Рабочая программа по факультативному курсу Журналистика 9 кл

        Актуальность  программы «Журналистика и русский язык» связана с решением такого  блока задач , как социально-творческое развитие  личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление учащихся.        Пресса выпускаемая ребятами , дает им возможность определиться  в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле , утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности , профессион...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность программы «Журналистика и русский язык» связана с решением такого блока задач , как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление учащихся.

Пресса выпускаемая ребятами , дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле , утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности , профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение в учебный план данной программы обусловлена тем, что определенный круг учащихся стремится развить в себе умения , способности , необходимые для занятий журналистикой . Программа ориентирована на то, чтобы учащиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно- ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на становление и развитие личности учащихся.Их самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта.

Программа «Журналистика и русский язык» рассчитана на учащихся 9 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по русскому языку и литературе.

Направления программы:

- лингвистическая журналистика;

-экологическая журналистика;

-этнографическая журналистика;

-социальная журналистика.

Цель программы:

-создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации

Личности, интеллектуального совершенствования;

-формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;

-изучить основы журналистского мастерства.

Перспективная цель-подготовка обучающихся к сотрудничеству с областными, федеральными периодическими изданиями и возможному выбору журналистики как будущей профессии.

Задачи:

1 Обучающие:

-вооружение учащихся знаниями о принципах журналистской деятельности, о журналистской профессии;

-изучение истории журналистики, этапов ее развития;

-изучение основ социологии и журналистского творчества;

-формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первого опыта;

-формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

-формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.

2.Воспитывающие:

-формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

-формирование толерантности, культуры межнационального общения.

-формирование представления о журналистике как о профессии, играющей важную роль в жизни общества.

-привитие культуры общения;

-пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к к журналистике;

-воспитание культуры поведения и речи.

3.Развиваюшие:

-всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма учащихся , формирование профессиональной направленности;

- расширение общего кругозора.

По форме организации образовательного процесса программа является модульной.

Структура программы:

«Краткое введение в историю журналистики»,

«Основы журналистики»,

«Художественно-техническое оформление издания»,

«Редакционно-издательская деятельность».

По цели обучения данная программа профессионально-прикладная , ориентирована на профессиональное образование выпускника в области журналистики- «предмета », отсутствующего в базовом общеобразовательном учреждении,- а также на выработку актуальных навыков и умений.

Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе ; создание учащимися своего портфолио, освоение теории и практики , а именно:

Предметные знания в следующих областях :

-журналистика как форма информационной деятельности;

Журналистика как профессия и ее влияние на здоровье;

-информационный рынок;

-роль журналиста в становлении общественного мнения;

- приемы риторики;

-создание текста;

-газетные жанры;

-редактирование;

-редакционный коллектив;

-структура газетного номера;

- иллюстрация в газете;

-макетирование и верстка газеты.

Предметные умения и навыки- навыки анализа текста , создание текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; создание номера газеты , умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах, навыки работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки - навыки оперирования формулировками, определениями.

Учащиеся должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции,, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал.

По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.

Обучение , а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время.

Данная программа составлена на основе программы факультативного курса «Журналистика и русский язык».

Итоги реализации программы.

К концу обучения учащиеся должны получить полное представление о журналистской профессии, освоить основы профессиональной культуры журналиста, уметь создавать журналистские тексты в жанрах, которые на момент окончания учебного года будут изучены , освоить навыки поиска информации в различных источниках и уметь работать в текстовых редакторах.




Календарно-тематическое план факультативного курса

«Журналистика и русский язык»

(35 часов в неделю)

Название раздела

Всего часов

Лекционные практические

практические

Форма контроля

1 год обучения

1

Краткое введение в историю журналистики

8

2

6

Эвристическая беседа, реферат, творческая работа

2

Основы журналистики.

27

10

17

Эвристическая беседа, творческая работа,

проект

Календарно-тематическое планирование факультативного курса

«Журналистика и русский язык»

(35 часов в неделю)

Название раздела

Всего часов

Лекционные

Практические

Форма контроля

план

факт

Раздел 1 Краткое введение в историю журналистики

1

Вводное занятие. Знакомство с понятием «Журналистика»

1

1

1

Реферат, эвристическая беседа, творческая работа, тесты

01.09

2

Газетный мир

1

1

эвристическая беседа, творческая работа, тесты

08.09

3

Как и почему возникла журналистика?

1

1

эвристическая беседа, творческая работа, круглый стол

15.09

4

Из истории древней прессы

1

1

1

эвристическая беседа, творческая работа,

22.09

5

Знакомство с детскими и подростковыми

СМИ

1

1

эвристическая беседа, творческая работа ,экскурсия

29.09

6

Знакомство с законами о СМИ

1

1

творческая работа ,экскурсия

06.10

7

Итоговое занятие

1

Посвящение в юнкоры

13.10

8

Итоговое занятие

1

Посвящение в юнкоры

20.10

Раздел 2 Основы журналистики

9

Знакомство с древом жанров

1

1

Эвристическая беседа

27.10

10

Знакомство с древом жанров

1

1

Эвристическая беседа

10.11

11

Мастерская жанров

1

1

Творческая работа

17.11

12

Мастерская жанров

1

1

Творческая работа

24.11

13

Информация

1

1

Творческая работа

01.12

14

Информация

1

1

Творческая работа

08.12

15

Заметка

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

15.12

16

Заметка

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

22.15

17

Отчет

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

29.15

18

Отчет

1

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

12.01

19

Репортаж

1

1

1

творческая работа

19.01

20

Репортаж

1

1

1

творческая работа

26.01

21

Интервью

1

1

1

творческая работа

02.02

22

Интервью

1

1

1

творческая работа

09.02

23

Пресс-релиз.

Опрос

1

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

16.02

24

Пресс-релиз.

Опрос

1

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

23.02

25

Обозрение, комментарий

1

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

02.03

26

Рецензия, корреспонденция

1

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

09.03

27

Статья

1

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

16.03

28

Очерк

1

1

Эвристическая беседа, творческая работа

23.03

29

Зарисовка

1

1

творческая работа

06.04

30

Фельетон

1

1

творческая работа

13.04

31

Памфлет

1

1

творческая работа

20.04

32

Эссе

1

1

творческая работа

27.04

33

Социология как составная часть журналистских знаний.

1

1

творческая работа

14.05

34

Культура речи

1

1

творческая работа

11.05

35

Итоговое занятие

1

Конкурс проектов

18.05


Всего : 35 часов

Литература

Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм.

Журналистика и культура русской речи. 2002.№4

Богданов Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста .Л., 1971 г.

Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения . М.- Р.н/Д., 2004.

Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М. 1996.

Гуревич С.М. Репортаж в газете. М., 1963.

Зарва М. В. Русское словесное ударение : словарь , М., 2001.


© 2010-2022