Рабочая программа элективного курса К пятёрке шаг за шагом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11

города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_____ /И.А. Куличёва /

ФИО

Протокол № от

«2 » августа 201 г.

Рассмотрена на заседании

методического совета лицея

Протокол № от

« » августа 20 г.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ лицей №11

_____ / Н.Н.Маснева /

ФИО

Приказ № от

« » августа 20 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВА

«К пятерке шаг за шагом»


по русскому языку

(указать предмет, курс)

Ступень обучения (класс): основное общее образование (5-9 классы) 9 «В» класс

Количество часов: 35.

Составитель: учитель русского языка и литературы Бондарь Наталья Анатольевна

Программа разработана на основе государственного стандарта основного среднего образования.

Программа составлена на основе учебного базисного плана для лицеев.


2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

1.1 Общие положения

Программа факультативного курса рассчитана на учащихся девятого класса.

Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. На занятиях курса предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык.

Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования.

Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.

Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

Данная авторская программа рассчитана на 35 часов.

1.2. Общие цели основного общего образования с учетом специфики курса.

Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.

Задачи курса: быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в основной школе и подготовить учащихся к централизованному тестированию, выпускным и вступительным экзаменам, способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развивать навыки исследовательской работы.

Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои возможности и подготовиться к тестированию по русскому языку.

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Они необходимы для выработки более свободного и широкого взгляда на русский язык.

Программа содержит новые знания для учащихся, что вызывает познавательный интерес школьников и побуждает желание самообразования.

Курс предполагает освоение глубоких теоретических познаний в области языка, что способствует восприятию русского языка не как свод правил, а как живой организм, систему, которую надо постараться почувствовать, понять, в которой надо разобраться.

Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путём» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знаний не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • по фонетике: производить фонетический разбор слов;

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

  • по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;

  • по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

  • по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

  • по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;

  • по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;

  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;

  • по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

Описание места электива в учебном плане.

Согласно учебному плану для электива по русскому языку в 9 классе отводится 35 часов в год, 1 час в неделю. По годовому учебному графику количество часов равняется 34, в связи с выпадением праздничных дней на рабочие дни (9 мая 2014 года). Целостное изучение курса достигается путем уплотнения учебного материала.

Содержание программы

Тема 1. Слог, ударение. Характеристика звуков.

Открытость/закрытость слога. Правила переноса слов. Согласные звуки (парность по звонкости/глухости, сонорность, парность по твёрдости/мягкости.) гласные звуки (ударность, фонетические позиции).

Тема 2. Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением

Система правил, регулирующих написание гласных в корне. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, -е- и -э- в заимствованных словах. -о- и -ё- после шипящих.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (-ы- и -и- в корне после приставок), и понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередование гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг- // -лож-, -бир- // -бер-, -тир- //-тер-, -стил- // -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст- // -рос, -скак- // - скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-,

-клан- // -клон-, -зар- // -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло // ла, оро // ра, ере // ре, ело // ле.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.)

Корни-омофоны.

Тема 3. Соединительные гласные в сложных словах

Гласные в приставках. Правописание соединительных гласных -о- и -е-. Сложные слова без соединительной гласной: сумасшедший, аквапарк; с первым корнем а) числительным: шестигранник, б) существительным на -мя: имярек, семядоля.

Морфологический принцип написания приставок. Приставки не-и ни-; раз- (рас-) и роз-(раз-) Роль смыслового анализа при различении приставок пре- и при-.

Написание иноязычных приставок би-, де-, инфра-, под-, пара-, ре-, экстра-, пере-, эпи-.

Тема 4. Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий. Система правил, регулирующих правописание окончаний разных частей речи. Различие окончаний - е - и - и - в именах существительных. Ударные окончания в словах в забытьи, на острие.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: -о- и -е- после шипящих и -ц- в суффиксе и окончании; правописание -и- и -ы- после -ц- .

Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн-, -есть- (-ость-), -ени- и другие. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их значение -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-,

-чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и другие. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-.

Тема 5. Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм

Типичные суффиксы глагола и их написание : -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов - ова- ( -ева-) и -ыва- . написание суффикса - а - или -и- в глаголах с приставкой - обез- ( обезлесить - обезлесеть ); - ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени ( посеять - посеявший - посеянный ).

Тема 6. Согласные в корнях, приставках, суффиксах

Правописание согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска - дощатый, очки - очёчник).

Приставки на з (с )- фонетический принцип. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица ; -к- и -ск- в именах прилагательных

Тема 7. Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

Н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных , образованных от существительного и от глагола.

Тема 8. Употребление -ь- и -ъ-

Употребление разделительных ъ и ь . написание сочетаний чн , щн ,нч , нщ, рщ, рч, чк, внутри отдельной морфемы и на стыке морфем ; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Тема 9. Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Система орфограмм данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Образование и написание сложных слов ( имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний ( многообещающий - много обещающий).

Употребление дефиса в знаменательных и служебных частях речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Тема 10. Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных слов.

Тема 11. Контрольный тест по разделу «Орфография»

Тема 12. Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы

Особенности произношения гласных и согласных звуков. Деление слова на слоги. Морфологические нормы знаменательных частей речи.

Тема 13.Лексические и синтаксические нормы

Построение предложения с деепричастиями. Управление и однородные члены в предложении, согласование в предложении. Нормы лексической сочетаемости слов.

Тема 14. Зачёт по культуре речи

Тема 15. Простое предложение

Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интационные особенности этих предложений.

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Тема 16. Обособленные члены предложения

Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция, грамматико-пунктуационные отличия его от деепричастного оборота.

Способы обособления предложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительными в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Тема 17. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (что, что ж , как же, что же).

Тема 18. Знаки препинания при прямой речи

Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Тема 19. Знаки препинания в ССП

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Тема 20. Знаки препинания в СПП

Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.

Тема 21. Знаки препинания в БСП

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тема 22. Контрольный текст по разделу «Культура речи»

Тема 23. Определение функционального стиля текста.

Текст, его строение, виды его преобразования и основные признаки. Стили речи (разговорные и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный).

Тема 24. Работа со смысловыми типами речи.

Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Тема 25. Основная мысль текста - рассуждение.

Типы речи. Рассуждение. Схема построения текста-рассуждения.

Тема 26. Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса).

Тема 27. Языковые средства, обеспечивающие связность текста.

Тема 28. Анализ композиции научного и публицистического текстов.

Тема 29. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.

Тема 30. Рецензия на научный и публицистический тексты.

Тема 31. Редактирование текста.


Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

ФОНЕТИКА

1.

07.09

Слог, ударение.

1

Лекция, практикум

Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

2-3.

14.09

21.09

Характеристика звуков.

2

Практикум

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

ОРФОГРАФИЯ

4-5.

28.09

05.10

Гласные в корнях слов, проверяемые и непроверяемые ударением

2

Лекция, практикум

Составление алгоритмов применения правил, тестирование, работа со словарём

6.

12.10

Соединительные гласные в сложных словах. Гласные в приставках

1

Практикум

Работа с перфокартами, мини-тестирование

7.

19.10

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий. Гласные с суффиксах существительных, прилагательных, причастий и наречий

1

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности,

практикум

Защита конспектов, тестирование, лингвистические сочинения

8.

26.10

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и их форм

1

Практикум

Оформление дидактических материалов, тестирование

9.

09.11

Согласные в корнях, приставках, суффиксах

1

Практикум

Работа со словарём,

тестирование

10.

16.11

Правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях

1

Практикум

Работа с перфокартой, конкурс опорных конспектов,

тестирование

11.

23.11

Употребление -ь- и -ъ-

1

Практикум

Тестирование, составление кроссвордов

12.

30.11

Слитное, раздельное, дефисное написание слов

1

Практикум

Подготовка проектов, лингвистическое сочинение, тестирование

13.

07.12

Правописание знаменательных и служебных слов, сходных по звучанию

1

Практикум

Тестирование

14.

14.12

Контрольный тест по разделу

1

Проверка знаний

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

КУЛЬТУРА РЕЧИ (НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ)

15.

21.12

Орфоэпические (произношение, ударение) и морфологические нормы

1

Лекция, практикум

Конкурсы, работа со словарём, конкурс орфоэпических мини-словарей

16.

11.01

Лексические и синтаксические нормы

1

Лекция, практикум

Тестирование, работа с лингвистическими справочниками

17.

18.01

Зачёт по культуре речи

1

Проверка знаний

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

ПУНКТУАЦИЯ

18.

25.01

Простое предложение. Однородные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Лекция, практикум

Составление опорных схем, конспектов, защита дидактических материалов, тестирование

19.

01.02

Обособленные члены предложения

1

Лекция, практикум

Тестирование, работа с художественными текстами

20.

08.02

Знаки препинания при вводных словах и конструкциях, обращение

1

Лекция, практикум

Составление таблиц, тестирование

21.

15.02

Знаки препинания при прямой речи

1

Лекция, практикум

Тестирование, подготовка докладов, защита проектов

22.

22.02

Знаки препинания в ССП

1

Практикум

Тестирование

23.

29.02

Знаки препинания в СПП

1

Практикум

Тестирование

24.

07.03

Знаки препинания в БСП

1

Практикум

Тестирование

25.

14.03

Контрольный текст по разделу

1

Проверка знаний

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

АНАЛИЗ ТЕКСТА И НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ (ЗАДАНИЕ ТИПА С)

26.

21.03

Определение функционального стиля текста

1

Лекция с элементами практической и

исследовательской деятельности

Подготовка докладов, составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста

27.

30.03

Работа со смысловыми типами речи

1

Лекция с элементами практической и

исследовательской деятельности

Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

28.

04.04

Основная мысль текста - рассуждение

1

Исследовательская работа в группах с текстами.

Составление памяток, анализ художественных текстов

29.

11.04

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

Исследовательская работа в группах с текстами.

Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

30.

18.04

Языковые средства, обеспечивающие связность текста

1

Исследовательская работа в группах с текстами.

Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

31.

25.04

Анализ композиции научного и публицистического текстов

1

Исследовательская работа в группах с текстами.

Выполнение тестовых заданий, анализ текстов

32.

02.05

Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов

1

Исследовательская работа в группах с текстами.

Защита памяток, тестовые задания

33.

16.05

Рецензия на научный и публицистический тексты

1

Исследовательская работа в группах с текстами.

Защита проектов рецензий

34.

23.05

Редактирование текста

1

Практикум по редактированию текстов

Аналитическая работа с текстами классиков

35.

30.05

Итоговая работа. Анализ текста

1

Проверка работ, определение уровня знаний учащихся

Литература

Д. И. Архарова. Подготовка к ЕГЭ . Русский язык. Анализ текста и написание рецензии. (Курс подготовки к написанию сочинения. Задания типа С.) - М.: Айрис-Пресс, 2005 год.

М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. - 7-е изд., испр. - М., 1995 год.

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 347 с.

А.Д. Дейкина, Т.М. Паханова. Русский язык. Учебник-практикум для ст. кл. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Вербум-М, 2001. - 414с.

Н.В. Егорова. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. - М.: Вако, 2005 год.

Изучение курса русского языка по стабильным учебникам / М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, И.И Кулибаба // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. - М.: Просвещение, 1998 год. С. 3-36.

Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. - М.: Просвещение, 1994 год. С. 73-105.

Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. - М.: Просвещение, 1990. - 368с.

Учебный комплекс под ред. Н.М. Баранова 5-8 классы // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. - М.: Просвещение, 2008 год.


© 2010-2022