- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы к практикуму по русскому языку Сложные случаи орфографии (9 -11 класс)
Материалы к практикуму по русскому языку Сложные случаи орфографии (9 -11 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Доротюк Г.И. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. Гласные О - Ё в корнях слов под ударением: Ё // с Е в однокоренных словах, О занимает постоянную позицию.
К словам подобрать проверочное однокоренное, выделить корни слов и определить орфограмму
Щётка (щЕтина) Ш..ковый Получил ож..г
Шомпол (шОмпольный) Ш..лковый подж..г здание
Ш..пот Ш..рох заж..г свет
Реш..тка Пч..лка шОссе
Крюш..н Бесш..вный ш..колад
Ж..рдочка Капюш..н ж..кей
Ч..ртик Ч..рточка ! ТРЕЩ..ТКА
2. В суффиксе сущ. ЁР после шипящих пиши Ё!
ДирижЁр, стаж..р, монтаж..р, ретуш..р, ухаж..р, но менедж..р!
3. В окончаниях сущ. и прил. после шипящ. и Ц под ударением пиши О, без ударения - Е.
СвечОЙ под плюш..м с груш..й о бегущ..й (строке)
тучЕЙ большОЙ товарищ..м бесстыж..го (озорника)
карандаш..м цветущЕЙ саранч..й с чуж..го (плеча)
мяч..м жгуч..е (пекло) солнц..м рыж..го (воротника)
4. В суффиксах сущ. и прил. после шипящ. и Ц под ударением пиши О, без ударения - Е.
КрючОК, но горошЕК девч..нка огурцОВый ! то же правило
Сундуч..к распаш..нка гуттаперчЕВый и у наречий
Бельч..нок волч..нок изразц..вый свеж(ё,о)
Мальч..нка замоч..к холщ..вый горяч(Ё,О)
Реч..нька ремеш..к зародыш..вый уж(о,е)
Творческое задание:заполнить пропуски словами, в которых после шипящих пишутся Ё-О-Е, определяя часть слова. Расставьте, где необходимо знаки.
В наш..м саду под колючим кустом …. появился сын ежихи - маленький …. . У него острый …. носик, …. брюшко. Глазки как две бусинки но с …. . ,,,, его не назовешь но поесть он всегда готов. Мы наливали ему…. молочка кормили …. хлебц..м предлагали даже …. . Он подружился во дворе с рыжим …. и злющ..й …., хозяином которых являет..ся …. Захар. Про него все раньше говорили Он лиц..м хорош, да душ..й непригож
Слова для справок: еж..нок, крыж..вник, обж..ра, хитрец..й, ш..лковый, ч..рненький, ч..рствый, свежий, печ..нка, ш..фёр, собач..нка, котище.
Какое предложение соответствует схеме? А: «П».