выполнения тестовых заданий.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

-дать понятие о нормах языка;

-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

игры на языковом материале;

практическая работа с различными рода словарями;

работа с текстами художественных произведений.

Виды деятельности:

теоретические:

- лекция с элементами беседы;

практические:

- выполнение тестов;

- работа над словом, работа с книгой, словарем;

- редактирование предложений, написание изложений и сочинений;

- подбор примеров из художественной литературы, их анализ;

- подготовка докладов, проектов;

- практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Ожидаемые результаты:

возросший интерес к предмету;

повышение успеваемости по русскому языку;

умение грамотно оценивать языковые ситуации.

Программа кружка «Юный лингвист» для 9 классе предусматривает работу в течение всего учебного года и рассчитана на 68 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

-уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

-уметь писать сжатые изложения.

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

-понимать основную мысль прослушанного текста;

-понимать главную мысль прочитанного текста;

-определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

-определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

-находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

-создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

-использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

-оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Учебно-тематический план

Разделы, темы

Дата проведения

План.

Факт.

Примечание




1.

Значение знания русского языка в жизни человека. Знакомство с содержанием курса кружка «Юный лингвист»

2/IX



2.

Культура речи. Нормы литературного языка

5/IX



3.

Нормы литературного языка ( лексические, орфоэпические, грамматические)


9/IX



4.

Повторение лексики. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексические нормы

12/IX



5.

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

16/IX



6.

Трудности современной русской фразеологии

19/IX



7.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности

23/IX



8.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности

26/ IX



9.

Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности

30/IX



10.

Выразительность русской речи. Средства выразительности. Тестовая работа

3/X



11.

Трудности современной русской орфографии. Правописание корней

7/X



12.

Трудности современной русской орфографии. Правописание приставок

10/X



13.

Трудности современной русской орфографии. Правописание суффиксов

14/X



14.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Трудности грамматического управления в современном русском языке.

17/X



15.

Синтаксические нормы. Тестовая работа

21/X



16.

Занимательная грамматика. Тренировка учащихся для успешного участия в районной предметной олимпиаде и в игре-конкурсе «Русский медвежонок» -- 2015

24/X



17.

Занимательная грамматика. Тренировка учащихся для успешного участия в районной предметной олимпиаде и в игре-конкурсе «Русский медвежонок» -- 2015

7/XI



18.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Причастные и деепричастные обороты

11/XI



19.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Причастные и деепричастные обороты

14/ XI



20.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Обособленные определения и обстоятельства

18/ XI



21.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений

21/ XI



22.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений

25/XI



23.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Выделение грамматических основ в сложных предложениях. Односоставные предложения в составе сложных предложений

28/XI



24.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Занимательные упражнения со схемами предложения

30/XI



25.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа

2/XII



26.

Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения.

5/XII



27.

Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения.

9/XII



28.

Синтаксический анализ сложного предложения. Составление схем предложения. Тестовая работа

12 /XII



29.

Подготовка к проекту «Лексика учащихся нашей школы»

16/XII



30.

Защита проекта «Лексика учащихся нашей школы»

19/XII



31.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

23/XII



32.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи.

26/XII



33.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи.

13/I




34.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи.

16/I




35.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Виды подчинительной связи. Тестовая работа

20/I



36.

Сложные бессоюзные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

23/I



37.

Сложные бессоюзные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

27/I



38.

Сложные бессоюзные предложения. Тире в бессоюзном сложном предложении

30/I



39.

Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

3/II



40.

Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа

7/II



41.

Сложные предложения с разными видами связи.

10/II



42.

Сложные предложения с разными видами связи.

14/II



43.

Сложные предложения с разными видами связи. Тестовая работа

17/ II



44.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

21/II



45.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

24/II




46.

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

28/II



47.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

1/III



48.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

5/III




50.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

12/III



51.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

15/III



52.

Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения - рассуждения


19/III



53.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

29/III




54.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

1/ IV



55.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

4/ IV



56.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи.

8/ IV




57.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

11/IV



58.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

15/IV




59.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Анализ сочинений

18/IV



60.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

22/IV



61.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

25 /IV



62.

Почему каждый человек должен быть хорошим оратором?

29/IV



63.

Основы ораторского искусства

2/V



64.

Знаменитые ораторы прошлого

6/V



65.

Известные русские ораторы

13/V




66.

Индивидуальная работа с учащимися. Подготовка к научно-практической конференции.

16/V




67.

Научно - практическая конференция «Лексика учащихся нашей школы» (презентация результатов исследовательской работы учащихся)

20/V



68.

Отчет о работе кружка дополнительного образования.

23/V





Содержание тем курса «Юный лингвист»

Введение (3 часа). Значение знания русского языка в жизни человека. Знакомство с содержанием курса кружка «Юный лингвист». Культура речи. Нормы литературного языка

Лексические нормы (9 час.). Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ.

Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы:

Нормы в морфологии и орфографии (3 час.). Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней Правописание приставок Правописание суффиксов

Синтаксические нормы: Ораторское исскуство

Словосочетание ( 4 час.).

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Простое предложение (3 час.). Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Сложное предложение (29 час.). Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Текст. Методика обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения (11 час.).

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Извлечение информации из различных источников.

Изложение. Виды изложений

Способы и приемы компрессии текста. Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические, синтаксические.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: тезис - аргументы - вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

Ораторское искусство (7 час.). Основы ораторского искусства. Индивидуальная работа с учащимися. Знаменитые ораторы прошлого. Значение умения говорить правильно и красиво. Подготовка к научно-практической конференции.

Литература



  1. Богданова Н.А. Уроки русского языка в 9 классе. М., «Просвещение», 2014.

  2. Т.А.Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку, 6 класс. М., «Просвещение», 2014.

  3. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. - М: «Просвещение», 2014 г.

  4. Словари и энциклопедии по русскому языку

  5. Федоренко Л.П.. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку.

  6. .Цыбулько Н.Л.. ОГЭ - 2016.Типовые тестовые задания. 36 вариантов. М, изд. «Экзамен», 2015

Мультимедийные пособия.

.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий



© 2010-2022