Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 5 классе

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели: развивать чувство прекрасного, связную устную и письменную речь;

формировать умение анализировать произведения искусства.

Ход урока.

1.Актуализация имеющихся знаний.

- Вспомните отрывок из стихотворения А.Кушнера «Что я знаю».

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,-

Обязательно картина называется … (пейзаж).

(Читают стихотворение, дополняют слово).

- Что такое пейзаж?(Пейзаж-местность, страна-франц. -картины природы в художественном произведении).

- Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень точно описать состояние природы. Вспомните картину пейзажиста А.Саврасова «Грачи прилетели». (Демонстрация репродукции картины). Как поэтично изобразил он приход ранней весны: рыхлый, розоватый снег, прозрачные дали, суету прилетевших грачей. Смотришь на картину, и тебя охватывает предчувствие наступающей весны.

- Давайте посмотрим, как художники изображают разные времена года?

(Демонстрация репродукций картин:И.Э.Грабарь «Мартовский снег»,И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу»,И.И.Шишкин «Золотая осень»,И.И.Шишкин «Зима»).

- Мы посмотрели несколько репродукций, на которых были изображены 4 времени года. Как вы думаете, почему человек с древних времён любит изображать картины природы?

2.Изучение нового материала.

- Зима только кажется белой, но в ней столько оттенков, столько красок. Один из русских художников, кто сумел заметить это,- Игорь Эммануилович Грабарь.

Подбор материалов к сочинению.

Рассмотрим картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Чтобы понять идею картины, что двигало худлжником, нужно обратиться к истории её создания.

Он писал свою картину зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Помосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражён проздником пробуждающейся весны: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.

Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастических красок: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба.

Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу».

Неудивительно, что художнику захотелось передать, хоть десятую долю этой красоты. На этот раз художник быстро вернулся за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины.

Над этой картиной И.Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

- Почему картина так названа?(Лазурь-это светло-синий цвет, природная светло-синяя краска).

- Какой февральский день изобразил художник?(Солнечный, морозный,ясный).

- А небо какое?

- Опишите снег.Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? (Снег искрится, оттенки самые разные:сиреневый, фиолетовый в тени, голубой, розоватый на солнце).

-Берёза. Что поразило художника в ней, почему захотелось её написать?

А теперь составим словосочетания, которые могут пригодиться нам в работе над сочинением.

Работаем в группах. К существительным нужно подобрать прилагательные, пдходящие по смыслу.

1 группа - небо, 2 группа - снег, 3 группа - берёза. (Учащиеся составляют словосочетания: небо-бирюзовое, лазоревое, лиловое,лазурное, сапфировое; снег-серебристый, голубоватый, молочный;берёза- жемчужная, молочная).

- Составьте несколько предложений.

- Картина не оставила и меня равнодушной, послушайте и мои предложения.

Образец сочинения.

Морозный солнечный день. Синее огромное небо над головой. Лиловые длинные тени лежат на сугробах. Снег ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Потоки яркого солнечного света заливают поляны, отражаются в ослепительной скатерти снегов. Высоко в небе застыли прозрачные облака. Воздух свеж и чист.

Серебром блестят в синеве неба стволы берёз и ярко слепят кристаллические снега на ветвях деревьев.

Невозможно оторвать взгляд от этой фантастической красоты земного леса.

3.Самостоятельная работа. Написание сочинения.

4. Итог урока.

А урок мне хочется закончить словами известного русского пейзажиста Алексея Саврасова: «…пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души.Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».



© 2010-2022