Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М. Ю. Лермонтова Парус (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка учителя русского языка и литературы О.В. Праведниковой.

Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус».

Работа с учениками 5 класса над программным стихотворением М.Ю. Лермонтова велась не традиционным способом «поверхностного» прочтения, а путём подробного анализа его символической структуры с графическим представлением пространственно-временных ориентиров и субъектных характеристик. В роли базового субъекта выступает сам Парус.

На уроках литературы (2 часа) мы анализировали произведение в двух аспектах. Вначале (I этап) происходила коллективная деятельность по составлению сводной таблицы «расшифровки» образов из стихотворения «Парус» как общекультурных (русских и мировых) символов. Затем (II этап) - индивидуальное графическое представление поэтической картины мира, реализованной в «Парусе».

Текст стихотворения «Парус», рассматриваемый так образно-детально, «оживает» для детей, и программный материал воспринимается обучающимися с неподдельным интересом и очень личностно.





  1. Таблица.

Слова-символы

«Расшифровка»

Парус

Человек, герой

Белый

Добрый, светлый, «+»; жизнь, начало, пустота, чистота, холод

Туман

Неизвестность, неопределенность, потерянность, заблуждения

Голубой

Свет, добро, небо, мечта, красота

Море

Дорога, жизнь

Волны

Препятствия, движение, изменение, ход жизни

Играют

«+»

Ветер

Помощь, удача, перемены, свежесть, свобода

Свищет

«-», неприятное влияние

Гнется и скрипит (мачта)

Устает, теряет надежды, изменяется

Светлая (лазурь)

Чистая дорога в жизни, свет, красота, «+»

Золотой луч

Личный свет, драгоценный дар конкретному «лицу»

Солнце

Жизнь, тепло, радость

Мятежный

Несогласный, бурный, буйный; воинственность, борьба

Буря

Боль, борьба (в душе), интерес, игра, приключения, эмоции, жизнь, счастье…

Выполнили ученики 5 «А» класса.

Учитель Праведникова О. В.



  1. Графическое представление.

Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова Парус (5 класс)

____________________________________________________________________________________

Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова Парус (5 класс)

Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова Парус (5 класс)

_____________________________________________________________________________________

Методическая разработка по литературе Символическое прочтение стихотворения М.Ю. Лермонтова Парус (5 класс)

© 2010-2022