- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по факультативному курсу Журналистика 9 кл
Рабочая программа по факультативному курсу Журналистика 9 кл
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ворошилова В.С. |
Дата | 13.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Актуальность программы «Журналистика и русский язык» связана с решением такого блока задач , как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление учащихся.
Пресса выпускаемая ребятами , дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле , утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности , профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение в учебный план данной программы обусловлена тем, что определенный круг учащихся стремится развить в себе умения , способности , необходимые для занятий журналистикой . Программа ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно- ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на становление и развитие личности учащихся.Их самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта.
Программа «Журналистика и русский язык» рассчитана на учащихся 9 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по русскому языку и литературе.
Направления программы:
- лингвистическая журналистика;
-экологическая журналистика;
-этнографическая журналистика;
-социальная журналистика.
Цель программы:
-создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации
Личности, интеллектуального совершенствования;
-формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;
-изучить основы журналистского мастерства.
Перспективная цель-подготовка обучающихся к сотрудничеству с областными, федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.
Задачи:
1 Обучающие:
-вооружение учащихся знаниями о принципах журналистской деятельности, о журналистской профессии;
-изучение истории журналистики, этапов ее развития;
-изучение основ социологии и журналистского творчества;
-формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первого опыта;
-формирование практических навыков создания школьного печатного издания;
-формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.
2.Воспитывающие:
-формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
-формирование толерантности, культуры межнационального общения.
-формирование представления о журналистике как о профессии, играющей важную роль в жизни общества.
-привитие культуры общения;
-пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к к журналистике;
-воспитание культуры поведения и речи.
3.Развиваюшие:
-всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма учащихся , формирование профессиональной направленности;
- расширение общего кругозора.
По форме организации образовательного процесса программа является модульной.
Структура программы:
«Краткое введение в историю журналистики»,
«Основы журналистики»,
«Художественно-техническое оформление издания»,
«Редакционно-издательская деятельность».
По цели обучения данная программа профессионально-прикладная , ориентирована на профессиональное образование выпускника в области журналистики- «предмета », отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении,- а также на выработку актуальных навыков и умений.
Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе ; создание учащимися своего портфолио, освоение теории и практики , а именно:
Предметные знания в следующих областях :
-журналистика как форма информационной деятельности;
Журналистика как профессия и ее влияние на здоровье;
-информационный рынок;
-роль журналиста в становлении общественного мнения;
- приемы риторики;
-создание текста;
-газетные жанры;
-редактирование;
-редакционный коллектив;
-структура газетного номера;
- иллюстрация в газете;
-макетирование и верстка газеты.
Предметные умения и навыки- навыки анализа текста , создание текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; создание номера газеты , умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах, навыки работы с научной, справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.
Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями.
Учащиеся должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции,, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал.
По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.
Обучение , а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время.
Данная программа составлена на основе программы факультативного курса «Журналистика и русский язык».
Итоги реализации программы.
К концу обучения учащиеся должны получить полное представление о журналистской профессии, освоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены , освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.
Календарно-тематическое план факультативного курса
«Журналистика и русский язык»
(35 часов в неделю)
№
Название раздела
Всего часов
Лекционные практические
практические
Форма контроля
1 год обучения
1
Краткое введение в историю журналистики
8
2
6
Эвристическая беседа, реферат, творческая работа
2
Основы журналистики.
27
10
17
Эвристическая беседа, творческая работа,
проект
Календарно-тематическое планирование факультативного курса
«Журналистика и русский язык»
(35 часов в неделю)
№
Название раздела
Всего часов
Лекционные
Практические
Форма контроля
план
факт
Раздел 1 Краткое введение в историю журналистики
1
Вводное занятие. Знакомство с понятием «Журналистика»
1
1
1
Реферат, эвристическая беседа, творческая работа, тесты
01.09
2
Газетный мир
1
1
эвристическая беседа, творческая работа, тесты
08.09
3
Как и почему возникла журналистика?
1
1
эвристическая беседа, творческая работа, круглый стол
15.09
4
Из истории древней прессы
1
1
1
эвристическая беседа, творческая работа,
22.09
5
Знакомство с детскими и подростковыми
СМИ
1
1
эвристическая беседа, творческая работа ,экскурсия
29.09
6
Знакомство с законами о СМИ
1
1
творческая работа ,экскурсия
06.10
7
Итоговое занятие
1
Посвящение в юнкоры
13.10
8
Итоговое занятие
1
Посвящение в юнкоры
20.10
Раздел 2 Основы журналистики
9
Знакомство с древом жанров
1
1
Эвристическая беседа
27.10
10
Знакомство с древом жанров
1
1
Эвристическая беседа
10.11
11
Мастерская жанров
1
1
Творческая работа
17.11
12
Мастерская жанров
1
1
Творческая работа
24.11
13
Информация
1
1
Творческая работа
01.12
14
Информация
1
1
Творческая работа
08.12
15
Заметка
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
15.12
16
Заметка
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
22.15
17
Отчет
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
29.15
18
Отчет
1
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
12.01
19
Репортаж
1
1
1
творческая работа
19.01
20
Репортаж
1
1
1
творческая работа
26.01
21
Интервью
1
1
1
творческая работа
02.02
22
Интервью
1
1
1
творческая работа
09.02
23
Пресс-релиз.
Опрос
1
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
16.02
24
Пресс-релиз.
Опрос
1
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
23.02
25
Обозрение, комментарий
1
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
02.03
26
Рецензия, корреспонденция
1
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
09.03
27
Статья
1
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
16.03
28
Очерк
1
1
Эвристическая беседа, творческая работа
23.03
29
Зарисовка
1
1
творческая работа
06.04
30
Фельетон
1
1
творческая работа
13.04
31
Памфлет
1
1
творческая работа
20.04
32
Эссе
1
1
творческая работа
27.04
33
Социология как составная часть журналистских знаний.
1
1
творческая работа
14.05
34
Культура речи
1
1
творческая работа
11.05
35
Итоговое занятие
1
Конкурс проектов
18.05
Всего : 35 часов
Литература
Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм.
Журналистика и культура русской речи. 2002.№4
Богданов Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста .Л., 1971 г.
Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения . М.- Р.н/Д., 2004.
Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М. 1996.
Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.
Зарва М. В. Русское словесное ударение : словарь , М., 2001.