Исследовательская работаПрозвища детей нашей школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Степановка»

Прозвища в нашей школе



(исследовательская работа по лингвистике)

Выполнила: Муфтахина Дилара,

ученица 6 класса

Руководитель: Артемьева А.П.,

учитель русского языка и литературы

Степановка - 2013г.

Содержание.

I. Введение.

Цели и задачи …………………………………………………………… 2 - 3

II. Основная часть.

Глава 1 Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища ……... 4

Глава 2. Прозвища, образованные от собственного имени или отчества ... 5

Глава 3. Прозвища, связанные с особенностями внешности человека ……6

Глава 4. Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, особенности его характера ………………………………………...7

Глава 5. Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе ……………….7

III. Заключение ……………………………………………………………….8

Результаты исследования……………………………………………………9

IV. Список использованной литературы …………………………………10

V. Приложение ……………………………………………………………….11

1. Введение

Испокон в нашей школе всех по прозвищам зовут,

И обычай этот древний навсегда прижился тут.

Эти прозвища и клички раздаются, как таблички:

Пришёл в школу человек - с ним и прозвище навек.

По фамилии едва ли вы разыщете кого,

Если прозвище назвали, вмиг укажут вам его.

У прозвищ, как и у всех слов в языке, есть своя биография, история, своя судьба. Во всех школах и во все времена дети давали друг другу прозвища: обидные и не очень, изменявшиеся со временем или прилипавшие к человеку чуть ли не на полжизни, во всяком случае, на школьную её часть.

Цель данной работы - выяснить историю возникновения прозвищ, их наличие и особенности происхождения у школьников

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

  • Изучить литературу по теме исследования;

  • Выяснить историю возникновения прозвищ;

  • Собрать и проанализировать прозвища по происхождению и по значению на примере прозвищ школьников 3-11 Степановской средней школы. Проанализировать отношение школьников к прозвищам .

  • Выяснить мнение психолога о влиянии прозвищ на детей.

Актуальность



  • Прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в учебной и научно - популярной литературе

  • Возникновение прозвищ - это явление присутствующее повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом

  • Исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой.

  • Работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, и следовательно, выявить проблемы , возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.



  • Прозвища - неотъемлемая часть жизни школьников, важная составляющая их общения. Они определяют межличностные отношения внутри школьного коллектива, лаконично и ёмко характеризуют носителя и автора прозвища, особенности ситуации, в которой происходит именование. Именно эти факторы определили актуальность нашей работы.

Объект исследования: учащиеся 3-11 классов МБОУ СОШ с.Степановка

Предмет исследования: прозвища учеников.

Гипотеза: Есть мнение, что прозвища существуют с давних времён, особенно они распространены среди школьников. Так ли это?

Методы исследования: анализ прозвищ, классификация прозвищ по ведущему признаку, сравнение результатов, полученных в ходе исследования прозвищ учащихся.





2. Основная часть

2.1.История возникновения прозвищ

Учёными доказано, что самые первые прозвища возникли очень давно. Самые первые прозвища возникли более тысячи лет назад. Источником их являлись древнерусские имена, которые очень походили на прозвища. Имена давались, например, по цвету волос: Чёрный, Белый, Чернавка, Рыжий; по росту: Малой, Долгой…; по характеру и поведению: Булгак (беспокойный), Забава, Неулыба…. Имя определяет судьбу человека. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно настоящее, которое старались, как можно реже произносить вслух, боясь, что злые силы могут воспользоваться им и навести порчу, второе для общего пользования, которым человека не называли, а прозывали, отсюда и название - «прозвище». Из-за отсутствия медицинской помощи детская смертность в то время была огромной, но в ней винили «злых духов». Чтобы отогнать «нечистую силу» от взрослых и детей, придумывали специальные «плохие» имена, которые должны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Сатана, Дурак, Горе, Ненаш, Найден, Чёртко, Нелюба, Немил, Тугарин (туга - печаль); имена, связанные с растительным и животным миром: Бык, Волк, Пырей, Волчий Хвост.

По прозвищам можно узнать много интересного: какие кушанья готовили (Борщ, Кисель, Тюря, Сахар), что носили (Лапоть, Дерюга, Рунь (лохмотья), какие были предметы быта (голик - веник без листьев, копыл - часть прялки). Эти древние прозвища помогают ближе познакомиться с бытом прошлой России.

Древность и широту распространения прозвищ подтверждает и то, что даже великие князья получили второе имя:

по внешнему виду: Филипп Красивый, Карл Лысый, Эрик Рыжий;

по месту рождения, жизни, смерти: Александр Невский, Дмитрий Донской, Максим Грек, Илья Муромец;

по виду деятельности: Иоанн Креститель, Алёша Попович (поповский сын)

по характеру: Иван Грозный, Владимир Святой, Ричард Львиное Сердце;

другие: Всеволод Большое Гнездо, Иван Калита, Владимир Красно Солнышко.

Таким образом, прозвища появились более тысячи лет назад. Позже они стали основой для образования многих русских фамилий. Но они не исчезли, продолжают существовать до сих пор. Наибольшей популярностью прозвища пользуются в детской среде. Это подтверждает анкетирование в 3-11 классах ( опрошено ? Человек)

2.2.Школьные прозвища

Со своим личным именем человек проходит через всю жизнь. Но есть ещё одно имя, которое может появиться у человека и сопровождать его какое-то время, а иногда и в течение всей его жизни. Это прозвище.

С уроков русского языка я знаю, что суффикс -ищ- имеет в русском языке увеличительное значение, поэтому предполагаю, что прозвИЩе может дать более полную, точную характеристику человеку, чем его имя. Свои предположения я проверила по словарям.

Что же такое прозвище ?

Словарь Ушакова дает следующее определение: «Прозвище - название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица». Словарь синонимов: «Прозвище-название, указывающее на какую-либо черту, особенность и данное кому-либо в шутку, в насмешку». Заглянув в «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, я нашла следующие определения нужных мне понятий: Дразнить - 1. кого (что). Злить, умышленно раздражая чем - нибудь. Дразнить собаку. Прозвище - а, ср. Название, данное человеку по какой - нибудь характерной его черте, свойству. Пример: обидное прозвище. Кличка - и, ж. 1. Имя домашнего животного. 2. Прозвище (шутливое, конспиративное и т. п.). Пример: обидная кличка. Дать кличку кому - нибудь. Обида - ы, ж. 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением. Пример: терпеть обиды. Не в обиду будь сказано. Агрессия - и, ж. Вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территории и насильственного подчинения своей власти

Наука, изучающая прозвища и клички, называется «ономастика».

Я задумалась над вопросом: почему прозвища так распространены в нашей школе? Хорошо это или плохо? Какова история их возникновения? Какие прозвища употребляют в речи современные школьники я и попыталась выяснить.

Много вопросов возникает по поводу прозвищ: почему одни обидные, а другие нет и даже красивые, приятные? Почему одни понятны любому, кто бы их ни услышал, а другие - лишь небольшой группе ребят? И нет в науке об именованиях людей более трудного для изучения раздела, чем прозвища. Почему? Да потому, что имена, отчества, фамилии зафиксированы в памятниках письменности, в литературных произведениях, в различных документах. А по прозвищам такого материала в литературе мало. И всё-таки специалистам по истории русского языка приходится анализировать и прозвища. И я тоже решила проанализировать прозвища учащихся 3-11классов нашей школы

Я записала прозвища ребят и попробовала их расшифровать. Много интересного заключено в прозвищах: видны в них и буйная фантазия авторов, и наблюдательность: умение выделить в человеке какие-то черты, которые характеризуют и тех, кому их дают, и тех, кто даёт, свидетельствуют об их доброте или, наоборот, недоброжелательности. Но что самое удивительное - в возникновении прозвищ обнаруживается очень чёткая система. Оказывается, не просто так появляются они на свет, а подчиняясь этой системе. Вот и посмотрим, как она выглядит.

В анкетировании приняло участие ? человек. По результатам анкетирования выяснилось, что 40 учащихся имеют прозвище (55,6%), а 32 ученика не имеют прозвища (а может, постеснялись ответить). Больше всего прозвищ у учащихся 6-го класса - 16, что составляет 22,2%, а меньше всего у учеников 4-го класса - 10, что составляет 13,9%, в 9-ом классе 14 из опрошенных назвали свое прозвище , это 19,5%. Замечено, что в среднем звене прозвище дается чаще.

Итак, мною было записано 67 прозвищ, и с этим материалом я поступила так: постаралась найти общие закономерности в происхождении прозвищ, а весь поисковый материал распределила по следующим группам:

1. Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища.

Добрая половина школьных прозвищ возникла на основе фамилий учеников. Способы образования их очень разные, самый распространённый - это когда берётся часть фамилии и к ней прибавляется суффикс:

Бога (от фамилии Богданов), Гусь (от фамилии Гусев), Мамай (от фамилии Мамаева), Печёра (от фамилии Печерский), Шкирда (от фамилии Шкиринда), Череп (от фамилии Черепанов), Сокол (от фамилии Соколов), Тюлька (от фамилии Тюлькин), Труба (от фамилии Трубников), Шакир (от фамилии Шакиров), Соловей (от фамилии Соловьёв), Макарена (от фамилии Макаров), Богдан (от фамилии Богданов)

Реже встречаются прозвища, которые содержат часть корня фамилии и имеют либо нулевое окончание, либо окончание -о, -а. Это лишь тогда, когда они образуют имена нарицательные: Шакир (от фамилии Шакиров), Тюлень (от фамилии Тюлькин).

Из некоторых фамилий возникают прозвища - имена. Очень часто такие прозвища от фамилий звучат как оценочные имена.

2.Прозвища, образованные от собственного имени или отчества. Приблизительно такая же картина - отсутствие эмоциональной окраски - наблюдается и в большей части прозвищ, образованных от имён. Возникают прозвища по искажённому произношению имени: Некит (от имени Никита), Жека(от имени Женя), Кирька (от имени Кирилл), Костет, Косточка (от имени Константин), Колямба (от имени Николай), Серый (от имени Сергей), Нинок (Нина), Регион, Регинчик (Регина), Ляся, Ляля (от имён Ляйля и Ляйсан)

Подчас ребятам кажется, что имена слишком похожи на слова нарицательные, и появляются прозвища, звучащие, как такие слова: Валет от Валентины, Павлин от Павла.

Порой к изменённым именам ещё добавляется рифмующееся слово: Светик - семицветик (от имени Светлана), Лянчик - обезьянчик (от имени Лилиана, сокращённо Ляна), Лёха-лепёха, Вовка-морковка.

Прозвищ, образованных от имён, гораздо меньше, чем от фамилий, но их достаточно в современном ребячьем языке.

Некоторые прозвища образуются от отчества: Михалыч, Петрович.

3. Прозвища, связанные с особенностями внешности человека.

Есть, к сожалению, среди прозвищ ребят есть такие, которые приносят им много горьких минут. Все школьники хорошо знают, что нередко возникают именования по внешним признакам человека, особенностям его характера, склонностям, неожиданным ситуациям, в которые люди попадают и в которых они совсем не виноваты. В шутливой песенке об одном таком прозвище поётся:

Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой,

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил.

Иногда прозвищем можно помочь избавиться от недостатков. Если девчонку называют Щеглом за то, что она непрерывно болтает, или Затычкой, так как рот всем затыкает, то им надо последить за собой, и эти недостатки можно исправить.

Ну, а если особенности человека, подмеченные одноклассниками и отразившиеся в прозвище, не вина его, а беда? Ведь не виноваты низкорослые ребята в том, что они растут медленнее других. И оттого что их будут называть Мальчик - с - пальчиком, Пигалица, Малёк, Шкет, Коротышкин они не будут расти быстрее, но обидно им очень. Высокие и худые тоже не смогут стать ниже и толще, если их звать Макарониной, Дистрофиком, Шифоньером или Сосиской. И излишне полные не похудеют от прозвищ Мясокомбинат, Эй, Толстый, Пончик. Тут именования похожи на дразнилки.

И хотя эти прозвища, данные ребятам за какие-нибудь свойства и недостатки, обидные, я всё-таки остановлюсь и на них. Какие же признаки выделяются в прозвищах? Прежде всего внешний вид. Здесь и рост, и комплекция, и цвет волос: Шифоньер, Пончик, Конопатая, Шкаф, Кишка, Очкастый, Пигалица, Дистрофик.

Чаще особенности человека называют не прямо, а метафорически, прозвище взято из имён нарицательных - названий зверей, птиц. Хомкой зовут девочку с полными щеками; Ушастиком, Зайцем, Чебурашкой - мальчика с торчащими ушами.

4. Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, особенности его характера.

Таких прозвищ не очень много, но они ярки и эмоциональны: Сурком называют за сонливость; Затычкой - за привычку всем рот закрывать; Ботаником - за любовь к учёбе, Премудрым из 4-го рейха (за ум).

Встречаются прозвища, данные за какие-либо особенности в манере держаться: Смайл постоянно смеётся, Плаксикус (имеет тонкий писклявый голосок), Скромняк (очень скромный), Цок-цок (постоянно цокает).

В прозвищах ребят сравнивают с героями книг, кинофильмов: Чебурашка, Кощей Бессмертный, Печкин, Бобик, Масяня, Чип.

5. Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе.

Эти прозвища я не смогла отнести ни к одной выше описанной группе.

Йогурт, Ржавый Кью, Вермишель, Швабра, Лешак, Банан, Цыган (по национальности цыган), кальян, Т-34, Цветик-семицветик, Курица. Янстон, Хиопс. Курятник, Боб, Косой, Фасоль, Леший. Джип, Бабуин, Бульдозер, Крыса. Пуля, Картошкин, Жабористый, Банан, Бублик, Бизон, Утка, Козёл.

























Заключение

Итак, прозвища - именования неофициальные, они не записываются в деловые бумаги и используются, как правило, в небольшом коллективе. В разных коллективах они могут быть различными, могут быть очень подвижны, нередко меняются или исчезают совсем.

Прозвища бывают разные. Одни - обидные, высмеивающие физические или умственные недостатки. Они унижают личность человека, могут послужить возникновению комплекса неполноценности человека.. Другие прозвища кажутся безобидными. Ими могут называть друзья. Они не причиняют страдания человеку, которого обозвали. Но в результате этого может забыться настоящее и, может быть, очень красивое имя!

Прозвище либо указывает на особенности внешности, характера, либо каким-то образом связано с фамилией, именем, либо зависит от особых обстоятельств, в которых возникло.

Прозвище выделяет каждого конкретного человека в коллективе: у многих ребят имена в классе могут быть одинаковыми, а одинаковых прозвищ не бывает.

Наши ребята отличаются необыкновенным даром подметить в человеке главное и наградить метким прозвищем, которые могут меняться в лучшую или худшую сторону в зависимости от образа жизни человека. Давая человеку прозвище, окружающие стараются выразить свои чувства и эмоции. Яркость, точность и злободневность прозвищ способствуют их живучести.

Фантазия русскоязычного населения безгранична. Наверное, именно поэтому русский язык такой богатый. Однако и его не хватает человечеству, чтобы выразить все свои чувства, обозначить все предметы и явления. И постоянно будут появляться всё новые слова и новые прозвища.

И все-таки, я думаю, что каждого человека нужно называть уважительно и по имени, которое ему выбрали самые лучшие люди - любящие родители.

Результаты исследования

В результате проведённой исследовательской работы я выяснила:

* Причиной возникновения прозвищ в школе является то обстоятельство, что прозвище выделяет конкретного человека в коллективе, то есть выполняет различительную функцию.

* Большинство прозвищ образовано от фамилии носителя прозвища.

* Прозвища очень подвижны, так как могут исчезать одни и появляться другие.

* Прозвища носят оценочный характер в отличие от стилистически нейтральных фамилий.

Исследовательская работа убедила меня в том, что прозвища, как и фамилии, могут быть интереснейшим источником для социологических, лингвистических исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и внутренний мир.

Результаты данного исследования могут быть полезными при проведении классных часов по этике межличностных отношений; должны способствовать созданию комфортных условий всем обучающимся, независимо от каких-то физических особенностей и привычек; воспитывать культуру общения.







Список использованной литературы

1. Еловская, Р.В. Испокон в моей деревне всех по прозвищам зовут. [текст] / Р.В.Еловская// «Русский язык в школе». - 2006. - № 14, с.20

2. Полякова, Е.Н. Из истории русских имён и фамилий.[текст]/Е.Н.Полякова// М., «Просвещение». - 1975.

3. Современный толковый словарь русского языка/ Гл.ред. Кузнецов А.С. - М.: Ридерз Дайджест. - 2004.

4. Суперанская, А.В., Суслова, А.В. Современные русские фамилии. [текст]/ А.В.Суперанская, А.В.Суслова//М.: Наука,. - 1981.



































Приложение.

1.Прозвища, образованные от фамилии носителя прозвища.

2. Прозвища, образованные от собственного имени или отчества.

3. Прозвища, связанные с особенностями внешности человека.

4. Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, особенности его характера.

5. Другие прозвища, встречающиеся в нашей школе.



© 2010-2022