- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М. Ю. Лермонтова Парус (5 класс)
Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М. Ю. Лермонтова Парус (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Праведникова О.В. |
Дата | 23.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка учителя русского языка и литературы О.В. Праведниковой.
Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».
Работа с учениками 5 класса над программным стихотворением М.Ю. Лермонтова велась не традиционным способом «поверхностного» прочтения, а путём подробного анализа его символической структуры с графическим представлением пространственно-временных ориентиров и субъектных характеристик. В роли базового субъекта выступает сам Парус.
На уроках литературы (2 часа) мы анализировали произведение в двух аспектах. Вначале (I этап) происходила коллективная деятельность по составлению сводной таблицы «расшифровки» образов из стихотворения «Парус» как общекультурных (русских и мировых) символов. Затем (II этап) - индивидуальное графическое представление поэтической картины мира, реализованной в «Парусе».
Текст стихотворения «Парус», рассматриваемый так образно-детально, «оживает» для детей, и программный материал воспринимается обучающимися с неподдельным интересом и очень личностно.
-
Таблица.
Слова-символы
«Расшифровка»
Парус
Человек, герой
Белый
Добрый, светлый, «+»; жизнь, начало, пустота, чистота, холод
Туман
Неизвестность, неопределенность, потерянность, заблуждения
Голубой
Свет, добро, небо, мечта, красота
Море
Дорога, жизнь
Волны
Препятствия, движение, изменение, ход жизни
Играют
«+»
Ветер
Помощь, удача, перемены, свежесть, свобода
Свищет
«-», неприятное влияние
Гнется и скрипит (мачта)
Устает, теряет надежды, изменяется
Светлая (лазурь)
Чистая дорога в жизни, свет, красота, «+»
Золотой луч
Личный свет, драгоценный дар конкретному «лицу»
Солнце
Жизнь, тепло, радость
Мятежный
Несогласный, бурный, буйный; воинственность, борьба
Буря
Боль, борьба (в душе), интерес, игра, приключения, эмоции, жизнь, счастье…
Выполнили ученики 5 «А» класса.
Учитель Праведникова О. В.
-
Графическое представление.
____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________